ТЕМА 28. ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ ДВИЖЕНИЯ В РОССИИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX в.
На рубеже 50 - 60-х гг. XIX в. после поражения России в Крымской войне наблюдался подъем общественного движения либеральной и революционно-демократической направленности. Слово «либерал» в России XIX в. понимали как «свободно мыслящий человек, желающий большей свободы для народа и самоуправления». Осознавая необходимость преобразований, представители либерального направления считали, что провести их в России может только просвещенный монарх. Свою же задачу либералы видели в подготовке реформ сверху. Крупнейшими идеологами русского либерализма были К.Д. Кавелин и Б.Н. Чичерин.
На рубеже 50 - 60-х гг. XIX в. складываются два революционных центра: один в Лондоне при редакции «Колокола» (А.И. Герцен, Н.П. Огарев), другой в России вокруг журнала «Современник». Центральными фигурами российского революционного центра были Н.Г. Чернышевский и Н.А. Добролюбов.
Общественно-политические движения в 70-е-90-е гг. XIX в.
В 60 - 80-х гг. XIX в. ведущие позиции в общественном и революционном движении занимало народничество. Основные положения народнической доктрины были сформулированы А.И. Герценом и Н.Г. Чернышевским, ставшими родоначальниками теории «русского социализма» - своеобразного синтеза учения западно-европейских социалистов и их собственных взглядов, согласно которым Россия могла перейти к социализму, минуя капитализм, посредством крестьянской общины. Периодическое уравнительное перераспределение земли, совместное владение и пользование лугами, пастбищами, лесами, крестьянское самоуправление, коллективизм, равенство всех членов общины - все эти черты русской крестьянской экономики рассматривались А.И. Герценом и Н.Г. Чернышевским как элементы социалистических отношений.
Выделяют три течения в народничестве
1. Бунтарское, или анархистское. М.А. Бакунин предложил свою модель безгосударственного социализма, которая основывалась на федерации построенных «снизу вверх» свободных организаций: рабочие ассоциации, общины, волости, области, народы. Бакунин выступал за крестьянскую революцию, которая уничтожит самодержавие и приведет к победе социализма.
2. Пропагандистское. П.Л. Лавров поддерживал идею крестьянской революции, но ее движущей силой считал революционеров- интеллигентов. Они должны были создать революционную организацию, развернуть пропаганду социализма в народных массах и тем самым подготовить их к революционному выступлению.
3. Заговорщическое. П.Н. Ткачев полагал, что между народом и интеллигенцией существует огромная пропасть, непреодолимая в условиях самодержавно-бюрократического строя, поэтому поднять крестьянство на борьбу невозможно. Однако самодержавие не имеет никакой опоры в обществе, и группа революционеров- заговорщиков может осуществить государственный переворот, захватить власть и провести сверху социалистические преобразования.
Некоторые современные историки выделяют и четвертое направление в народничестве - «нечаевщину» (по имени его основателя С.Г. Нечаева). Он создал тайную организацию «Народная расправа» (1869) и потребовал от ее членов полного подчинения руководству. В составленном им «Катехизисе революционера» насилие рассматривалось как главный способ достижения победы революции, а также обосновывался тезис: «Цель оправдывает средства».
Идеология народничества оказала непосредственное влияние на практику движения. В 1874 г. осуществляется так называемое «хождение в народ» для пропаганды социалистических идей и подготовки крестьянского восстания. Добиться результатов не удалось, начались массовые аресты народников.
В 1876 г. возникает народническая организация «Земля и воля». В ее состав вошли М.А. Натансон, Г.В. Плеханов, С.Л. Перовская, всего около 150 человек. Организация была построена на началах централизма, хотя и слабого. Ядром ее был «основной кружок». Главная цель «Земли и воли» - подготовка народной социальной революции. Основное средство подготовки к ней - пропаганда, террор считался вспомогательным средством. Программа «Земли и воли» предусматривала переход всей земли в руки крестьян, свободы мирского управления.
В 1879 г. в результате общего кризиса народничества и внутренних разногласий «Земля и воля» распадается на две организации.
1. «Черный передел» - в него вошли сторонники продолжения пропаганды среди крестьян (Г.В. Плеханов, В.И. Засулич, B. Н. Игнатов). Наладить пропаганду им не удалось и в 1880 г. Плеханов и Засулич вынуждены были уехать за границу.
2. «Народная воля» - в нее вошли народники, разочаровавшиеся в пропагандистской работе - А.И. Желябов, А.Д. Михайлов, C. Л. Перовская. Тактика захвата власти, избранная народовольцами, заключалась в запугивании и дезорганизации правительства путем индивидуального террора, направленного против царя и высших сановников государства и в одновременной подготовке восстания. 1 марта 1881 г. Александр II, возвращаясь во дворец, был убит народовольцами. 3 апреля 1881 г. были публично повешены 5 народовольцев. Народническая идеология вступила в полосу глубокого кризиса.
Часть народников в последней четверти XIX в. обращается к марксизму. Первая русская марксистская организация «Освобождение труда» была создана в 1883 г. в Женеве Г.В. Плехановым. К концу 90-х гг. XIX в. в российском марксизме оформилось три течения:
1. Легальные марксисты - П.Б. Струве, Н.А. Бердяев, М.И. Туган-Барановский разделяли общие положения экономического учения К. Маркса, но не принимали его политической доктрины: идеи о неизбежности социалистической революции и диктатуры пролетариата.
2. Экономисты - Е.Д. Кускова, С.Н. Прокопович считали главным в своей деятельности борьбу за реформы, поддерживали либералов и экономические требования рабочих.
3. Ортодоксальные марксисты - В.И. Ленин и его сторонники выступали за то, чтобы придать стихийной борьбе рабочих организованный характер, за свержение самодержавия и установление диктатуры пролетариата.
Назад | Содержание | Вперед |