4. Выборы и избирательные системы
Выборы - способ смены правящих элит через волеизъявление населения, инструмент легитимации и стабилизации власти.
Выборы позволяют выявить расстановку политических сил в государствах, штатах, землях и т.д., определить степень доверия общества к партиям и их программам. В ходе избирательного процесса особенно активно осуществляется политическая социализация, усваиваются политические ценности, приобретаются политические навыки и опыт. Наконец, выборы - это и форма контроля населения за правящей элитой, дающая возможность привести к власти оппозицию.
Готовность общества к проведению выборов - важнейший признак его демократичности, способности мирными политическими средствами решать назревшие проблемы.
Избирательное право - это система государственно-правовых норм, регулирующих условия и порядок проведения выборов в представительные учреждения и занятие выборных государственных должностей.
В основе законодательной регламентации выборов лежат три основных принципа.
Первый — обеспечение равных возможностей для всех участвующих партий и кандидатов, проявляющееся прежде всего в лимитировании максимальных расходов на проведение выборов.
Второй принцип — так называемый принцип лояльности, в соответствии с которым кандидаты должны проявлять терпимость по отношению к соперникам, воздерживаться от некорректных действий.
Третий принцип - нейтралитет государственного аппарата, его невмешательство в ход предвыборной борьбы, лояльность по отношению ко всем участникам.
В основу современного избирательного права заложены принципы всеобщих, прямых, тайных травных выборов, сформулированные философами- просветителями. Наиболее известные методы ограничения действия этих принципов - прежде всего цензы (сословные, имущественные, образовательные, расово-национальные и прочие), манипулирование с границами и численностью избирательных округов.
Различают активное и пассивное избирательное право.
Активное избирательное право - это установленное законом право граждан лично участвовать в выборах на всех уровнях представительной власти. При прямых выборах граждане непосредственно избирают депутатов, при косвенных — сначала выборщиков, которые затем завершают избирательный процесс (двухступенчатые выборы президентов США, Бразилии, Финляндии, верхних палат парламентов Индии, Малайзии и других стран).
Пассивное избирательное право - это установленное законом право гражданина выступать на выборах в качестве кандидата в представительные органы или на выборную должность; это право быть избранным.
Уклонение граждан от участия в выборах — абсентеизм. Причины неявки на выборы: аполитичность, безразличие к результатам, протест части избирателей против существующих порядков или политических игр, неверие в любые обещания.
Избирательная система - это совокупность установленных законом правил, принципов и приемов проведения голосования, определения его результатов и распределения депутатских мандатов.
Основные избирательные системы - мажоритарная и пропорциональная. Элементы обеих сочетает смешанная система.
Мажоритарная система — организация выборов, при которой победитель определяется по принципу большинства голосов избирателей (более половины - в первом туре или больше, чем соперник, во втором туре). Кандидат, набравший меньшинство голосов, ничего не получает.
Мажоритарная система способствует вытеснению из органов власти мелких и средних по своему влиянию партий, становлению двух- или трехпартийной системы (Великобритания, США, Канада). Она позволяет создавать стабильные правительства, опирающиеся на парламентское большинство, обеспечивает относительно устойчивую связь между электоратом и депутатами, поскольку последние избираются непосредственно в округах и обычно рассчитывают на переизбрание.
Недостатки системы:
• в результате отсечения кандидатов, набравших меньшинство голосов, «оппозиционная» точка зрения оказывается представленной в выборном органе не в той мере, в какой она распространена в обществе;
• практически отсутствует механизм отзыва депутатов.
Пропорциональная избирательная система — организация выборов, при которой депутатские мандаты распределяются не между индивидуальными кандидатами, а между партиями соответственно доле поданных за них голосов. Порог — минимальная доля мандатов, которые должна набрать партия, чтобы претендовать на представительство (3-5 %).
При пропорциональной избирательной системе существуют три основных вида списков для голосования: жесткие, когда голосуют за партию в целом и кандидаты получают мандаты в той последовательности, в которой представлены в партийных списках; полужесткие, когда мандат обязательно получает кандидат, возглавляющий партийный список, а распределение остальных мандатов осуществляется в зависимости от полученных кандидатами голосов; свободные, когда распределение всех депутатских мандатов происходит в соответствии с результатами голосования.
Пропорциональная система обеспечивает представительство партий в выборных органах в соответствии с их реальной популярностью среди избирателей, позволяет полнее выражать интересы всех групп общества, активизировать участие граждан в электоральном процессе и в политике в целом. Она допускает возможность замены депутата по решению партии, если он не отражает «партийную» точку зрения.
Недостатки системы:
• относительная нестабильность правительств вследствие их формирования преимущественно на коалиционной основе;
• слабая связь между депутатами и избирателями, поскольку голосование осуществляется не за кандидатов, а за партии;
• возможность дестабилизации общества в случае изменения ориентации партии, за которую проголосовали избиратели, а также в результате внутрипартийного раскола после выборов.
Суть смешанной системы заключается в избрании части депутатского корпуса по мажоритарной система и части - по пропорциональной системе.
Избирательные технологии — система средств, приемов и способов, направленных на решение задач избирательной кампании, комплексы методов, используемых в ходе выборов.
По способу организации и проведения к выборам близок референдум. Это - прямое и непосредственное обращение к избирателям для окончательного решения общественно значимого законодательного или иного вопроса (принятие конституции, изменение формы государственного устройства или формы правления, принятие новых или отмена действующих законов, вступление страны в международные организации, присоединение к международным соглашениям и т.д.). Принятым на референдуме считается то решение, за которое проголосовало большинство участвующих в нем граждан.
Назад | Содержание | Вперед |