3.1.6. Содержание и функционирование основных структур личности по З. Фрейду

  В структуре личности З.Фрейд выделяет три основные составляющие: ОНО, Я, СВЕРХ-Я.
  ОНО - единственная психическая субстанция, с которой рождается ребенок. ИД является той частью психического аппарата, которая управляется принципом удовольствия, «принцип удовольствия безраздельно властвует в ИД». Для ОНО основное значение имеют влечения. ОНО олицетворяет то, что можно назвать страстью. ИД руководствуется бессознательным стремлением к безоговорочному и безотлагательному удовлетворению влечения, прежде всего сексуального.
  ОНО реагирует на потребности и стремится уменьшить напряжение, возникающее из неудовлетворенной потребности до минимума. ИД лишено контакта с реальностью, поэтому не знает ограничений с ее стороны и подчиняется только принципу удовольствия. ИД, прежде всего, пронизано либидозным влечением, и стремится уменьшить возникшее напряжение прямой и непосредственной сексуальной деятельностью. «С точки зрения обуздания первичных позывов, - морали, можно сказать «ОНО» совершенно аморально»
  Далее Фрейд указывал, что в психике существует такая структура, как «Я» или ЭГО. «Я» развивается из ОНО, но в отличие от него находится в контакте с внешней реальностью и связано с сознанием. ««Я» есть только измененное под прямым влиянием внешнего мира и при посредстве системы восприятие - сознание, часть ОНО» (Фрейд, 1990). «Я» - это некая связанная организация душевных процессов в одной личности, которая контролирует все частные процессы. «Я» - это сложное системное образование, включающее самосознание, способы рефлексии, способы защиты ЭГО. «Я» частично бессознательно.
  Как структура психики, связанная с внешней реальностью, ЭГО имеет функции по отношению к внешнему миру. Через осознание внешних стимулов «Я» выполнят задачу самосохранения. Эту задачу «Я» реализует, накапливая опыт, приспосабливаясь к умеренным стимулам, избегая чрезмерных стимулов и научаясь совершать необходимые изменения во внешнем мире себе на пользу. ЭГО, развиваясь, непосредственно из ОНО, не утрачивает связь с внутренним миром, а продолжает выполнять функции по отношению к нему.
  «Я» по отношению к ОНО, выполняет задачу контроля над требованием инстинктов, прежде всего сексуальных. «Я» руководствуется принципом реальности и является олицетворением разума и рассудительности. ЭГО решает «будет ли позволено получить удовлетворение в благоприятное время и в благоприятных обстоятельствах во внешнем мире или полностью подавляет возбуждение инстинктов». ЭГО также стремится к удовольствию и старается избежать неудовольствия, но соотносит это с реальностью, контролируя и модулируя импульсы ИД. Таким образом, ИД реагирует на потребности, ЭГО - на возможности. С точки зрения морали «Я» старается быть моральным. «Я» является представителем реального мира в душевной области. Таким образом, мы видим, что либидозное влечение в ИД стремится к прямому и непосредственному удовлетворению, а в ЭГО его удовлетворение соотносится с принципом реальности посредством разума и рассудительности.
  Но существование третьей психической структуры СВЕРХ-Я или СУПЕР-ЭГО вносит свои корректировки в реализацию влечений эротической и агрессивной природы. Являясь носителем норм, правил, запретов, СВЕРХ-Я протестует против удовлетворения влечений, требует отречения от влечений. СВЕРХ-Я это структура, «которая соответствует всем требованиям, предъявляемым к высшему началу в человеке». СВЕРХ-Я развивается из «Я» и служит внутренним цензором деятельности и мыслей ЭГО. «В ходе индивидуального развития, часть сдерживающих сил из внешнего мира переносится во внутрь, что образует в «Я» инстанцию, противостоящую в качестве наблюдающей, критикующей и запрещающей остальному «Я»» (Фрейд, 1990). Это и есть СВЕРХ-Я, структура психики, которая также частично бессознательна.
  С формированием, СВЕРХ-Я ЭГО должно теперь учитывать его протесты, а также угрозы внешнего мира, прежде чем удовлетворить влечение по требованию ОНО. Так как, «Я» является преимущественно представителем внешнего мира, а СВЕРХ-Я - внутреннего, то противоречие между ними отражают противоречие внешнего и внутреннего миров. «Я» является сферой, где разыгрывается борьба между влечениями из ОНО и запретами СВЕРХ-Я. В своих проявлениях, сверх-я схоже с оно, так как импульсы от обоих идут бессознательно. С позиции психоанализа мироощущения «Я» - это несчастное мироощущение. «Я» выполняет роль флюгера, который разворачивается, то в сторону требований ОНО, то в сторону запретов СВЕРХ-Я. В личности непрерывно существует интрапсихический конфликт между ОНО и СВЕРХ-Я. При этом «Я» приходится обороняться больше от СВЕРХ-Я, чем от ОНО. Биологические импульсы от ОНО органичны биологической природе человека. И «Я» с набором рациональных ходов смогло бы укротить импульсы от ОНО, но вынуждено работать на два фронта. При этом «Я» несет большую нагрузку и затрачивает большое количество либидозной энергии.
  Таким образом, каждое из трех структур психики имеет свое значение, место, функции по отношению к основным влечениям человеческой природы. ОНО руководствуется принципом удовольствия и стремится прямо и непосредственно удовлетворить любое влечение. «Я» руководствуется принципом реальности и удовлетворяет влечение только после анализа сдерживающих сил из внешнего и внутреннего мира. СВЕРХ-Я - та часть психики, которая требует вообще отречься от влечений, являясь цензором и моралистом, запрещающим начало в личности.

Назад Содержание Вперед