Миграционная политика в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре: демографические, экономические и социально-культурные аспекты
Успенская Т.Н.
(Департамент труда и социальной защиты населения Ханты- Мансийского автономного округа - Югры, Ханты-Мансийск)
В последние годы проблемы демографического развития вошли в число приоритетных направлений деятельности государства. Будучи частью Российской Федерации, Ханты-Мансийский автономный округ в своем развитии не может находиться вне общих для страны социально-экономических и демографических координат, вне единых геополитических интересов государства.
Расположенный в центральной части Западно-Сибирской низменности, Ханты-Мансийский автономный округ в настоящее время представляет крупное административно-территориальное образование, являющееся субъектом Федерации и важнейшим по многим демографическим и экономическим параметрам регионом Российского Севера.
Ханты-Мансийский автономный округ является основным нефтегазоносным районом России и одним из крупнейших нефтедобывающих регионов мира, относится к регионам-донорам России и лидирует по целому ряду основных экономических показателей:
первое место - по объёму промышленного производства;
первое место - по добыче нефти;
первое место - по производству электроэнергии;
второе место - по поступлениям налогов и сборов в бюджетную систему (на первом - город Москва);
второе место - по добыче газа (после Ямало-Ненецкого автономный округ);
второе место - по инвестициям в основной капитал (на первом - город Москва).
Ханты-Мансийский автономный округ самый крупный по численности населения регион, относимый к северным местностям, по числу жителей он занимает 33 место среди 89 субъектов РФ. Численность населения Югры составляет 1% от населения страны. Округ относится к числу наиболее урбанизированных территорий РФ. В городах проживает 92% общей численности населения.
По естественному приросту населения округ занимает третье место среди субъектов Российской Федерации (после Республики Дагестан и Чеченской Республики),
Округ относится к той группе регионов России, для которой характерно наиболее успешное социальное развитие. Результатами развития автономного округа стали: рост благосостояния и качества жизни населения; превышение темпов роста денежных доходов над темпами роста цен на товары и услуги; увеличение реальных доходов жителей региона; динамичное развитие экономики.
Демографическая ситуация, сложившая в Ханты-Мансийском автономном округе к началу 2005 года, носит позитивный характер; несмотря на то, что уровни рождаемости в Ханты-Мансийском автономном округе являются столь же депопуляционными, что и в большинстве регионов страны при существенной депопуляции в целом по Российской Федерации автономный округ не испытал естественной и миграционной убыли населения.
Устойчивость демографического развития достигается за счет двух факторов: существенно более молодой возрастной структуры населения и, сравнительно низких уровней смертности.
Определенные проблемы в динамике населения округа наблюдались в 1990-х годах, когда вся страна пережила период глубочайшего демографического кризиса. Миграционная убыль населения в 1999 году составила 8,1 тыс.чел. Однако уже в 2000 году ситуация резко изменилась - миграционный прирост населения стал основным показателем увеличения численности населения Ханты- Мансийского автономного округа.
Таблица 1
С 2003 года увеличение численности населения автономного округа происходило, в основном, за счет естественного прироста населения в 2004 г. естественный прирост составил 10484 чел., миграционный прирост - 595 чел., т.о. естественный прирост в 2004 г. превысил миграционный в 17,6 раз.
На начало 2004 года численность населения автономного округа составила 1456,5 тыс.чел.
В 2004 году в автономном округе зарегистрировано 20329 актов о рождении и 9845 - о смерти.
Население автономного округа находится в состоянии «демографической молодости»: средний возраст жителей - 31,4 года (по данным Всероссийской переписи населения 2002 года), удельный вес детей (от 0 до 17 лет) в общей численности населения - 26,5%, удельный вес лиц старше трудоспособного возраста - около 8%. Средний размер семьи = 3 (коэффициент семейственности).
В автономном округе проживает 124 национальности. В этническом составе населения основную массу населения составляют русские - 66%, доля других титульных народов РФ и выходцев из СНГ - 33% (в т.ч. украинцев - 12%. татар - 8%, башкир - 2%).
Под огромным миграционным давлением коренные малочисленные народы Севера практически полностью утратили свое значение в этнической структуре населения, в динамике его численности и воспроизводстве. Вопреки ожиданиям, за годы депопуляции численность коренных народов Севера в Ханты-Мансийском автономном округе не сократилась, а, напротив, возросла, уменьшилась лишь ее доля в численности населения округа.
Этническое северное население (ханты и манси) в национальной структуре автономного округа не превышает 2%.
При существующих успехах в области естественного движения населения, наиболее проблемным остается вопрос эффективности управления миграционными процессами, происходящими в автономном округе.
Миграционная ситуация в округе в последнее десятилетие XX века подвергалась, с одной стороны, воздействию тех же факторов, что и Россия в целом, с другой, - обусловливалась специфическими условиями, характерными для северных территорий, и отличается от общероссийской большей неустойчивостью и резким изменением миграционных процессов.
