3.2.3. Буддизм
Буддизм в истории и практике религиозной философии проявил себя конфессией, отрицающей иллюзорность повседневных страстей и желаний человека, приводящие его к неминуемым утратам и страданиям. В связи с этим буддизм не принимал собственность как форму связи с материальным миром. Но на житейском уровне в буддизме не отрицаются богатство, благополучие, если нет безудержного стремления к ним, если нет всепоглощающего желания разбогатеть. Более того, обеспеченность, процветание людей уважаются и считаются оправданными как подтверждение благоприятной кармы (судьбы, предназначения), как воздаяние за заслуги в инкарнации (прошедших перерождениях). Точно так же труд, если он не самодавлеет над человеком, труд не ради богатства, а для преодоления пороков лености, праздности и эгоизма, если он способствует духовному росту, - получает в среде буддистов почет и уважение.
Во многих буддийских книгах рассматриваются десять буддийских запретов. Некоторые из них также касаются богатства и собственности. Так, среди трех дурных действий в отношении тела есть воровство - присвоение чужой собственности без согласия владельца вне зависимости от ценности объекта кражи. Среди трех мысленных дурных действий - алчность - желание обладать тем, что принадлежит другому и злонамеренность - желание навредить другому, неважно сильно или нет.
Хотя в буддийской классической литературе не выражены конкретные экономические воззрения, косвенное отношение к ним можно вывести из хозяйственной деятельности буддийских дацанах (религиозных храмах) и монастырях. Во многих из них священнослужители единовременно выполняли определенные профессионально - производственные и предпринимательские функции, обеспечивая тем самым существование и размеренный быт данных конфессиональных сообществ. Вполне естественен, среди обитателей этих общин вызревали определенные философские позиции по отношению к собственности, богатству, деловым взаимоотношениям в социально-экономической деятельности. В качестве примера в масштабах российского буддизма можно привести некоторые заповеди, изложенные известным бурятским мыслителем, ламой Кодунского дацана, Э.-Х. Галшиевым. Заповеди, касающиеся двух родов нравственного закона - духовного и мирского, - сформулированы в его книге «Зерцало мудрости».
Как бы ни было жалко имущества,
не ставь его дороже жизни.
Имущество приобретают для жизни,
а жизнь дана не для имущества.
Поддакивая другим, не осуждай найонов и старших.
Прежде подумай о том,
Поднимешь ты или не поднимешь ношу,
взваленную на их плечи.
С почтеньем заимствуй знания у других народов,
приравнивая их к богатству.
Если у других не учишься науке,
то когда-нибудь подпадешь под чужую зависимость.
Думай, что благодеяние дороже золота,
серебра и прочих ценностей.
Кончится добродетель - наступит верная смерть,
кончится богатство - не умрешь.
Приведенные и подобные им наставления, нравоучения, памятки и советы, зафиксированные в разнообразных формах народной памяти - этносов, проповедующих буддизм, - пословицах, поговорках, притчах, баснях, мифах, сказаниях и т.п. вне всякого сомнения формировали определенные установки людей в отношении имущественной и интеллектуальной собственности, хозяйственной деятельности. Опора на них при дифференцированном влиянии на формирование адекватного отношения к собственности и деловому взаимодействию в различных этнических группах (буряты, тывинцы, калмыки и т.п.), по-видимому, сегодня обязательна. Унифицированное, «глобальное» воздействие на социально-экономические установки представителей буддизма, как и любой из выше названных религий, а также этнических групп всегда будет в чем-то ущербным, оторванным от реальной жизни народов.
Таким образом, как говорилось выше, если эксплуатация является универсальным явлением, сопровождающим любые формы собственности, то этническое и религиозное отношение к собственности всегда в чем-то уникально, самобытно, в связи с историческими и национальными особенностями образа жизни и превалирующих условий жизни. Отсюда любые вопросы, касающиеся богатства, имущества, недвижимости и т.п. всегда имеют свои национальные детали и тонкости. Об этом будет свидетельствовать материал следующего раздела.
Назад | Содержание | Вперед |