Правовые принципы государства. Судебная власть

  Обязанность правового государства как проявление его природы - устанавливать формы государственного устройства, государственной деятельности, а также необходимые внутренние компоненты социальной жизни. К ним, прежде всего, относятся конституционные гарантии субъективных прав личности, институциональные гарантии и связывающие субъектов права, обязательные ценностные решения. Это теоретическое положение имеет практический смысл. Речь идет о различении формального государства закона, которым может быть любое тоталитарное государство, от правового государства, в котором закон необходим для обеспечения правовых позиций, выраженных в основных правах.
  Формально законное утверждение правительства парламентом возможно и в тоталитарном государстве; правовым оно становится, когда в утверждении правительства реализуется согласие граждан, опирающееся на уважение и защиту всей совокупности их прав. Наконец, правовой характер государства обязывает его организовать и институционализировать политический процесс в государстве на основе разделения властей, с приоритетом закона и презумпцией (оговоркой) связанности законом, с «юстиционно- организованным контролем» [19, 312] государственных актов и с конституционным обеспечением индивидуальных и общественных сфер функционирования.
  При этом возникает противоречие между правовым характером государства и демократией. Оно преодолевается тем, что народ (и большинство населения) не может превышать границы допустимости своих решений, не может формально нарушать некоторые основные права. Государство должно обеспечить состояние, при котором законодательные решения большинства находят свои пределы в основных гарантиях Конституции.
  Основополагающим принципом демократического общества является справедливость, соблюдение этого принципа - функция судебной власти.
  Являясь частью государственной системы власти, судебная власть в Германии сама является мегасистемой, где отдельными системами выступают: а) собственно право, т. е. совокупность правовых предписаний, содержащихся в различных источниках и связанные правом публичные и частноправовые отношения (государство, юридические лица и т. д.); б) организационно-ресурсная и кадровая составляющая; в) правовое сознание общества и правовая практика.
  В известном смысле слова «право ФРГ» необозримо. Это результат тщательной, основанной на высокой технике разработки законодательства, охватывающего самые различные стороны социальной жизни. Правовая норма содержит способ решения той или иной задачи и устанавливает поведенческий алгоритм субъектов гражданского общества. При этом очень четко прослеживается каузальность права политикой. Правовая система ФРГ представляет собой довольно гармоничное сочетание государства и права. То есть институты, профессионально реализующие право, публичное управление, бюрократия, управленческая и экономическая элита пригодны к проведению в жизнь содержания законов. Стремление к симметрии частей правовой системы в ФРГ проявляется очень сильно.
  Основной закон разделом 9 статьи 92 определяет, что судебная власть «...осуществляется Федеральным Конституционным судом, предусмотренными в настоящем Основном законе федеральными судами и судами земель». В ФРГ система судов отражает принцип централизации и децентрализации и, как указывалось выше, правоохранительная система в целом обслуживает политико-социальную структуру немецкого общества.
  Федеральный Конституционный суд, по мнению немецких юристов, одновременно является высшим конституционным органом федерации и собственно судом, решая вопросы применения конституционного права. Реализует присущую только ему функцию - гарантирования защиты Основного закона ФРГ. Конституционный суд рассматривает: а) споры между конституционными органами власти; б) споры по проблемам федерации; в) действительность (конституционность) правовых предписаний; г) споры о защите Конституции; д) споры о правильности выборов; е) конституционные жалобы. О роли Конституционного суда свидетельствует тот факт, что в течение 49 лет своей истории он вынес свыше трех с половиной тысяч решений, т. е. примерно по 70 решений в год. Состав Федерального Конституционного суда избирается по сложной системе: поровну Бундестагом и Бундесратом, но раздельным голосованием.
  Право ФРГ своими отраслями обслуживает частную жизнь независимо от вида деятельности; общественную безопасность; налоговые отношения; экономику и ее отрасли; деятельность средств массовой информации; связь; транспорт; дорожное движение; строительство; жизнь в общинах; выборы и политические отношения; окружающую среду; международные частные и публичные отношения и этим оно объектно-ориентировано.
  Судоустройство как системная структура функционально отвечает за соблюдение симметрии всей правовой системы. Это достигается разветвленностью судов по вертикали и их специализацией. Так, существуют суды общей компетенции, включая Верховный суд ФРГ, высшие суды земель, участковые. В рамках этих судов идет профессионализация составов судов по уголовным и гражданским делам. Согласно Закону о судоустройстве в рамках общих судов организуются молодежные, семейные, сельскохозяйственные суды. Кроме того, в ФРГ действует система социальных, административных, финансовых, дисциплинарных, общих факультативных, а также судов по трудовым спорам и допускается создание частных (третейских) судов. По статье 95 Основного закона ФРГ и в соответствии с Законом «Об обеспечении единства судоговорения в верховных судах Федерации» от 19 июня 1968 г. образуется общий сенат.
  Вполне обоснованно можно утверждать, что система судов в ФРГ является правовой инфраструктурой гражданского общества. Именно здесь, исходя из идеи социального государства и на основе систематической интерпретации и соблюдения конституционных прав и свобод, обогащаются правовые гарантии. Государство при этом руководствуется принципами соотносимости отраслей права, пропорциональности наказания и умеренности. Правовой характер государства обязывает его обеспечивать правовую безопасность, воплощающую в себе, в частности, ясность правовых требований и доверие к государству граждан, участников правовых отношений, а также правовой мир как проявление правовой безопасности. В конкретной практике эти положения находят свою реализацию следующим образом.
  Количество дел, пройденных за год через суды первой инстанции, составляет 3 694 985. В общих судах гражданские дела составляют 47,4 %; уголовные - 21,39 %. Суды по трудовым спорам рассмотрели - 17,75 %, административные - 6,02 %, социальные - 5,87 %, финансовые - 1,54 % [10, 217-232]. Как мы видим, исключительное количество дел проходит через гражданское судебное производство. По мнению профессора Кайзера, гражданское право Германии есть генеральное регулирование общего правового оборота с участием граждан. Оно хорошо развито и сопряжено с социальным бытием (цит. по: [19, 314]). Среди гражданских дел основную массу составляют жилищные споры, автомобильные аварии, купля-продажа.
  Сфера труда наиболее конфликтна, ибо здесь переплетаются тактические и стратегические интересы работодателей и работополучателей. Крайне разнообразны ситуации, требующие правовой оценки. Соотношение трудового и социального права наиболее четко прослеживается в сфере трудовых отношений. В частности, трудовой договор не может быть конфликтным нормам Социального кодекса, выходящих за рамки этого договора, как то: безработица, несчастный случай, болезнь.
  Для характеристики уровня демократии в ФРГ показательна статистика административной юрисдикции и финансовых судов, где обстоятельства дел не связаны с подсудностью конституционных судов. Административные суды рассмотрели за год 222 664 жалоб граждан на публичную власть, нарушившую, по их мнению, принципы справедливости, равенства. Финансовые - 57,076 жалоб относительно финансовых учреждений, отвечающих за сборы и налоги. При крайне сложной налоговой системе ФРГ ошибки неизбежны, и при рассмотрении дел в суде 31 813 жалобы нашли позитивное разрешение [10, 217-232]. Таким образом, мы видим, что устанавливается баланс между публичным управлением и правами граждан.
  Анализ политических сфер управления и регулирования процессами демократического развития в Федеративной Республике Германии позволяет сделать ряд выводов. Основными принципами выступают построение общества снизу вверх, свобода общества от государства через основные права, тесная взаимосвязь общества и государства, баланс жизненных и социальных задач, субсидиарность. Эти принципы реализуются через широко разветвленную систему институтов права и связанность публичной и общественной сферы нормами права.
  Особое место занимают политические партии. Концентрация политической демократии в немецких партиях делает их мощным выразителем общественных интересов. Они отвечают за связь гражданского общества с государством, за сближение или усиливающийся разрыв между ними. Схематически этот комплекс имеет такой вид (см. рис. 4.2).

