Демографические аспекты социального положения вынужденных переселенцев в Азербайджане

Кулиева Н.Г., Гамбаров Е.И.
(НИУЦ по труду и социальным проблемам Министерства труда и социальной защиты Азербайджанской Республики, Баку)

  В современных условиях устранение бедности и обеспечение достойного жизненного уровня людей стало одним из актуальных проблем во всем мире. Несмотря на проведение соответствующих мер против бедности в глобальном масштабе, миллионы людей во многих странах мира сталкиваются с голодом. В настоящее время даже в развитых странах функционируют программы, направленные на борьбу с бедностью. Для эффективного выполнения этих программ в конкретной стране необходимо определение и оценка сущности и уровня бедности.
  В международной практике женщины и дети считаются наиболее социально незащищенными. Если они к тому же вынужденно покидают свое местожительство, оставляя все имущество, то они превращаются в еще более незащищенную категорию.
  В Азербайджане имеется около 1 млн. беженцев и вынужденных переселенцев, большую часть которых составляют беженцы, депортированные из Армении и вынужденно переселенные с оккупированных территорий Карабаха. Среди них имеется 8 тыс. семей погибших, 5 тыс. инвалидов войны, 5,4 тыс. детей, лишенных родителей. Естественно женщины и дети находятся в наиболее критическом положении. При этом дети до 16 лет, которые составляют 38% всех беженцев и вынужденных переселенцев (особенно девочки - 51% всех детей), соприкасаются с еще большими социальноэкономическими трудностями. Сотни тысяч людей, получившие клеймо “вынужденные переселенцы” по сей день обречены жить в палатках, фермах, землянках, железнодорожных вагонах, общественных зданиях и в других местах без самых элементарных санитарных условий. В таких условиях целесообразно говорить не о достойном, а о минимальном жизненном уровне.
  В семьях вынужденных переселенцев уровень бедности выше (63%) по сравнению с показателем по стране (44,7%). Временное поселение и ненормальные условия жизни оказывают отрицательное влияние на уязвимость этой группы населения. Значительная часть лиц из этой категории не имеют постоянной работы и находится в зависимости от пособий и гуманитарных помощи.
  Государством реализуется множество мероприятий для улучшения положения беженцев и вынужденных переселенцев. Так, в Государственной Программе по Сокращению Бедности и Экономическому Развитию (ГПСБЭР) в 2003-2005 годах на первый план выдвинута необходимость решения проблем, связанных с наиболее предрасположенными к бедности слоями населения, в первую очередь беженцами и вынужденными переселенцами. Для достижения этой цели основными направлениями социальной политики, ориентированной на социальную защиту и развитие человеческих ресурсов, являются повышение пенсий и пособий, обеспечение адресности социальной поддержки, в т.ч. беженцам и вынужденным переселенцам, что даст возможность улучшить жизненный уровень.
  Детские пособия, выдаваемые малообеспеченным семьям, являются основными составляющими механизма сокращения бедности. Эти пособия назначаются по доходам семьи и в некоторой степени определяют уровень бедности.
  Для улучшения адресности и рациональности мер по социальной защите социально-демографическое положение беженцев и вынужденных переселенцев должно периодически подвергаться анализу. В этом плане анализ социально-демографического положения вынужденных переселенцев, получающих детские пособия, определение удельного веса детских пособий в семейном бюджете играет определенную роль в выработке эффективной адресной социальной политики.
  К началу 2004-го года в Азербайджане насчитывалось более 146 тысяч семей вынужденных переселенцев (ВП) из 10 районов Карабахского региона. Среди них 41604 семей (28,5% всех семей ВП) получают детские пособия за 87767 детей (15,2% всех ВП). Это составляет соответственно 7,0% всех семей и 5,8% детей, получающих пособия по Республике.
  Анализ состава семей вынужденных переселенцев по количеству детей показывает, что в основном семьи получают пособия за 2-х детей. Число таких семей составляет 46,1%. Семьи, где пособия получают за одного ребенка составляют 25,2%, за трех детей - 22,7%, за четырех детей - 4,9 %, за пять и более - 1,1% (Рис. 1).

Рис. 1. Состав семей по количеству детей

  Следует отметить, что в сравнении с 2002 годом удельный вес семей с одним и двумя детьми увеличился соответственно на 6,5% и 7,5%, тогда как семьи с 3, 4 и более 5 детьми сократились соответственно на 4,8%, 6,2% и 2,9%.
  На сегодня основная часть пособий выдается в размере 9000 манатов (около 2$ США) и назначается детям до 16 лет в семьях, где месячный доход на каждого члена семьи меньше 16500 манатов (3,3$). Число таких семей охватывает 96,2% всех семей ВП, получающих пособия, что свидетельствует об уровне бедности этих семей. Остальные 3,8% семей получают льготные пособия (семьи погибших на Карабахской войне, инвалидов той же войны и семьи военнослужащих) (Рис.2).
  Известно, что риск бедности выше в семьях, где имеется 3 и более детей. С другой стороны, малые пособия почти не способны повлиять на уровень бедности семьи. Исследование показывает, что 28,7% семей имеют 3 и более детей. Всего в этих семьях проживает 38963 детей. Из них 23937 являются 3-им и последующим ребенком в семье. Естественно, можно утверждать, что риск бедности в таких семьях больше, чем в остальных.
  Анализ данных по районам, откуда были вынужденно переселены люди, показывает, что самый большой удельный вес семей и детей имеет Агдамский (27%), Физулинский (21,1%) и Джабраил- ский (10,4%) районы, в которых по национальности население до Карабахской войны 100%-но составляли азербайджанцы (Рис.3).

Рис. 2. Состав семей по видам пособий

  Анализ расселения семей ВП, получающих детские пособия показывает, что эти семьи, в основном, расположились в районах, близких к Карабахско-Мильскому региону, также имеющему высокий уровень бедности (54%).

Рис. 3. Распределение семей по районам, из которых они были вынужденно переселены

  В принятых Государством законодательных актах, программах и других мерах по усилению социальной защиты вынужденных переселенцев женщины и дети всегда находятся в центре внимания. Так, вынужденным переселенцам предоставляются права по обеспечению временным местожительством, получению бесплатного лекарства и медицинской помощи в местах временного проживания и в больницах, получению одноразовых и других пособий, освобождению от подоходных налогов, льготы в коммунальных услугах, налоговые и другие льготы. Вынужденным преселенцам выделяются земельные участки, кредиты и техническая помощь. Так, начиная с 2001 года семьи вынужденных переселенцев, связанных с сельским хозяйством каждый год получают микрокредиты в объеме 1 миллиарда манатов или 215 тыс. долларов США. Таким образом, в 2001 году более 500, в 2002-ом - 600 и в 2003- 1250 семей вынужденных переселенцев были обеспечены микрокредитами.
  Государством проводятся целенаправленные мероприятия для обеспечения права на образование и занятость ВП. Для привлечения около 100 тыс. детей школьного возраста к начальному и среднему образованию организовано 703 школы, большинство из которых функционируют в вагонах, сборных домиках и в других неподходящих для школы объектах. Дети обеспечечиваются бесплатными учебниками. А для улучшения социального положения студентов из семей ВП, последние освобождены от оплаты за обучение в платных отделениях высших и средних специальных учебных заведений.
  Однако, хотелось бы отметить, что несмотря на все усилия государства, положение беженцев и вынужденных переселенцев, в т.ч. женщин и детей, все еще остается желать лучшего и никакая забота, никакие льготы не могут заменить им потерянный родной очаг.

Назад Содержание Вперед