3.1.7. Сублимация как механизм переориентации основных влечений
Ситуация Эдипа в онтогенезе привела к запрету на проявление импульсивных сексуальных и агрессивных влечений. В то же время, влечения очень мощно энергетически заряжены, и эта энергия естественно ищет выходы и объекты приложения. В результате чего идет формирование механизма сублимации - процесса, посредством которого либидозная и агрессивная энергии преобразуются в созидательную, культурную энергию. «Процесс сублимирования - процесс, при котором исключительно сильным возбуждениям, исходящим из отдельных источников сексуальности, открывается выход и применение в других областях» (Фрейд, 1990). Сексуальный инстинкт у человека имеет большую силу и сильнее выражен, так как у него почти совершенно преодолена периодичность по сравнению с другими видами. Следовательно, сексуальное влечение отдает в распоряжение культурной работы большую силу, так как имеет своеобразную особенность замещать свою первоначальную сексуальную цель другой, несексуальной. Именно механизм сублимации как перевод, переориентация энергии импульсивных желаний обеспечивает многообразие жизни. Благодаря отклонению сил сексуальных влечений от сексуальных целей и направлений на новые цели, освобождаются могучие компоненты для всех видов духовной деятельности. Сублимированная энергия создает то, что мы называет цивилизацией. Фрейд утверждает, что огромная энергия и значительная сложность цивилизации является результатом лежащего за ней стремления найти приемлемые и удовлетворяющие пути для подавления сексуальных и агрессивных влечений. Сублимированная энергия уменьшает первоначальное возбуждение. Эта трансформация дает огромное количество сил в распоряжение цивилизованной деятельности. Сублимация, по сути, это защитный механизм, приобретаемый в ходе переживания Эдипова комплекса.
При этом имеются общие гендерные различия. У женщин процесс сублимации более ограничен, отсюда Фрейд проводит параллели между тем, что среди мужчин больше выдающихся личностей. Нужно отметить, что общество заинтересовано, чтобы человек сублимировал либидозное влечение в культурное строительство. Косвенным подтверждением этих выводов может служить тот факт, что в более трудные периоды общественного развития запреты действовали очень сильно и, следовательно, активизировался процесс сублимации, что позволяло направлять большое количество энергии на поступательное развитие общества. А общества, которые находились в периоде заката, отличались, наоборот, крайней степенью сексуальных излишеств. Деструктурализация общества порождает волну десублимации. А чем жестче общество, тем больше запрет и цензура.
Таким образом, мы видим, какое огромное значение Фрейд приписывает основным влечениям индивида в формировании культуры человечества, в творчестве, в создании того, что мы называет цивилизацией. С позиции Фрейда в создании всего культурного пласта в истории человечества большая роль принадлежит основным влечениям и механизму сублимации. Становится очевидным тот факт, что влечение к жизни и влечение к смерти являются исключительно важными феноменами не только с точки зрения интрапсихического функционирования индивида, но также играют большую роль в создании и обеспечении всего многообразия жизни посредством культурного строительства, различных видах деятельности и творчества.
Назад | Содержание | Вперед |