ТЕМА 29. РОССИЯ В НАЧАЛЕ ХХ В.: РЕВОЛЮЦИЯ ИЛИ РЕФОРМЫ
Согласно переписи 1897 г. население Российской империи составляло 125 млн человек, однако плотность населения России была в 32 раза меньше, чем в Бельгии. 72% населения проживало в европейской части. Городское население составляло только 14% от общей численности, причем только 19 городов имели население свыше 100 тыс. человек.
Особенности социальной структуры России
1. Официально сохранялось деление общества на сословия, реально население делилось по классовому (экономическому) признаку.
2. Одновременное существование как основных сословий традиционного (феодального) общества - помещиков и крестьян, так и капиталистического - буржуазии и пролетариата.
3. Пестрота социального состава, незавершенность классовой дифференциации общества.
4. Высокая концентрация рабочих на крупных промышленных предприятиях, что обусловлено их слабой технической оснащенностью.
5. Значительный слой чиновничества (более 500 тыс. чел.), большинство из которых влачили жалкое существование.
Россия начала XX в. была аграрно-индустриальной страной, около 75 % населения страны проживало в сельской местности.
К началу XX в. в России не был завершен период первоначального накопления капитала. Это являлось серьезным препятствием на пути индустриализации.
Основные причины медленного развития капитализма в промышленности:
1) слабость и неустойчивость внутреннего рынка, обусловленная крайне низкой покупательной способностью населения;
2) нестабильность финансового рынка и банковской системы, что исключало возможность серьезных капиталовложений.
Для преодоления этих препятствий требовалось вмешательство государства. С.Ю. Витте (министр финансов в 1892 - 1901 гг.) сумел убедить Николая II в необходимости проведения программы развития промышленности, которая включала в себя следующие основные мероприятия:
1) «перекачку» средств из аграрного сектора в промышленность (крестьяне платили завышенные налоги);
2) увеличение косвенных налогов и введение винной монополии;
3) таможенную защиту отечественной промышленности от иностранной конкуренции;
4) введение золотого денежного обращения (рубль обеспечен золотом) в 1897;
5) привлечение иностранного капитала.
Наиболее противоречивым из перечисленных мероприятий было привлечение иностранного капитала.
Последствия привлечения иностранного капитала:
1) приносил новые формы организации производства, передовую технику;
2) способствовал быстрому развитию акционерных обществ;
3) способствовал перемещению основных индустриальных центров к источникам сырья;
4) уменьшал возможности для развития свободной конкуренции, так как русские предприятия не могли выстоять в борьбе с западными фирмами, поглощались ими;
5) способствовал закреплению финансовой зависимости России.
Экономическая политика С.Ю. Витте дала положительные результаты. С 1893 г. в России начался промышленный подъем, сыгравший важную роль в складывании отраслевой структуры российской промышленности. К началу ХХ в. отрасли группы «А» (производство средств производства) давали по стоимости около 40 % всей промышленной продукции.
Особенности развития промышленности в России
1. Промышленный переворот в России начался в условиях крепостничества, окончательно не завершен к началу ХХ в.
2. Совпадение по времени периодов индустриализации и монополизации.
3. Небольшая емкость внутреннего рынка, низкая покупательная способность населения.
4. Значительный государственный сектор в промышленности, вмешательство государства в экономику.
5. Высокая концентрация производства.
6. Самая высокая в мире концентрация рабочей силы как следствие низкой технической оснащенности.
7. Российская монополия возникла не как следствие технического прогресса, а из-за искусственного сдерживания царизмом развития рыночных отношений.
8. Массовый приток иностранного капитала.
Сельское хозяйство в начале ХХ в. продолжало развиваться в основном экстенсивным путем, то есть прирост производства осуществлялся за счет распашки новых земель и вовлечения новых трудовых ресурсов, а не за счет совершенствования земледелия и подъема урожайности. Сразу же после отмены крепостного права в стране наметилось два пути эволюции аграрного строя. Центральный земледельческий район вступил на медленный, затяжной путь перестройки хозяйства с сохранением крупного помещичьего землевладения. Этот путь называется прусским. В степных районах Заволжья и Северного Кавказа, на юге Украины, в Сибири стал применяться другой путь, фермерский. Предпринимательский, который историки условно называют американским.
В целом российское сельское хозяйство было крайне отсталым, отечественные сельхозпроизводители получали очень низкие урожаи - 28,2 пудов с десятины, тогда как в Англии - 124, в Германии - 77, во Франции - 70,5.
Подводя итог вышеизложенному, следует отметить, что российская экономика была многоукладной. В стране одновременно существовали натурально-патриархальный, мелкотоварный, частнокапиталистический, монополистический и государственномонополистический уклады. Основным противоречием в экономике было противоречие между промышленностью, опирающейся на передовую технологию, особенно в некоторых отраслях, и крайне отсталое сельское хозяйство. Задача стоявшая перед страной в экономической сфере - это ускорение модернизации и подключение к ней аграрного сектора, но этому мешала устаревшая государственная система.