Характерной чертой миграционных процессов Югры, отличающей миграционную обстановку, от других регионов России является повышенная интенсивность миграционных потоков в обе стороны, то есть большие величины как пребывающих, так и выбывающих.
В 2003 году в автономный округ прибыло 41870 человек (выбыло - 35773 человека), в 2004 году прибыло - 36963 человека (выбыло - 36368 человек).
Изменились общие объемы миграционных потоков по сравнению с аналогичным периодом 2003 года, произошло сокращение числа прибывших на территорию автономного округа, при увеличении числа выбывших граждан, и, как следствие, миграционный прирост населения автономного округа уменьшился в 10,2 раза.
Миграционная убыль населения по итогам 2004 года отмечается в 10 муниципальных образованиях автономного округа.
Условно миграционные потоки, можно поделить на два основных направления: внутренняя (в пределах автономного округа и России в целом) и внешняя (международная) миграция населения.
Учитывая современное социально-экономическое положение Ханты-Мансийского автономного округа, его территория является ориентиром для трудовой миграции, соответственно, из общего объема миграционных потоков большую часть занимает внутренняя миграция, в частности применение вахтового метода организации работ.
Вахтовый метод составляет историческую особенность освоения «северных» территорий.
По данным Комитета государственной статистики по Ханты- Мансийскому автономному округу - Югре общая численность работающих вахтовым методом организации работ из-за пределов автономного округа составила 55510 человек, что на 32,0% меньше, чем в 2002 году (2002 год - 81747 человек).
Наибольшее число специалистов привлекалось вахтовым методом организации работ на территории городов: Когалыма - 15643 человека, Нижневартовска - 5093 человека, Покачи - 3832 человека, Сургутского района - 10717 человек, где основными отраслями экономики являются нефтегазодобывающая, газоперерабатывающая отрасли.
Профессиональный состав вахтовых работников - водители, бурильщики, операторы по добыче нефти и газа.
Внешняя миграция значительно меньше по численности и подразделяется на два основных потока: вынужденная и трудовая (иностранная рабочая сила).
Вынужденная миграция
За период с 2000 по 2004 годы в автономном округе зарегистрировано 15194 вынужденных переселенца.
В последние годы отмечается тенденция снижения притока вынужденных переселенцев в Ханты-Мансийский автономный округ - Югру.
Так, если в 2000 году отделом по делам миграции УВД автономного округа зарегистрировано 4127 вынужденных переселенца, то в 2004 году - 2445, что на 40,7% меньше.
Не смотря на то, что территория Ханты-Мансийского автономного округа - Югры не является территорией, перспективной для расселения и приема граждан в силу своих географических и природно - климатических условий, она является ориентиром для трудовой миграции, в частности иностранной рабочей силы.
Трудовая миграция (иностранная рабочая сила)
Одна из главных причин, генерирующей занятость иностранной рабочей силы в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре, является относительная ее нехватка в отдельных секторах экономики, по отдельным профессиям и видам работ.
Профессиональный состав иностранных граждан, прибывающих в автономный округ в целях осуществления трудовой деятельности, в основном, соответствует структуре потребности в рабочей силе предприятий и организаций, в первую очередь в рабочих специальностях.
Наибольшим спросом на рынке труда автономного округа пользуются специальности: производитель работ (в строительстве), каменщик и облицовщик-плиточник, что составляет 28,7%, 8,5% и 7,2% от общей численности привлекаемого иностранного персонала.
По данным отдела по делам миграции УВД автономного округа за 2004 год 635 работодателей автономного округа получили разрешения на привлечение и использование 10357 иностранных работников (в 2003 году - 14387 иностранных работников).
В сравнении с 2003 годом количество привлеченных иностранных работников в автономный округ снизилось на 28,1%.
Из общего числа прибывших в автономный округа иностранных граждан наибольший удельный вес (99,8 %) составляют лица трудоспособного возраста. При этом количество иностранных работников, привлеченных из стран бывшего СНГ, в 2004 году составило 88,3%.
Необходимо отметить, что привлечение иностранной рабочей силы, с одной стороны, способствует формированию трудоспособного населения автономного округа, с другой стороны сопровождается увеличением финансовых затрат, нагрузки на социальную инфраструктуру и инфраструктуру здравоохранения.
Высокий приток трудовых мигрантов в округ влечет за собой множество различных проблем. Возрастает число лиц, нелегально осуществляющих трудовую деятельность на территории автономного округа.
В качестве главных задач в миграционной сфере в автономном округе определены рационализация трудовой миграции с точки зрения потребностей социально-экономического развития округа и ликвидация нелегальной миграции, а также разработка экономических, социальных мер, направленных на формирование стабильного населения.
