3.3. Приватизация и изменения в психологии собственности
В разделе о формах собственности мы уже дали определение понятию приватизация в ее широком и узком смысле. Вместе с тем, хотя многие вопросы приватизации стремятся раскрывать и интерпретировать экономисты, само это явление весьма трудно назвать сугубо экономическим. Даже более того: существуют совершенно противоположные позиции. Одна из них принадлежит А. Чубайсу, который в книге «Приватизация по-российски» пишет: «... с точки зрения классического экономического образования приватизация - не экономика. Вы не найдете ни в одном учебнике по макро или микроэкономике ни одной главы о приватизации. Ведь это больше процесс организационно - политический, процедурный, чем профессионально - экономический» [64, с.21]. Но, несмотря на то, что приватизация, как считают некоторые, - это не экономика, всегда и везде наличествуют некоторые ее предпосылки, значимые и в политическом, и в экономическом, и в психологическом плане.
Вопросы, вынесенные авторами книги в данный раздел, в чём- то носят политический оттенок и во многом дискуссионны. Но всё же мы решили не уходить от них. Утверждающий себя российский собственник, как и студенты и учащиеся, которым вскоре предстоит заниматься собственным бизнесом, должны хорошо представлять те проблемы, которые легли в фундамент рыночных реформ в нашей стране. Нельзя уподобляться страусу, зарывшемуся головой в песок. Гораздо лучше проанализировать положительные и отрицательные стороны российских метаморфоз и на этой основе попытаться найти наиболее оптимальные пути формирования массового отечественного собственника. На это нацеливают и другие компетентные мнения. Авторы уже несколько раз цитированного исследования ИКСИ РАН 2005 года считают, что возникшие в 90-х годах крупные состояния не рассматриваются большинством населения как легитимные. «Высокий уровень поддержки идеи пересмотра результатов приватизации будет сохраняться и впредь. Учитывая это, необходимо найти формы объяснения между обществом и властью по проблеме. Отделаться отдельными примерами и закрыть эту тему не удастся», - подчёркивают учёные [см.111].
Назад | Содержание | Вперед |