Народонаселение в поле биосферной и социокультурной детерминации: гендерные и брачно-семейные аспекты
Шабельников В.К., Осипова О.С.
(Лаборатория психологических проблем воспитания Гос. НИИ семьи и воспитания РАО, Москва)
Демографическая тенденция в развитии брачно-семейных отношений во многом детерминирована биосферной вписанностью человеческих сообществ. История человечества позволяет выделить родоплеменные, территориально-государственные и индустриальные типы обществ, имеющие множество переходных и синкретичных форм. Все общества объединяет стремление к выживанию, развитию и освоению жизненного пространства в биосфере, но расширяются и осваивают новые места они, согласно логике биосферной детерминации, разными способами, исчерпав потенции предыдущих условий. Данная классификация позволяет указать и на комплекс закономерностей в биосферной заданности демографических показателей человеческих сообществ.
Родоплеменные сообщества, по сути, являются этническими обра- зованьями. Этнос можно определить, следуя Л.Н.Гумилеву, как естественно сложившийся на основе оригинального стереотипа поведения коллектив людей, существующий как энергетическая система и противопоставляющий в связи наличием собственного языка, религии, культуры, государственности себя остальным сообществам. Этносы - элементы природы и принадлежат динамическим системам - этноценозам наряду с ландшафтами, богатствами недр, домашними животными и растениями, предметами труда и культуры.
Родоплеменные сообщества могут быть ассоциированы с матриархальными архетипическими идеалами. Позиции мужчин и женщин в труде, будучи специфицированы, еще могут иногда взаимоперенимать- ся. Любая человеческая деятельность здесь непосредственно вплетена в природные процессы, люди востребованы обществом вне феномена конкуренции. Соответственно немаловажна численность родоплеменной структуры и долевой молодежный состав, требующие высокой рождаемости. Рождаемость обеспечивает экстенсивный путь развития родовых обществ, расширение региона, осваиваемого семейно-родовым сообществом. Это самая жесткая система взаимосвязей, регулируемая коллективными представлениями, соответствующим мифологическим мировоззрением. Однако в силу естественности для человека состояния природной гармонии здесь не акцентирован вопрос о свободе и разнообразии самовыражения личности.
Территориально-государственные общества возникают при преобразовании родоплеменных систем, когда возможности для экстенсивного развития исчерпаны, в государство и соответствующий интенсивный путь. Одновременно утверждается новый вид конкуренции человеческих сообществ не количественным составом родов, как в родоплеменных системах, а посредством жесткой государственной самоорганизации, религиозной идеологии и появления заметного разделения средств и профессиональных типов деятельности, зачиная организацию пирамиды рабочих мест в социальной стратификации. Закрепляется стереотипное разделение на формы мужского и женского труда, жестко выводящие мужчин преимущественное во внешнее ремесленное и сельскохозяйственное производство, а женщин ограничивая рамками домашних весьма тяжелых работ и деторождения. Сообразно этому возникает формирование механизма подавления семейных ценностей, связей и рождаемости в обществе, но до определенных пределов, т.к. любая феодальная государственная система нуждается в достаточном количестве народонаселения.
Подавление родовых структур вызывает смену женского матриархального мировоззрения на патриархальное. Система семейных идеалов становится патриархальна, приоритетным считается рождение мальчиков при понижении значения девочек и женщин. В целом, вся государственная система приобретает черты патриархальности, включая в себя семейные структуры. Государство начинает задавать определенные формы поведения, идеологически подавляя свободную самореализацию. Появляется рефлексивная деятельность - наложение на себя искомых принципов общественного устройства. Территориальногосударственные общества обычно приобретают феодальноорганизованную государственность и религиозное идеологическое подавление свободы самореализации. Религия поворачивает агрессию извне на самое общество. Армия из средства ведения войны становятся средством управления обществом. Государство порождает профессиональное расслоение населения, выделяются знать, рыцари, церковнослужители и др.; возникает пирамида социальной стратификации.
Развитие тенденций централизации власти, экономической сферы, промышленности и урбанизации постепенно приводят к формированию индустриальных и информационных структур государства. Уменьшается связь с территорией и доля сельскохозяйственного труда и скотоводства, но растет разделение труда и стратификация, мобильность населения в города, размывая этнические границы, смешивая разнообразие генофонда человечества.
