6.2. Политическое развитие России в XVII в.
В первой половине XVII в. Россия оставалась сословно-представительной монархией. При молодом царе Михаиле Романове (1613-1645) усиливается значение Боярской думы, значительную роль в которой играют родственники новой династии - Романовы, Черкасские, Салтыковы. Для укрепления централизованной власти в стране царю требовалась постоянная поддержка широких кругов дворянства и верхушки городского посада, поэтому Земский собор с 1613 по 1619 гг. заседал практически беспрерывно. Однако, по мере усиления позиций новой династии, принимаются меры к укреплению самодержавия. Меняются облик и значение Боярской думы. За счет думных дворян и дьяков ее число увеличивается с 35 человек в 30-е гг. до 94 к концу века. Власть концентрируется в руках так называемой Ближней думы, состоящей в то время из четырех бояр, связанных с царем родственными узами (И.Н. Романов, И.Б. Черкасский, М.Б. Шеин, Б.М. Лыков). В 1625 г. вводится новая государственная печать, в царский титул включается слово «самодержец».
С ограничением компетенции Боярской думы усилилось значение приказов - число их постоянно росло и временами доходило до полусотни. Постепенно устанавливается практика подчинения нескольких приказов одному человеку. Начались перемены и в местном управлении - власть в уездах постепенно переходит в руки воевод.
Основу российской армии в XVII в. по-прежнему составляло поместное войско и стрелецкие полки. Постепенно правительство убеждалось в несостоятельности дворянских ополчений. С 30-х гг. XVII в. создаются полки «иноземного строя»: солдатские (пехота) и рейтарские (конница). Они набирались из вольных людей и обучались наемными офицерами-иностранцами. Служба в них была пожизненной. Солдаты были вооружены мушкетами, рейтары - саблями, пистолетами и карабинами. Значение полков «нового строя» возрастало. К концу века они составляли большую часть русского войска.
Во второй половине XVII в. в период правления Алексея Михайловича (1645-1676) в России стали возникать предпосылки перехода к абсолютизму. Так как царь часто единолично принимал многие решения, Боярская дума созывалась редко, а Земские соборы вообще не созывались после 1653 г. Важным новшеством в системе управления было создание по инициативе Алексея Михайловича приказов Тайных дел и Счетного. Приказ Тайных дел подчинялся лично царю и был поставлен над всеми государственными учреждениями и лицами. Во главе его стояли приближенные к царю Ф.М. Ртищев и Д.М. Башмаков. В Счетном приказе впервые было объединено финансовое управление страны.
В середине XVII в. все более ощутимой становилась потребность издать свод законов, свести воедино частное законодательство, разросшееся, но никак не упорядоченное. Результатом кодификационной работы, осуществленной специальной комиссией с участием выборных от сословий, стало составленное в царствование Алексея Михайловича «Соборное уложение» 1649 г.
«Соборное уложение» состояло из 25 глав и содержало около тысячи статей. Отпечатанное тиражом в 2 тыс. экземпляров, оно явилось первым русским законодательным памятником, изданным типографским способом, и оставалось действующим вплоть до 1832 г. Одной из основных идей, пронизывающих этот кодекс, стало усиление государственного контроля над обществом.
Первые три главы «Соборного уложения» содержат статьи о преступлениях против церкви и царской власти. Согласно им, любая критика бога и церкви каралась сожжением на костре. Лица, обвиняемые в измене и оскорблении чести государя, а также бояр, воевод, подвергались казни. Тех, кто «будет приходить скопом и заговором и учнут кого грабить или побивать», предписывалось «казнить смертно безо всякой пощады». Человек, обнаживший в присутствии царя оружие, наказывался отсечением руки.
«Соборное уложение» регламентировало несение различных служб, выкуп пленных, таможенную политику, положение различных категорий населения в государстве.
Данный свод законов отразил процесс слияния поместья с вотчиной. Он предусматривал обмен поместий, в том числе обмен поместья на вотчину. Подобную сделку требовалось зарегистрировать в Поместном приказе. «Соборное уложение» ограничивало рост церковного землевладения, что отражало тенденцию подчинения церкви государству.
Важнейшим разделом «Соборного уложения» была глава «Суд о крестьянах». Вводился бессрочный сыск беглых и увезенных крестьян. Подтверждался запрет перехода крестьян к новым владельцам в Юрьев день. Феодалы получили право практически полностью распоряжаться собственностью и личностью крестьянина. Это означало юридическое оформление крепостного права. Одновременно с частновладельческими крестьянами крепостнические отношения распространялись на черносош- ных и дворцовых крестьян, которым запрещалось покидать свои общины. В случае бегства они также подлежали бессрочному сыску.
Специальная глава «Соборного уложения» «О посадских людях» внесла изменения в жизнь города. Были ликвидированы «белые слободы», и их население включалось в посад. Все городское население должно было нести тягло на государя. Под страхом смертной казни запрещалось переходить из одного посада в другой и даже жениться на женщинах из другого посада, то есть население посада закреплялось за определенным городом. Горожане получали монопольное право торговли в городах. Крестьяне не имели права держать лавки в городах, а могли торговать лишь с возов и в торговых рядах.
Таким образом, все крестьянское население было прикреплено к своим владельцам, а посадские люди к городам. Усилилась власть монарха, что означало движение по пути установления абсолютной монархии в России.
С целью упорядочения государственного управления в 1682 г. было отменено местничество. Теперь на высшие должности в государственных органах феодалы назначались не «по породе», а по царскому решению. Это открывало путь к выдвижению на важнейшие посты в государстве дворян.
Итак, во второй половине XVII в. в России формируется абсолютизм. Российский абсолютизм значительно отличался от западноевропейского. Он не опирался на поддержку третьего сословия, буржуазии, не был вызван к жизни развитием по капиталистическому пути, когда возникало известное равновесие между дворянством и буржуазией, дающее возможность государственной власти почувствовать определенную самостоятельность по отношению к обществу. Социальной основой абсолютизма в России было дворянство и общинная организация крестьян. Возрастание роли государства и проявления его надклассового характера были обусловлены тем, что только оно в условиях замедленного развития гражданского общества, слабости третьего сословия могло быть инициатором реформ. Однако окончательно абсолютизм в XVII в. не сложился: в стране отсутствовали такие непременные атрибуты абсолютной монархии, как регулярная армия и регулярная финансовая система.
Назад | Содержание | Вперед |