5.1. Общая характеристика социально-исторического образа жизни
В психологии личности давно утвердилась мысль о том, что развитие личности в онтогенезе идет от социального мира общества к индивидуальному миру личности. Категория “социально-исторический образ жизни”, как и связанные с этой категорией представления о “социальной ситуации развития”, во-первых, дает возможность снять оппозицию “личность - общество” и рассмотреть закономерности движения личности в обществе; во-вторых, провести анализ развития личности как бы на пересечении трех координат - координат исторического времени, социального пространства и жизненного пути личности в обществе.
При характеристике социально-исторического образа жизни как типичного вида жизнедеятельности социальной группы и общества на определенном этапе их развития выделяются характерные черты категории “образ жизни”, а также связанные с пониманием образа жизни проблемы изучения личности.
1. Категория “социально-исторический образ жизни” выражает конкретно-исторический характер детерминации развития личности, неотъемлемость развития личности от эволюционирующей системы общества.
2. Социально-исторический образ жизни представляет собой пространство выбора, объективно заданное появившемуся на свет в том или ином обществе индивиду.
Пространство выбора в социально-историческом образе жизни регламентируется, прежде всего, через возможность выбора той или иной деятельности.
Особенности социально-исторического образа жизни опосредствуются следующими моментами: отношением к типам жизнедеятельности, социальным ценностям, нормам участников совместной деятельности; оценкой, как участниками совместной деятельности, так и самой личностью ее индивидных свойств (задатков, темперамента и т.п.); мотивами и целями, ради которых живет данный конкретный человек.
3. Социально-исторический образ жизни имеет ценностный мотивообразующий характер, выраженный в социальной программе развития общества. От мотивообразующего образа жизни группы во многом зависит, например, будет ли поведение личности носить общественный или антиобщественный характер [27, с.44-115].
4. Введение категории “социально-исторический образ жизни” приводит к постановке ряда проблем, разработка которых позволяет объемно увидеть закономерности развития личности.
Первая из этих проблем касается изучения социогенетических предпосылок возникновения и развития личности в истории общества, на оси “исторического времени”. Постановка этой проблемы приводит к изучению возникновения феномена личности и его значения в истории развития общества; разработке представлений об историческом характере кажущихся порой вечными возрастных периодизаций - детства, юности и т.п.; исторической обусловленности ритма, смены разных сфер жизнедеятельности (игры, труда, досуга) и т.п.
Вторая проблема связана с изучением развития личности в разных культурах “социального пространства” данной эпохи, а также в разных больших и малых социальных группах данной культуры. Анализ этой проблемы дает возможность выявить конкретное содержание функционально-ролевых качеств личности, избежать смешения стереотипов культуры со свойствами индивидуальности и, главное, обнаружить закономерности развития личности в процессе развития тех или иных социальных групп.
Третья проблема связана с построением периодизации развития личности в социальных группах [6, с.257-263].
Контрольные вопросы
1. Какие характерные черты и категории «образ жизни», а также проблемы изучения личности выделяются при характеристике социальноисторического образа жизни?
2. Какие проблемы возникают при введении категории «социальноисторический образ жизни»?
Назад | Содержание | Вперед |