Естественным основанием перехода к индустриальным обществам является дающее приоритеты развитие средств деятельности в современные высокие технологии, экстраполируемые в поставляющее производство. Развиваясь в высокотехнологические формы, дающие больший приток жизненных благ, получаемых от природы, орудия, заменяют необходимое рождение множества людей, создающих эти блага посредством простого низко техничного труда, то есть подменяют народонаселение. Соответственно одна территория позволяет более комфортно проживать меньшему количеству населения с высокой технологической оснащенностью, что и уменьшает демографические показатели. Ярким примером данных процессов могут служить современные европейские страны. Требуемую деятельность может выполнить меньше людей, в том числе при военном конфликте, поскольку там, где феодально-организованному войску потребуется много потенциальных воинов-смертников, высокотехнологичная армия, обойдется немногими исполнителями и мощным оружием при несравнимых потерях в численности населения.
В исторической ретроспективе также видно как равномерность рабочих вакансий в обществах родоплеменного типа, плоскостная по сути, с единым видом деятельности общинников в натуральном хозяйстве, земледелии и скотоводстве, переходит через территориальногосударственные общественные формы, где происходит некоторое, еще относительно незначительное, расслоение в связи с выделением ремесленников, управленцев, воинов и остальных, к социально и профессионально стратифицированным группам населения в индустриальном информационном обществе.
В социальном регулировании процессов рождаемости начинают участвовать сферы средств производства, позволяющие быть востребованными преимущественно обслуживающим технику людям. Профессиональная деятельность сильнее стратифицируется, в том числе и по гендерному основанию. Соответственно повышается роль образования, включающегося в локальные формы деятельности, происходит разделение по сферам знания и далеко не все члены общества оказываются востребованы в формируемой пирамиде рабочих вакансий. Иерархия вакансий, противопоставленных по престижности и оплачиваемости, лимит высших уровней нивелируют потребность в населении, задавая отрицательные показатели демографического баланса. Семья имплантируется в профессиональные структуры деятельности и минимизируется, при этом в процессы деторождения включаются женщины, компромиссно соединяющие ребенка с работой, редко домохозяйки.
Человечество, двигаясь в функциональном поле биосферных связей и исчерпав прежние источники энергии своего существования как вида, было вынуждено перейти к потреблению природных ископаемых с помощью техники и индустриального производства. Машинное производство стало центром организации общества, в том числе в политике и идеологии. И если прежде государство нуждалось в сложной иерархии и культуре, которые передавались ребенку при воспитании в семье, будучи одной из ее основных функций, то теперь, в логике техники, от индивида требуется лишь выполнение узкого функционального спектра, не включающего необходимость развития особой духовности, при этом правовая регламентация также значительно упрощает взаимоотношения людей, нивелируя важность нравственных ориентиров. В сравнении с традиционной семьей стало заметно увеличение внесемейных форм общения ребенка, усиление конфликтов родителей и детей (Шабельни- ков В. К. Социо-биосферные основания разрушения семьи // Материалы Всероссийской научной конференции "Психологические проблемы современной российской семьи". М., 2003. Ч. 1. С. 38).
Разрушая традиционную семью как конкурентную основу организации общества, "техногенные структуры уничтожают и культуру поддержки семьи, мораль, ценности, мифы родового этнического общества". Соответственно, в общественной идеологии пропагандируются представления о личности "свободной" от обязанностей перед семьей и родом, но обремененной вопросами противостояния поколений, а также уходом в виртуальные реальности, наркотическими и сексуальными проблемами. Внесемейная профессиональная деятельность приобретает все большее значение, в том числе для женщин, это сказывается и на отношениях мужчин и женщин, в которых появляется отказ от сложноструктурированных и глубоко эмоциональных любовных связей, необходимости формирования прочной семьи и воспитания детей, что, в свою очередь, нарушает базисные основания развития ребенка в семье. Меняется и характер связи человека с семьей, вместо сферы родовых ритуалов, последовательно проводивших человека через ряд функциональных состояний ребенка, супруга и старшего родственника, приоритет получает профессиональная деятельность, сокращая пространство семейной жизни личности. В общественной идеологии появляются технологии, переводящие личную активность в планы виртуальных компьютерных игр, интернета, телесериалов и т.п.; кроме этого, техника в разнообразии орудий производства, оружия или информационных схем привлекает человека и эмоциональным аспектом (См.: Шабельников В.К. Семья в геополитическом конфликте XXI века // Семья в России. 2002, № 3. С. 31-34).
Назад | Содержание | Вперед |