Политика репатриации и проблемы адаптации репатриантов в Республике Казахстан
Есимова А.Б.
(Кафедра политологии Шымкентского Института Международного Казахско-Турецкого Университета им. Х.А.Ясави, Шымкент, Казахстан)
1. С провозглашением независимости Республики Казахстан, началось проведение государственной политики по возвращению казахов, которые в свое время были вынуждены ее покинуть, на свою историческую родину. Прибытие и расселение репатриантов привело не только к появлению в лексиконе слова «оралман» (в переводе с казахского языка означает «репатриант»), но и поставило на повестку дня решение проблем, связанных с их адаптацией к местным условиям и интеграцией в казахстанское общество.
Указом Президента ежегодно определяется квота иммиграции для оралманов, с указанием количества семей и областей их расселения. Меры по организованной репатриации лиц казахской национальности, их прием и обустройство направлены на тех из них, которые не могут вернуться на историческую родину без финансовой поддержки государства. Так, в Указе Президента РК «О квоте иммиграции оралманов на 2005-2007 годы» от 27 декабря 2004 г. постановляется: «установить представленную Правительством Республики Казахстан квоту иммиграции оралманов на 2005-2007 годы в количестве по 15000 семей на каждый календарный год».
За 1991-2003 годы в Казахстан вернулось 83936 семьи (322432 чел.) репатриантов. Из них из Узбекистана - 46 831 семьи (173 027 чел. или 53,7% от общего числа), из Монголии - 14 990 семей (70792 чел.), из России - 5045 семей (13570 чел.). Основная часть репатриантов расселилась в Южно-Казахстанской (98295 чел. или 30,5% от общей численности репатриантов), в Мангистауской (49348 чел.) и Алматинской (41240 чел.) областях [1].
Если в начале 90-х годов акцентировалось внимание на бытовых проблемах, с которыми сталкивались репатрианты, то в последние годы наиболее остро стоит проблема их интеграции в казахстанское общество.
2. С начала 90-х началась разработка политико-правовых документов, регулирующих миграционные процессы. 13 декабря 1997 г. был принят Закон «О миграции населения», который «регулирует общественные отношения в области миграции населения, определяет правовые, экономические и социальные основы миграционных процессов, а также создание необходимых условий жизни на новом месте для лиц и семей, возвращающихся на свою историческую родину» [2]. В 2000 г. была одобрена «Концепция миграционной политики Республики Казахстан» (Постановление Правительства РК от 5 сентября 2000 г., № 1346). Из документа следует, что приоритетами миграционной политики для решения вопросов переходного периода являются: всемерное содействие обустройству оралманов; предупреждение и предотвращение потоков вынужденной миграции, в том числе и незаконной; создание и развитие иммиграционного контроля; содействие сокращению и стабилизации эмиграционных процессов; обеспечение и регулирование внутренней и внешней трудовой миграции [3]. В «Программе демографического развития Республики Казахстан на 2001-2005 г.г.» (утверждена Правительством РК от 30 октября 2001 г.) обозначены следующие задачи: «сокращение отрицательного сальдо миграции за счет активизации иммиграции путем создания нормальных жизненных условий для иммигрантов, особенно для оралманов и возвращающихся реэмигрантов». В данном документе утверждается, что реализацию регулирования миграционных процессов предполагается осуществить при помощи следующих мер: 1. Ежегодного увеличения квоты иммиграции; 2. Создания благоприятных условий для приема и обустройства оралманов, их быстрейшей интеграции в социальную сферу; 3. Поддержки и развития конструктивных взаимоотношений с казахской диаспорой за рубежом; 4. Создания условий для добровольной миграции лиц, проживающих в депрессивных районах в другие, более благополучные регионы; 5. Обеспечения поддержки в решении социальных вопросов реэмигрантов; 6. Изучения эмиграционного настроения населения [4].
В Законе Республики Казахстан от 27 марта 2002 года «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Казахстан "О миграции населения" в ст. 29 утверждается, что «Государство создает льготные условия для переселения в Республику Казахстан и обеспечивает оралманам: оказание помощи в трудоустройстве, повышении квалификации и в освоении новой профессии; создание условий для изучения государственного и русского языков...». Также согласно этому закону «статус оралмана прекращается после получения им гражданства Республики Казахстан».
3. Итоги социологического исследования «Оралманы в казахстанском обществе», проведенного в Южно-Казахстанской области (600 респондентов из числа местных жителей (выборка комбинированная (квотная /по показателям (квотам) национальности, возраста, пола/, районированная)) и 400 репатриантов (выборка целевая, использовался метод «снежного кома», Южно-Казахстанская область, конец 2003г. -2004 г.). Некоторые вопросы в анкетах для репатриантов и для местных жителей повторялись для того, чтобы сравнить их мнение.
Большинство респондентов из местных жителей дали правильное определение понятию «оралман». Так, 62,8% ответили, что оралманы - это лица казахской национальности, возвращающиеся на историческую родину. Что же касается наличия среди родственников и знакомых репатриантов, то 73,2% опрошенных их не имеют, у 20,5% респондентов есть оралманы среди родственников и друзей.
