К вопросу о внешней трудовой миграции граждан КНР в Россию (постановка вопроса о необходимости оценки
численности китайской иностранной рабочей силы)

Мокшанов М.В.
(Институт Дальнего Востока РАН, Москва)

  Прошло почти 15 лет с момента начала реформирования в России, но страна по-прежнему находится на начальном этапе перехода от плановой к рыночной экономике. За прошедшие годы Россия во многом растеряла свои сравнительные преимущества, которые были для нее характерны в начале 1990-х годов. Утечка капиталов за рубеж, уменьшение численности населения, истощение невосполнимых и трудновосполнимых природных ресурсов, снижение уровня образования и квалификации (вследствие введения платного образования и миграции научных кадров за рубеж) и т.д. - таковы, в общем, малоутешительные итоги социально-экономического и социально-политического реформирования России. Вместе с тем поставленная Президентом России задача удвоения в 2010 году ВВП ставит вполне определенно проблему трудовых ресурсов на первый план в ближайшей перспективе. В связи с этим вопрос использования иностранной рабочей силы также приобретает в определенной мере новое значение.
  С начала депопуляции и вплоть до настоящего времени внешняя миграция в России при постоянно снижающемся положительном сальдо ни разу не компенсировала полностью естественную убыль населения. И речь идет не только о снижении позитивного влияния на динамику численности населения России (из-за уменьшающихся параметров) сальдо внешней миграции России, но и о его влиянии на снижение качественных параметров населения. Это влияние неоднозначно, прежде всего, для потоков мигрантов из стран, с одной стороны, ближнего, с другой стороны, дальнего зарубежья. В то же время это влияние неоднозначно и для отдельных представителей двух вышеназванных групп стран.
  Специфика современной российской миграционной ситуации во многом определяется нынешним геополитическим положением России. В настоящее время мы имеем сложную ситуацию, которая представляет собой своеобразный гибрид отношений, характерных как для внешней, так и внутренней миграции. Превращение внутренних миграций между бывшими советскими республиками во внешние вызвали к жизни новые проблемы, особенно в области внешней миграции, в том числе - в разграничении ее легальной и нелегальной составляющей. Для определения направлений решения общероссийских и региональных проблем и внешней, и внутренней миграции, к сожалению, до сих пор не существует единого мнения ни среди ученых, ни среди государственных чиновников. При этом в последнее время достаточно много “споров возникает вокруг миграции из стран дальнего зарубежья, особенно из Китая”.
  По мнению одной группы ученых, в целом, “наиболее неблагоприятные миграционные тенденции наблюдаются в Дальневосточном регионе. На фоне естественной убыли населения и отрицательного сальдо миграции на его территориях наблюдается значительный приток иммигрантов из Китая и Вьетнама... его величина в целом по стране, по различным оценкам, составляет от 400 тыс. до 1,0 млн. человек. Основные сферы занятости - нелегальная, т.е. не облагаемая налогами торговля, криминальный бизнес, финансовые операции...представляется, на перспективу необходимо регулирование этого потока”. Существует и другая группа ученых, представители которой в отношении последнего потока “...предполагают его рост к середине века до 10 млн. человек и рассматривают его как один из важнейших источников компенсации убыли населения и трудовых ресурсов”.
  Мы разделяем мнение тех ученых, которые отмечают, что “в настоящее время рынок труда по-прежнему определяет значительную часть миграционных перемещений в России, как внутренних, так и внешних. Но государство не контролирует эти процессы, и попытки их регулировать очень слабы... Миграция населения из депрессивных российских регионов, эмиграция квалифицированной рабочей силы, в том числе - пресловутая утечка умов, встречные потоки мигрантов из-за пределов бывшего СССР (особенно - из Китая)... обусловленные ситуацией на рынке труда, в свою очередь оказывают на него заметное влияние, часто негативное... В долгосрочной перспективе стягивание в Россию русскоязычного населения, обладающего значительным демографическим, трудовым, и интеллектуальным потенциалом, создает возможности удовлетворения потребностей развития производства и внутреннего рынка с наименьшим импортом рабочей силы из Китая... и других зарубежных стран”.
  На приграничных территориях проблемы влияния внешней миграции на рынок труда есть всегда - это и проблема нелегальной иммиграции, и напряженность в сфере занятости. Например, руководитель службы занятости Приморского края отмечала, что у них “в крае работает много китайцев - строят, выращивают овощи. Платят им меньше, а работают они.. лучше”. Вследствие этого, чтобы не нарушать интересы и местного населения, и мигрантов, и работодателей, “администрация Приморского края ставила условия работодателю: хочешь взять 50 китайцев - столько же вакансий обязан заполнить соотечественниками.. .”