Рис. 4.2. Политическое пространство и субъекты корпоративной демократии в ФРГ [19, 316]

  После достаточно успешного и достойного для ФРГ завершения XX в., когда объединенная Германия не просто стала обладать самой мощной экономикой на европейском континенте, но и показала высокие темпы экономического роста (около 3 % в 2000 г.), в самом начале нового столетия о прежних «чудесах» немецкой макроэкономической модели, похоже, придется надолго забыть. В то время, когда появились первые признаки завершения глобальной рецессии 2001-2002 гг., немецкая экономика продолжает оставаться в состоянии стагнации, что ставит под сомнение само существование Modell Deutschland как таковой. Рассмотрим рост ВВП (%) в пяти ведущих странах мира (табл. 4.2).
  Мы видим, что по динамике экономического развития ФРГ оказалась далеко позади не только США и Великобритании, но даже Франции (модель экономического развития этой страны по социальной ориентации близка немецкой). Лишь Япония, уже достаточно долго находящаяся в состоянии глубокого структурного кризиса, испытывала в 2001 г. более серьезные проблемы с экономическим ростом. Нельзя не отметить и серьезные проблемы, которые наметились на немецком рынке труда и в сфере демографии [OECD, с. 26]. Спад в строительстве объясняется, прежде всего, уменьшением объемов жилищного строительства (главным образом, домов на 1-2 семьи), и это также связано с потерей кредита доверия потенциальных заказчиков из-за общего обострения экономической ситуации в стране.