В целом, население положительно оценивает политику государства по возвращению казахов на историческую родину (60,7%). Каждый четвертый (25,2%) относится к этому нейтрально. И, к сожалению 10,5% - отрицательно.
Одной из задач социологического исследования было выявление проблем репатриантов с точки зрения местного населения. Эти проблемы распределились следующим образом: покупка жилья - 56,2%, трудоустройство на работу - 56,0%, получение казахстанского гражданства - 38,7%, незнание своих прав - 21,0%, образование для детей - 17,7%, незнание русского языка - 16,7%, получение статуса оралмана - 12,2%, адаптация к местным обычаям - 8,3%, адаптация к климатическим условиям - 6,7%, получение медицинских услуг - 4,5%.
Если классифицировать проблемы, стоящие перед оралманами, по ответам самих репатриантов, то получается следующая картина: трудоустройство на работу (66,8%), покупка жилья (54,8%), получение казахстанского гражданства (29,8%), незнание русского языка (25,5%), адаптация к местным обычаям, традициям и культуре (18,8%), адаптация к климатическим условиям (11,5%).
Отсюда мы видим, что в целом опрошенные жители области понимают, что основные проблемы репатриантов связаны с жильем, трудоустройством на работу, с получением гражданства. Однако, они недооценивают, что все-таки основная проблема репатриантов - это работа. Обращает на себя внимание тот факт, что среди репатриантов большой процент тех, кто сталкивается с проблемами адаптации к местным условиям.
Сталкиваются репатрианты с языковой проблемой. Эти трудности связаны не только с незнанием русского языка некоторой частью репатриантов (русский язык в Казахстане имеет статус языка межнационального общения и распространен наряду с казахским языком). Сложности оралманы испытывают и с казахским языком. В их лексиконе присутствуют слова, заимствованные из языков тех национальностей, с которыми рядом они проживали. Выходцам из Китая, Саудовской Аравии, Ирана (где казахи используют арабскую вязь), Монголии, а также Турции, Узбекистана (распространена латиница) не привычна кириллица.
Из результатов социологического исследования следует, что жители понимают, что наиболее острой проблемой у оралманов - это решение жилищного вопроса. Опрос показал, что у респондентов нет единого мнения по поводу разрешения данного вопроса. Так, 36,3% респондентов считают, что нужно дать возможность покупать жилье по ипотечному кредитованию, 36,0% - выдавать бесплатно землю оралманам и строить дома по методу асара (это старый казахский обычай, когда родственники, друзья, соседи собираются вместе в назначенный день и помогают строить дом), 32,3% - выдавать ссуду для строительства жилья и 29,5% - ответили, что оралманы должны самостоятельно решать жилищную проблему (в сумме ответы не дают 100%, так как респондентам было предложено выбрать несколько вариантов ответов).
В свою очередь репатриантам было предложено ответить на вопрос «Как бы Вы предложили решить жилищную проблему оралманов?». 59,0% ответили, что следует выдавать безвозвратную ссуду для строительства жилья; 54,0% - выдавать бесплатно землю оралманам и строить дома по методу асара; 14,3% - дать возможность покупать жилье по ипотечному кредитованию и 17,0% ответили, что оралманы самостоятельно должны решать жилищный вопрос. В вопросе, выясняющем возможные пути решения жилищного вопроса, наблюдаются расхождения во мнениях репатриантов и коренных жителей. Можно отметить, что вариант «выдавать бесплатно землю и строить дома по методу асара» у обеих групп находится на одной позиции.
Нужно заметить, что согласно данному опросу 40,3% - репатриантов купили жилье сами, 36,0% - получили от государства, 15,3% - арендуют жилье и 5,8% - проживают в общежитии.
Что касается того, как представляют оралманов местное население, то в целом у респондентов нет четкого представления о них. Так, считают, что оралманы живут компактно, обособленно, не общаются с местным населением 38,0% (18,0% ответили «да», 20,0% - «скорее да, чем нет»), почти такой же процент респондентов утверждают обратное - 36,6% (15,3% ответили «скорее нет, чем да», 21,3% - «нет»). И 20,5% - затруднились дать ответ.
Из всего вышеизложенного следует, что отношение местного населения к оралманам и к их проблемам можно назвать неоднозначным. Существующие расхождения во мнениях объясняются тем фактом, что процесс репатриации - достаточно новое явление в жизни общества.
Социологическое исследование показало, что большинство участников исследования из числа оралманов приехало из Узбекистана - 54%, остальные из Ирана - 27,8%, из Таджикистана - 10%, из Афганистана - 4%, из Турции - 1,3%, из Пакистана - 0,8%, из Монголии - 0,5%, из России и Китая - по 0,3% соответственно, из других стран - 1,3%. Что же касается сферы их деятельности, то 25,5% - это безработные и 21,8% - работающие в сфере торговли. Ответили, что занимаются ведением домашнего хозяйства - 12,8%, работают в сфере транспорта - 8,0%, в сельском хозяйстве - 7,3%, в образовании - 6,8%, в строительстве - 6,3%, в сфере услуг - 1,6%, в других сферах - 3,3%, являются пенсионерами - 4,3% и студентами - 2,3%.