В начале ХХ в. Россия оставалась абсолютной монархией. Российский император сосредотачивал в своих руках высшую законодательную, исполнительную и судебную власть. В стране не было представительного органа власти, конституции. Общество не могло легальными методами воздействовать на власть. Царь руководствовался законом о престолонаследии, согласно которому престол передавался по старшинству по мужской линии.
У власти в стране с 1894 по 1917 г. в стране находился Николай II (1868-1918).
Государственный строй Российской империи в основном сформировался еще при Александре I. Главным совещательным органом при царе был Государственный совет, все члены которого назначались монархом из высших чиновников. Высшим органом надзора был правительствующий Сенат, который являлся одновременно и органом высшего политического суда в России. К высшим органам власти относились также Священный Синод и министерства. Для координации действий министерств существовал Комитет (с 1905 г. - Совет) министров. Военный, морской министры и министр иностранных дел подчинялись непосредственно царю.
Во главе местной администрации находился губернатор, обладавший широкими полномочиями. Функции по охране порядка выполняла полиция. Политическое следствие в губернии проводила жандармерия. В начале ХХ в. возникли секретно-розыскные отделения («охранки»), в которых состояли агенты наблюдения, негласные агенты, провокаторы. Часть функций по управлению губерниями передавалась в руки земств. Они ведали ремонтом дорог, оказывали добровольную помощь населению, заботились о состоянии здравоохранения, народного образования, ветеринарной и почтовотелеграфной служб, статистики, содержали мировых судий.
Вся жизнь страны в той или иной степени регламентировалась чиновниками различных ведомств, которых насчитывалось до 400 тыс. человек. Российская бюрократия с начала ХХ века сформировалась как социальный слой, распоряжающийся огромными государственными ресурсами. Характерными чертами русской бюрократии были чинопочитание, угодничество, боязнь проявить самостоятельность и инициативу, пренебрежение к личности, формализм. Следует обратить внимание и на то, что оклады мелких чиновников были немногим выше зарплаты квалифицированного рабочего.
Российское государство имело значительную собственность: 38 % земельных угодий, 60 % лесных массивов, почта, телеграф, целый ряд заводов были собственностью государства. Особенностью России была высокая доля казенной промышленности, прежде всего в военной сфере, вмешательство государства в экономику.
Население Российской империи придерживалось различных вероисповеданий - от языческих верований до различных направлений мировых религий - христианства, ислама, буддизма. Христианская церковь считалась частью государства, среди религий «первенствующим и господствующим» признавалось православие.
Одним из самых острых в Российской империи был национальный вопрос. К началу ХХ в. население страны говорило на 146 языках. 56,5 % всего населения составляли славяне (русские, украинцы, белорусы).
Национальный гнет в России был сильнее, чем в соседних государствах. Царское правительство пыталось унифицировать управление национальными окраинами империи, что вызвало недовольство и волнения. После поражения революции 1905 - 1907 гг. правыми был выдвинут лозунг: «Россия для русских!» Удар решили нанести, прежде всего, по автономии Финляндии, где еще сохранялась конституция и всеобщее избирательное право. В 1910 г. были приняты законы, уничтожавшие автономию Финляндии путем изъятия основных вопросов из ведения финляндского сейма. Усилилась антипольская и антикатолическая реакция в Западных губерниях. Подлинный разгул шовинизма связан с травлей евреев.
В начале ХХ в. в России продолжался процесс формирования различных партий, организаций и групп.
Таким образом, отсутствие назревших реформ со стороны «верхов» и одновременно рост оппозиционных политических движений в соединении с глубокими социальными противоречиями и внешнеполитическими неудачами режима приближали революционный взрыв.
В июле 1904 г. эсером Егором Сазоновым был убит министр внутренних дел В.К. Плеве, идеолог политики «твердой руки». Новый министр П.Д. Святополк-Мирский был сторонником ряда либеральных уступок: большей веротерпимости, расширения прав земств, больших прав печати, позволения рабочим обсуждать экономические вопросы и т.д. Однако его предложения были отвергнуты в правительственных кругах, прежде всего самим Николаем II. Одновременно шел процесс «полевения» земского движения. На земских, собраниях звучали призывы к введению в России конституционного строя. В ноябре-декабре 1904 г. в связи с 40-летием судебной реформы развернулась так называемая «банкетная кампания». На этих банкетах, заменявших запрещенные политические собрания, с участием радикально-демократической интеллигенции принимались резолюции с требованием конституции и созыва Учредительного собрания. Недовольство подогревалось военными неудачами царизма. И хотя эти люди не желали и боялись революции, их выступления объективно способствовали ее приближению. Еще больше приближала революцию позиция Николая II и его окружения, считавших, что только «самодержавие может спасти Россию».
Таким образом, в политической сфере перед страной стоял ряд актуальных задач:
1) ограничение власти императора;
2) введение разделения властей;
3) создание выборного законодательного органа;
4) введение политических прав и свобод граждан;
5) уменьшение национального гнета, расширение прав нерусских национальностей.
Эти задачи могли быть решены как путем правительственных реформ, так и путем революции.
Назад | Содержание | Вперед |