1. Понятие и классификация методов государственного управления
Под методами государственного управления понимаются способы (приемы) воздействия субъекта управления на объект управления для достижения целей, задач и реализации функций.
Методы управления могут:
— выражать связь субъекта с объектом управления, способ осуществления управляющего воздействия на объект;
— являться подвижным и активным элементом в системе управления; использоваться государственным аппаратом для достижения политических целей.
Независимо от содержания и направленности методы управления обладают:
— объективной организационной формой, под которой понимается вид воздействия, т. е. индивидуальное предписание (приказ, распоряжение и др.) или норма (правило) поведения;
— характером воздействия (непосредственное или косвенное воздействие посредством создания стимулирующих или ограничивающих условий);
— способом воздействия (единоначальный или коллегиальный);
— временной характеристикой (краткосрочные или долгосрочные);
— тактическим или стратегическим характером.
Сложность и многогранность процессов управления обусловливает существование множества методов управления. Методы не исключают, а дополняют друг друга, так как каждый из них характеризуется способом реализации целей управления.
Существует два универсальных способа воздействия на сознание и волю людей: убеждение и принуждение. Они составляют всеобщие методы социального, в том числе и государственного, управления.
Вопрос о классификации методов в литературе решается неоднозначно. Выделяются административные, экономические, социальнопсихологические, а также комплексные методы управления. Существуют и иные виды классификации.
В различных управленческих ситуациях, отраслях и сферах управления может преобладать использование тех или иных методов. Так, в сфере управления хозяйством предпочтение отдается экономическим методам. В социально-культурной сфере управления широко применяются социально-психологические методы. В управлении воинскими коллективами преобладают административные методы.
Административные методы в целом имеют важное значение для государственного управления. Они характеризуются «властью-подчинением», и в них наиболее ярко выражается властная природа управленческой деятельности. Однако это не исключает при использовании административных методов воздействия на управляемые объекты учета интересов последних.
В систему экономических методов входят: прибыль, налоговые льготы, кредит и др. Особая роль в повышении эффективности производства на уровне первичной государственной или муниципальной производственной организации (предприятия, объединения) принадлежит экономическому стимулированию, хозяйственной самостоятельности, политике налогообложения и др.
Социально-психологические методы управления направлены на создание в коллективе органа исполнительной власти благоприятного и устойчивого морально-психологического климата, установлению взаимопонимания между субъектом и объектом управления.
К социологическим методам управления относятся такие, которые влияют на коллективы, органы, группы.
К психологическим методам управления относятся:
— комплектование малых групп и коллективов на основе психологической совместимости работников;
— гуманизация труда;
— психологическое побуждение, формирование мотивов труда, оказание доверия; профессиональный отбор работников, обладающих такими психологическими характеристиками, которые наиболее соответствуют занимаемой должности.
В настоящее время широко применяется такой специфический метод, как государственные заказы.
Государственный заказ имеет свою перспективу в рыночных отношениях, так как позволяет:
а) обеспечивать государственные потребности и рационально использовать бюджетные средства;
б) содействовать развитию эффективных производств и видов социальной деятельности, влияя с их помощью на формирование прогрессивной отраслевой структуры;
в) стимулировать платежеспособный спрос государства.142
Государственные заказы — инструмент осуществления бюджетных программ (экономических, социальных, научно-технических, экологических).
Экономической и правовой основами формирования и реализации государственных заказов на различных уровнях государственного управления является формирование соответствующих бюджетов и установленные права федеральных органов и органов субъектов Федерации в их составлении и расходовании.
Принципы, порядок формирования, размещения и исполнения заказов на закупку и поставку товаров, работ, услуг для государственных нужд регулируются федеральными законами: от 26 октября 1994 г. «О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд», от 23 ноября 1994 г. «О государственном материальном резерве», от 24 ноября 1995 г. «О государственном оборонном заказе», от 21 июля 2005 г. «О поставках продукции для государственных и муниципальных нужд» и другими нормативно-правовыми актами.
Государственные заказы могут размещаться на закупку и поставку товаров, работ, услуг как для федеральных, так и региональных нужд.
Под государственными нуждами понимаются потребности в продукции, необходимой для решения задач жизнеобеспечения, обороны и безопасности страны и для реализации целевых программ, а также поставка материальных ценностей в государственный резерв.
Законы и иные правовые акты, отражая особенности регулирования отношений, связанных с формированием и размещением заказов, позволяют выделить их общие наиболее важные положения:
а) заказы формируются, размещаются и исполняются на договорной (контрактной) основе;
б) заказы размещаются на предприятиях, учреждениях и организациях независимо от форм собственности и ими исполняются;
в) государственные заказчики утверждаются Правительством РФ и компетентными органами исполнительной власти субъектов Федерации.
г) финансовые ресурсы, главным образом из бюджетов, выделяются государственному заказчику, который осуществляет финансирование выполнения заказов;
д) гарантом обязательств государственного заказчика выступают соответствующие органы исполнительной власти (Правительство РФ и правительства субъектов Федерации);
е) государственные заказчики и исполнители заказов имеют взаимные права и обязанности, а также несут установленную ответственность за неисполнение своих обязанностей;
ж) заказы, как правило, размещаются путем открытых и (или) закрытых торгов, конкурсов, аукционов;
з) в установленных случаях заключение государственных контрактов на поставку продукции для государственных нужд является обязательным, например для федеральных казенных предприятий, обладающих монополией на производство отдельных видов продукции (оборонный заказ).
Государственный заказ применяется не только в регулировании экономики, но и в других сферах: в науке, образовании и т. д. Например, Правительство РФ постановлением от 14 февраля 2001 г. № 109 утвердило Положение о государственном заказе на переподготовку и повышение квалификации государственных служащих федеральных органов исполнительной власти. Им определяется порядок формирования, размещения и исполнения государственного заказа на переподготовку и повышение квалификации государственных служащих федеральных органов исполнительной власти, а также организацию взаимодействия федеральных органов исполнительной власти с образовательными учреждениями, осуществляющими переподготовку и повышение квалификации государственных служащих.
Назад | Содержание | Вперед |