Таблица 4.2. Среднегодовые темпы роста ВВП [19, 317]

  Итак, по результатам конъюнктурного анализа состояния немецкой экономики можно сделать вывод о том, что основными текущими макроэкономическими проблемами ФРГ являются: низкие темпы экономического роста, высокий уровень безработицы при наличии достаточно большого числа трудовых вакансий, снижение темпов роста производительности труда, недостаточно высокий уровень развития высокотехнологичных отраслей экономики, состояния государственных финансов.
  С чем же связаны трудности современного экономического развития Германии? Едва ли здесь все можно объяснить одним только глобальным экономическим спадом, начавшимся в середине 2001 г. Глобальная рецессия, последовавшая вслед за прекращением бурного роста «новой экономики», коллапсом фондовых рынков весной 2000 г., ростом цен на нефть и спадом в американской экономике, действительно достаточно больно ударила по экспортному сектору экономики ФРГ - едва ли не главному драйверу экономического роста Германии в конце XX в.
  Как представляется, причины скрываются в недрах самой немецкой экономики, в социальном рыночном хозяйстве и его политической детерминанте.
  Современная политическая Modell Deutschland представляет собой сбалансированную систему государственных, федеральных, земельных, корпоративных и индивидуальных интересов. Она обеспечила достойное политическое, социальное и экономическое существование немцам, закрепленное в Конституции (табл. 4.3).
  Показатели качества развития человеческих ресурсов в пяти ведущих странах свидетельствуют, что фактически был решен вопрос, продекларированный коммунистическим манифестом: пролетариат не может освободиться от рабства, не положив конец любому господству человека над человеком.
  Вместе с тем социально-рыночная экономика, ее политические стимуляторы в лице партий, союза корпоративных объединений, земельных общин фактически привели к возникновению государства-собеса.

Таблица 4.3. Показатели качества развития человеческих ресурсов ведущих стран мира [19, 317]

  Теперь на «государство всеобщего благоденствия» рассчитывают даже в большей степени, чем на свои индивидуальные способности зарабатывать искомые «достойные условия существования». В ФРГ быть безработным отчасти даже выгоднее, чем активно трудиться, поскольку социальные пособия по безработице, детские пособия и субсидии по оплате жилья гарантированы всем. Но финансируется такое «государство-собес» из карманов своих налогоплательщиков. И не случайно уровень налогового бремени в ФРГ - один из самых высоких в Европе. Высшая ставка индивидуального подоходного налога составила в 2002 г. 48,5 %, а эффективная ставка налога на прибыль компаний (с учетом промыслового налога) доходит до 38 % [24]. (Для сравнения: эффективная налоговая ставка для корпораций составляет 34 % во Франции и 30% в Великобритании). Очевидно, что высокие налоги сдерживают развитие предпринимательства и трудовую активность населения.
  Всецело поглощенная процессом объединения, Германия в первую очередь по политическим и этическим соображениям упустила шанс на повторение неоконсервативной революции по североамериканскому или британскому образцу. Радикальные экономические преобразования в Германии в 90-е гг. были невозможны из-за опасения социальных потрясений (особенно в и без того депрессивной экономике восточных земель). Кроме того, любые стремления реформаторов из консервативной ХДС/ХСС встречали многочисленные преграды в органах законодательной власти, где были традиционно сильны позиции настроенных против либеральных структурных реформ оппозиционных партий, прежде всего, СДПГ.
  Интеграция новых федеральных земель осуществлялась не только путем введения на территории бывшей ГДР рыночных принципов хозяйствования, но и означала автоматический перенос западной системы социальных гарантий на восток Германии. (Так, заработная плата в новых федеральных землях после объединения возросла в среднем с 7 до 85 % западногерманского уровня, а средний размер пенсий «осси» оказывается даже на 11 % выше). Этот процесс не сопровождался выравниванием в уровне производительности труда между старыми и новыми федеральными землями. Кроме того, огромные финансовые вливания в депрессивную восточногерманскую экономику требовали мобилизации значительных финансовых средств из карманов налогоплательщиков, главным образом, западных земель. По сути дела, новые федеральные земли превратились в хронических финансовых иждивенцев, с трудом преодолевающих проблемы интеграции в общегерманское экономическое пространство. Объективно возникло противоречие между сложившейся политической системой и деформированной экономической.
  Партийная борьба потеряла свой драматизм, сглаживание социальных конфликтов, опора на государственную опеку сделала фактически не различимыми позиции консерваторов (ХДС/ХДСС) и либералов (СДПГ, Св.ДПГ), что не способствовало разрешению или поиску пути к разрешению возникших противоречий. Политическая конъюнктура, сфокусированная на социальную стабильность, посеяла иллюзии устойчивости экономического роста. Ни одна из партий не взяла на себя ответственность за проведение реформ. Были упущены сроки и темпы реформирования. Современная Германия, все больше ощущающая себя частью единой Европы, по-видимому, обязана будет внести коррективы в свои социальные программы, что естественно повлечет за собой и изменение вектора политических сил в обществе. Потребуется новая политическая воля для реформирования Modell Deutschland на оси неолиберализм - неоконсерватизм.

Назад Содержание Вперед