  Обмен трудовыми ресурсами - это одно из генеральных направлений развития межгосударственных миграций на ближайшую и отдаленную перспективу. Но проблема заключается в неравноценности, как правило, встречных потоков между отдельными странами, например - Россией и Китаем. Если из Китая в Россию прибывают, как правило, малоквалифицированные специалисты, то в Китай выезжают, а главное - приглашают, наоборот, высококвалифицированных специалистов. Так, уже в 1992г. было подписано Соглашение между Министерством труда Российской Федерации и Государственным Управлением по делам иностранных специалистов Китайской Народной Республики о направлении российских технических специалистов в Китайскую Народную Республику. При этом следует отметить, что правительство Китайской Народной Республики четко осознает роль образования в современной жизни и его влияние на социально-экономические процессы. Так, в КНР “число неграмотных молодого и среднего возраста сократилось с 60 млн. в 1990 году до 35 млн. в 1994г.” И впоследствии взятый курс на ликвидацию неграмотности среди молодых китайцев еще более успешно продолжает реализовываться.
  С начала реформирования России неоднократно отмечалось, что многие в Китае рассматривают Россию как объект трудоустройства избыточной рабочей силы. В отношении России следует проводить модель “импорта рабочей силы большими партиями на всех уровнях”, а в отношении Китая - модель “большого экспорта и малого импорта”. “По расчетам ученых-китаеведов, еще в самом начале реформирования России отмечалось, что “только за счет имеющейся избыточной рабочей силы Северо-Восток Китая может направить на российский Дальний Восток безболезненно примерно 7- 8 млн. человек... так что уже в настоящее время если не контролировать переходы китайского населения из КНР в Россию, то постепенно может происходить неконтролируемое заселение Дальнего Востока жителями КНР.”
  В свете вышесказанного следует учесть, что в научной литературе неоднократно отмечалось, что среди национальностей стран старого зарубежья на российской территории “самые подвижные китайцы. Миграция в 1997г. охватила 86% китайцев, проживающих в стране”.
  В 2003г. после Украины Китай вышел на 2-ое место по поставке иностранной рабочей силы в Россию (по данным ФМС России, соответственно численность работающих составила из этих стран в этот период 90759 и 40938 человек). При этом если на конец 2002г. численность иностранных работников из Китая составляла 32567 человек - или 12% общей численности иностранных работников, то на конец 2003г. это число возросло уже до 34 282 человек, что составило уже 16% общей численности иностранных работников. Важно отметить, что 38% всех китайцев заняты в сфере торговли товарами народного потребления. Это полностью подтверждает мнение Ж.А.Зайончковской, высказанное в начале реформирования России: “Благодаря китайцам и шоп-турам российских граждан в Китай, Турцию, Польшу.. население России одевается , главным образом, в товары этих стран - относительно дешевые и поэтому доступные...К сожалению, подобные аргументы обычно упускаются из виду, когда предлагается закрыть российские границы или ужесточить пропускной режим на них”.
  В Москве в результате отмены лимитированного завоза в столицу иногородней рабочей силы возникла объективная необходимость целенаправленного привлечения и использования иностранной рабочей силы. Начиная с реформирования России с 1991 г. привлечение и использование рабочей силы в столице регламентировалось Федеральным Законом №2146 «О порядке привлечения и использования иностранной рабочей силы», Положением, утвержденным распоряжением мэра Москвы от 24 мая 1994г N 243-РМ “О положении о привлечении и использовании в г.Москве иностранной рабочей силы”, распоряжение Правительства РФ №941, Федеральным Законом №115 от 21 ноября 2002 г и др... Еще в середине 1990х годов руководители Комитете труда и занятости, Миграционной службы г. Москвы отмечали, что “наиболее крупными экспортерами рабочей силы в Москву являются 9 стран, на долю которых приходится 80,8% всей иностранной рабочей силы в г. Москве, в т.ч. из Китая, занимающего шестое место - 3,9%. При этом подчеркивалось, что “В Москве сравнительно невелика доля китайских специалистов, в то время как во многих субъектах Российской Федерации, особенно на Дальнем Востоке, Китай занимает первое место в этом ряду”. По данным ФМС России на конец 2004г. их доля в столице возросла уже до 23%. И хотя динамика доли китайцев в общей численности иностранной рабочей силы в столице имеет ярко выраженный сезонный характер, это свидетельствует о серьезных изменениях роли китайцев среди иностранной рабочей силы уже и столицы. Вообще, проблема оценки и анализа численности китайских трудовых мигрантов в России на сегодняшний день требует тщательного и глубокого изучения.

Назад Содержание Вперед