2. Понятие и виды убеждения в государственном управлении
Убеждение в государственном управлении — это метод воздействия на сознание и поведение людей, представляющий собой совокупность мер воспитательного, разъяснительного и поощрительного характера, осуществляемый в целях повышения правосознания граждан и добровольного соблюдения и исполнения ими законов и других нормативно-правовых актов РФ.
Эффективность метода убеждения никогда не теряла своего значения. Соответствуя природе демократического характера государства, он должен совершенствоваться и получать свое дальнейшее развитие.
В целом метод убеждения воздействует на индивидуальное и групповое сознание, результатом которого является усвоение и принятие индивидом определенных социальных ценностей.
Целью применения различных видов убеждения является воспитание внутренней потребности и стойких привычек должного правомерного поведения.
В своем содержании метод убеждения включает целостную систему разнообразных мер, приемов воздействия на сознание людей, а через сознание — на их поведение. Эти способы могут иметь разнообразные виды проявления как путем словесного воздействия, так и через проведение организационных, поощрительных и иных мероприятий.
В правовой литературе различают следующие виды убеждения:
— агитационно-пропагандистская (организационно-массовая) работа;
— разъяснение действующего законодательства (правовая пропаганда);
— индивидуальная работа с отдельными лицами;
— критика антиобщественных поступков;
— различные виды поощрений: государственные награды, государственные и иные премии, почетные звания, почетные знаки и др.
— организация наставничества и шефской работы;
— передача материалов на рассмотрение общественности и др.
Применение органами исполнительной власти различных видов убеждения нашло правовое закрепление не только в Положении о государственных наградах РФ, но и в других нормативных актах.
Например, ст. 1.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ) предусматривает предупреждение административных правонарушений. А ст. 24.1 КоАП РФ требует от лиц, рассматривающих дела об административных правонарушениях, выявлять причины и условия, способствующие совершению административных правонарушений.
Кроме того, ст. 2.9 данного Кодекса формулирует очень важное положение о том, что при совершении малозначительного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Назад | Содержание | Вперед |