Во-первых, в населении округа происходит нормальный процесс старения в результате резкого снижения рождаемости в 1990-х годах. Во-вторых, в результате ослабления миграционного давления на постоянное население округа уменьшается эффект искусственного его омоложения. В-третьих, за счет вступления в основные трудоспособные, репродуктивные и бракоспособные возраста больших по численности поколений 1980-х годов рождения происходит активный рост указанных контингентов и, соответственно, их удельного веса в общей численности населения округа
Процесс постарения населения автономного округа характеризуется положительными тенденциями: большей, по сравнению в целом по России, продолжительностью жизни населения - 68,2 года (по РФ - 65,3), сравнительно низким уровнем смертности - 7,0 (по РФ - 16,3), превышение в общей численности населения доли лиц моложе трудоспособного возраста над долей лиц старше трудоспособного возраста, т.о. постарение населения автономного округа можно расценивать скорее как положительное явление, как важнейшее условие формирования стабильного постоянного населения с многопоколенной структурой.
Исходя из существующих на данный момент параметров возрастно-полового состава населения Югры, можно с уверенностью говорить о том, что процесс формирования постоянного населения данного региона еще не завершен.
Анализируя демографическую ситуацию последних двух лет в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре можно отметить, что миграционные процессы существенно влияют на количественный и качественный состав трудовых ресурсов Югры.
На протяжении ряда лет в Ханты-Мансийском автономном округе осуществляются действенные меры государственной демографической политики, в т.ч. миграционной как её важнейшей части, способствующие улучшению демографического состояния автономного округа.
Цель демографической политики Ханты-Мансийского автономного округа состоит в поддержании демографической динамики, соответствующей по своим параметрам (численность и состав экономически активного населения) потребностям устойчивого экономического развития региона, в первую очередь, отраслей специализации, а также агропромышленного комплекса (в т.ч. традиционные промыслы) и социальной сферы, при неукоснительном сохранении преимуществ в жизнеобеспечении населения, интенсификации собственных источников роста и повышении уровня стабильности его состава.
Правительством автономного округа предприняты организационные меры для проведения целенаправленной демографической политики:
Сформирован Координационный совет по вопросам демографической политики, в состав которого входят руководители исполнительных органов государственной власти автономного округа и территориальных федеральных органов.
Разработана и принята Концепция демографической политики Ханты-Мансийского автономного округа на период до 2015 года.
Концепция включает оценку современного геополитического положения Ханты-Мансийского автономного округа, приоритеты и направления демографической политики автономного округа в области укрепления здоровья и увеличения продолжительности жизни, стимулирования рождаемости и укрепления семьи, миграции.
В целях реализации Концепции регулирования миграционных процессов в Российской Федерации на 2003-2005 годы Правительством Ханты-Мансийского автономного округа - Югры принято распоряжение Правительства автономного округа «О мерах по содействию в упорядочении миграционных процессов в Ханты- Мансийском автономном округе-Югре».
Создана Межведомственная комиссия по содействию в вопросах миграционной политики при Правительстве Ханты- Мансийского автономного округа, к компетенции которой отнесены: анализ состояния миграционной ситуации в автономном округе, подготовка предложений по установлению квот на выдачу иностранным гражданам разрешений на временное проживание и выдачу приглашений на въезд в целях осуществления трудовой деятельности, вопросы межведомственного взаимодействия органов государственной власти в области миграции населения, проблемы, возникающие в результате привлечения трудовых мигрантов на работу и т. д.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.97 № 510 «О порядке выплаты компенсации за утраченное жилье и/или имущество гражданам, пострадавшим в результате разрешений кризиса в Чеченской республике и покинувшим ее безвозвратно» при Правительстве автономного округа создана Временная комиссия по рассмотрению заявлений.
Всего за период с 1997 года по 01.01.2005 выплачено 15616000 рублей, из них за утраченное жилье - 174 семьям, за утраченное имущество - 184 семьям.
Однако одними административными мерами невозможно решить проблему оздоровления демографической ситуации. Требуется осуществление целенаправленной стратегии формирования гражданской позиции общества в отношении необходимости повышения рождаемости и укрепления семьи, в первую очередь молодой семьи, переориентацию системы общественных и личностных ценностей на семью с двумя детьми и обоими родителями, состоящими в первом браке.
В качестве главных задач в миграционной сфере в автономном округе определены рационализация трудовой миграции с точки зрения потребностей социально-экономического развития автономного округа и ликвидация нелегальной миграции, а также разработка экономических, социальных мер, направленных на повышение результативности миграционного обмена и снижение миграционного оборота с целью усиления процесса приживаемости мигрантов, на формирование стабильного населения, создание в округе цивилизованного рынка труда.
Назад | Содержание | Вперед |