2. Халифат Омейядов
В 661 г. Али был зарезан в Куфе одним хариджитом, а немного позднее в Кербеле был зверски убит его сын Хуссайн вместе со своим семейством. В выигрыше оказался соперник Али — Муавия. Власть перешла к Омейядской династии (661— 750 гг.).
Между тем арабы продолжали продвигаться в обе стороны, на восток и на запад. На востоке пали Герат, Кабул, Балх, и арабы дошли до реки Инд и до Синда. Но дальше в Индию они не пошли, и на протяжении многих столетий у них были самые дружественные отношения с индийскими правителями. На западе же они все шли и шли вперед. Арабы прошли всю Северную Африку, пока не достигли Атлантического океана. Из Марокко они переправились через узкий пролив в Испанию. Испания была быстро покорена и арабы хлынули в Южную Францию. Но там их остановила коалиция во главе с Карлом Мартеллом.
От Испании до Монголии арабы торжествовали победу. Эти кочевники пустыни стали гордыми правителями огромной империи. Их называли сарацинами (вероятно, от слов сахра и нашин — обитатели пустыни). Но обитатели пустыни довольно скоро начали увлекаться роскошью и городской жизнью. В их городах стали расти дворцы. Халиф превратился теперь в абсолютного монарха. Не осталось и следа от демократии или выборности халифов. Они ничем не отличались от других абсолютных монархов того времени.
Завоевание арабами византийских областей и Ирана сопровождалось перераспределением земельного фонда. К завоевателям перешли земли Сасанидских царей и земли убитых в сражениях иранских дехканов. Но некоторые подчинившиеся арабам иранские и византийские землевладельцы сохранили свои владения.
Наибольшая часть земель в Ираке, Сирии и Египте была объявлена государственной собственностью, а сидевшие на этих землях крестьяне стали наследственными арендаторами, облагаемыми поземельной податью. Остальные земли были постепенно присвоены арабской знатью.
На присвоенных землях арабские землевладельцы сохранили уже существовавшую до прихода арабов систему отношений. Но многие «сподвижники пророка», став землевладельцами, использовали и в земледелии, и в ремесле тысячи захваченных во время войн пленников-рабов. Рабовладельческие отношения в Халифате VII—VIII вв. были еще очень крепки.
В ходе завоевания значительная масса арабов переселилась на новые земли. При этом часть арабов впоследствии перешла к оседлости, а другие арабы и на новых местах продолжали вести кочевой образ жизни.
Арабизация Ирака и Сирии, где основное население говорило на родственном арабскому языке и где еще до завоевания имелось значительное арабское население, протекала быстро. Арабизация Египта и Северной Африки проходила гораздо медленнее. А страны Закавказья, Иран и Средняя Азия так и не были арабизованы. Напротив, поселившиеся в этих странах арабы позже ассимилировались с местным населением и восприняли его культуру.
Наибольшая часть земельного фонда и оросительных сооружений в основных областях Халифата являлась собственностью государства. Меньшую часть земельного фонда составляли земли халифской фамилии (савафи) и земли, находившиеся в частной собственности. Эти земли (мульк) продавались и покупались. Институт мулька, соответствовавший западному аллоду, был юридически признан при халифе Муавии I. При Омей- ядах господствовали, таким образом, еще не достаточно развитые формы частной собственности — в виде государственных и мульковых земель. Но при этой династии появились уже зачатки и условной собственности на землю: земли, отдаваемые за службу военным людям (катиа), и более обширные территории, передаваемые арабским племенам, как кочевым, так и земледельческим (хима).
Земля обрабатывалась в основном крестьянами, хотя часть арабских землевладельцев продолжала сочетать труд крестьян с трудом рабов. На государственных землях при рытье и периодической очистке каналов также применялся труд рабов. Размеры поземельной подати (харадж) при Омейядах резко возросли. Часть собранных с государственных земель средств шла в виде жалования военным чинам и в виде пенсий и субсидий — членам фамилий «пророка» и его «сподвижников».
Омейяды сделали своей столицей Дамаск. Они очень украсили этот древний город дворцами, мечетями, фонтанами и павильонами. Дамаск славился своим водопроводом. В этот период арабы создали особый стиль в архитектуре, который известен как сарацинский или мавританский. Стиль этот не изобилует украшениями, он строг и красив. Идея этого стиля возникла из грациозного образа аравийской и сирийской пальмы. Арки и колоны, минареты и купола напоминают сводчатые и куполообразные формы пальмовых рощ.
Богатство и власть над миром принесли с собой роскошь и доступные ей игры и развлечения. Любимым развлечением арабов были скачки, а также поло и шахматы. Музыка, особенно пение, была модным увлечением, и в столице было много певцов, окруженных толпой поклонников и прихлебателей.
Постепенно наметилось еще одно крупное, но весьма печальное изменение. Оно касалось положения женщин. Успех побудил арабов все больше и больше подражать обычаям двух древних окружавших их империй — Восточно-Римской и Персидской. Затворничество женщин у арабов является главным образом результатом влияния Константинополя. Постепенно складывалась гаремная система, и социальное общение мужчин и женщин становилось все более редким явлением. Затворничество женщин стало характерной чертой мусульманского общества.
Недовольство широких народных масс в завоеванных странах политикой Омейядов было огромно. Во главе недовольных стояли последователи шиитов и хариджитов, а в 20-х гг. VIII в. появилась еще одна политическая группировка, которая получила наименование аббасидской, так как она возглавлялась Аббасидами, богатыми землевладельцами в Ираке, потомками Аббаса — дяди Мухаммеда.
В 40-х гг. VIII в. в Средней Азии началось восстание под руководством Абу Муслима, которое положило конец царствованию династии Омейядов.
Назад | Содержание | Вперед |