Среди опрошенных 37,5% имеют среднее образование, 18,8% - среднее специальное, 16,0% - высшее, 14,8% - не имеют никакого образования и 11,3% - неполное среднее. Наибольшее количество оралманов с высшим образованием составляют выходцы из Узбекистана (23%). Что касается репатриантов из Ирана, то большинство из них или вообще не имеют образования (40%) или только среднее (35%). Репатрианты из Афганистана указали, что имеют среднее специальное образование (31%) и вообще никогда не учились (31%).
Необходимо отметить, что 38,5% респондентов живут в Казахстане более 5 лет, 27,5% - от 3 до 5 лет, 26,3% - от 1 года до 3 лет, 7,8% - менее года. При этом ответы на вопрос «Как Вы считаете, в какой мере Вам удалось приспособиться к новым условиям?» ответы распределились следующим образом: 54,5% - вполне приспособились, 32,8% - отчасти приспособились, 6,5% - не приспособились и 6,3% затруднились дать ответ.
Анализ полученных данных показал, что семьи оралманов большие по численности. Так, 19,5% ответили, что семья состоит из 7 человек, 18,3% - из 5 человек, 17,3% - 6 человек, 16,5% - 4 человека. Есть семьи, состоящие из 11 человек (1,3%), 12 человек (0,8%), 15 человек (0,3%), 17 человек (0,5%) и 28 человек (0,3%). У 25,3% в семье 3 детей, у 23,8% в семье 4 детей, 17,5% - 2 детей и 10,8% - 5 детей.
По семейному положению: 86,3% - состоят в браке, 13% - не состоят в браке, 0,8% -разведенных, вдовцов (вдов). Что же касается брачного статуса мужчин, то 53,5% опрошенных женаты (из них 51,5% имеют 1 жену, 1,8% - 2 жен и 0,3% - 3 жены) и 46,5% - не женатых. Здесь следует отметить, что на наличие 2 и 3 жен указали выходцы из Ирана.
Почти каждый второй респондент (41,5%) ответил, что в стране, откуда они прибыли они жили хуже, чем здесь. 39,3% указали, что они жили так же, как здесь.
43,0% респондентов отметили, что традиции, поведение людей в местности, где они сейчас живут (имеется в виду ЮжноКазахстанская область) сильно отличаются от традиций, которые были приняты на прежнем месте их проживания, 25,3% - отличаются незначительно и 31,8% ответили, что не отличаются. При этом следует отметить, что 36,0% респондентов отметили, что эти различия им нравятся, 15,5% - они безразличны, 7,0% - удивляют и только 5,3% ответили, что раздражаются от несходства в традициях.
В целом, можно сказать, что особых затруднений в общении с местным населением оралманы не испытывают. 74,8% - ответили, что таковых трудностей нет, 15,0% - что есть небольшие затруднения в общении и 4,8% указали на то, что испытывают значительные затруднения в общении.
На вопрос «Какую помощь Вы хотели бы получить от государства?» 53,8% опрошенных респондентов ответили - работу, 46,3%- жилье, 25,3%- земельный участок, 17,0% - ссуду для строительства жилья, 17,0%- скот для занятия сельским хозяйством и 6,8% - никакую.
В целом, процесс адаптации репатриантов идет по-разному. Это зависит как от того, откуда прибыли репатрианты, так и от нового места жительства. Наиболее быстро адаптируются репатрианты из республик бывшего Советского Союза, у которых нет существенных различий ни в языке, ни в культуре, ни в менталитете с местным населением. Наибольшие трудности испытывают репатрианты из стран дальнего зарубежья. И именно на них в первую очередь должны быть направлены мероприятия по интеграции оралманов в казахстанское общество.
В заключении следует отметить, что процесс адаптации и интеграции репатриантов - это достаточно продолжительный по времени и сложный в социально-психологическом плане процесс. Несмотря на усилия со стороны государственных структур, неправительственных организаций, Международной Организации по Миграции (МОМ), процесс адаптации оралманов на новом месте жительства во многом зависит от самих репатриантов, от их заинтересованности в скорейшей интеграции в казахстанское общество.
ЛИТЕРАТУРА
1. Источник: Агентство по миграции и демографии. От 01.04.2004. Данные взяты с сайта Международной Организации по Миграции. www. iom. kz
2. Казахстанская правда. 18 декабря 1997, с. 3-4
3. Сборник материалов по народонаселению. Агентство по стратегическому планированию РК, Агентство РК по миграции и демографии, Фонд народонаселения ООН (ЮНФПА), Астана, 2000, с. 15
4. Казахстанская правда. 8 ноября. 2001 г., с. 4
Назад | Содержание | Вперед |