3.1. Основные понятия
Психика - сложная, многоплановая система, Ее структурные компоненты представлены на рис. 3.
Рис. 3. Структура психики
Психические процессы - это психические явления, обеспечивающие первичное отражение и осознание личностью воздействий окружающей действительности. Выделяются познавательные, эмоциональные, волевые процессы.
Психические свойства - это наиболее устойчивые и постоянно проявляющиеся особенности личности, обеспечивающие определенный уровень поведения и деятельности, типичный для нее. Различают следующие свойства личности: направленность, темперамент, характер и способности, мотивы, цели.
Психические состояния - это определенный уровень работоспособности и качества функционирования психики человека, характерный для него в каждый данный момент времени. К психическим состояниям относятся активность, пассивность, бодрость, усталость, апатия, эйфория и т.д.
Психические образования - это психические явления, формирующиеся в процессе приобретения человеком жизненного и профессионального опыта, в содержание которых входит особое сочетание знаний, навыков и умений. К психическим образованиям относятся знания, начальные умения, простые навыки, сложные навыки, сложные умения.
Как уже говорилось выше, центром (физиологическим базисом) процессов переработки информации у человека является нервная система. Она выполняет две важнейшие функции:
• коммуникация (передача различным нервным центрам информации от рецепторов и, в обратную сторону, проведение сигналов от нервных центров к эффекторам - железам и мышцам);
• переработка получаемой информации и программирование наиболее адекватной реакции.
Вторая функция принадлежит центральной нервной системе и включает широкий диапазон процессов - от простейших рефлексов на уровне спинного мозга до самых сложных мыслительных операций на уровне высших отделов головного мозга. В классической психологии эти функции нервной системы разбиты на следующие процессы:
• ощущение - элементарное понятие сознания;
• восприятие, в процессе которого формируются образы объектов, с которыми непосредственно или дистантно взаимодействует психика;
• представление - модели увиденного (воспринятого) в прошлом;
• мышление;
• внимание, которое определяет избирательность, сознательный или полусознательный отбор информации, воспринимаемой от органов чувств;
• память.
Ряд авторов также выделяет как самостоятельный психический процесс воображение - опережающее моделирование среды и поведения субъекта в ней.
Назад | Содержание | Вперед |