7.4. Метод «портфолио» как способ профессионального развития

  Одним из наиболее современных методов профессионального развития является метод «портфолио». Он предназначен для того, чтобы систематизировать метод, накапливаемый специалистом, его знания, четче определить направления его развития, облегчить консультирование его со стороны более квалифицированных педагогов и администрации, а также сделать более объективную оценку его профессионального уровня.
  Портфолио представляет собой:
  • набор документов, фиксирующих профессиональное развитие (дипломы, сертификаты. Справки, грамоты. Характеристики, рекомендации и др.)
  • методический «портфель» - описания используемых методов работы с анализом их эффективности, наиболее удачные методические разработки, примеры творческих или иных работ детей
  • описание процесса и результатов работы с наставником (предполагаемые цели работы, планы, программы, результаты наблюдения супервизора и оценки работы с его стороны)
  • результаты аттестаций и иных видов оценки работы учителя.
  По усмотрению специалиста, в портфолио могут быть включены и иные документы.
  Прежде чем начать собирать портфолио, необходимо как можно более точно определить цель этой работы. В зависимости от этого, в него могут быть включены различные документы и даже подборки материалов по теме.
  Какими же могут быть основные цели работы над портфолио?
  1. Помощь в развитии карьеры учителя.
  В том случае, если специалист претендует на более высокую должность в своей школе, более высокий разряд оплаты или аттестационную категорию, административную работу или собирается поменять работу, ему необходимо отразить в своем портфолио информацию, показывающую, что он действительно достиг более высокого уровня в своем профессиональном развитии. Начать лучше с небольшого эссе, в котором будут полно и точно сформулированы взгляды педагога на свою профессию, на процессы обучения и воспитания. Цель написания эссе - выявить ценностные ориентиры и направленность специалиста, его мотивацию и основные содержательные цели в работе.
  Хорошо, если будут сделаны видеозаписи фрагментов урока, воспитательных мероприятий и т.д. Видеозаписи следует сопроводить небольшим рефлексивным комментарием, отражающим эффективность данной формы деятельности, умения специалиста по анализу работы.
  Еще один раздел портфолио как помощи в развитии карьеры педагога - документы, отражающие официальную оценку его работы. Это могут быть характеристики, результаты аттестации, заключения по итогам работы за год, рекомендации и т.д.
  Последний раздел - документы, отражающие уровень образования, квалификации или специализации педагога: дипломы, сертификаты, грамоты, справки, заключения аттестационных комиссий.
  2. Отражение профессионального пути, взглядов и планов специалиста.
  Иногда портфолио собирается как «методическая копилка», отражение взглядов человека на свою профессию. В этом случае разделы в нем определяются самим специалистом, но существуют и общие рекомендации, помогающие его подбору и более эффективному использованию. Лучше, если материалы в нем собираются по годам работы. В этом случае педагогу легче проследить динамику своего развития, изменение взглядов на себя и профессию, методов и подходов. Иногда случается так, что неиспользуемые годами методы вдруг становятся «любимыми» и эффективными. Кроме того, такое расположение документов помогает их быстрому нахождению, в том числе и для составления портфолио с другими целями. Не следует оставлять завершение ежегодного портфолио на начало следующего учебного года. За период каникул многое уходит из памяти, меняются некоторые позиции и установки. Самый оптимальный период для анализа работы за год - одна-две недели после завершения учебного года.
  Начинается работа над ежегодной «копилкой» также за одну неделю до учебного года - с рефлексивного размышления (записанного в дневник или в виде отдельного эссе) об ожиданиях от нового учебного года, себя в профессии, учеников, школы в целом. Что можно дать для их развития, достижения общешкольных целей? Что можно взять от них, чему научиться? Далее выбирается одно из направлений профессионального роста, над которым специалист будет особенно серьезно трудиться в течение года. В ходе этой работы формулируется и записывается цель работы на год. В течение года в портфолио добавляются примеры использования методик и методических приемов, планы и программы своей работы и работы детей, фрагменты уроков, воспитательных мероприятий, конспекты литературы, статьи, оборы книг и т.д. В конце года проводится анализ уровня достижения поставленной цели и всей работы.
  3. Помощь в профессиональном развитии педагога.
  В портфолио необходимо отразить основные, «базовые» принципы профессионального развития данного специалиста. Для чего необходимо развитие в профессии? Что лежит в его основе? Каковы направления развития? Кто может помочь в этом процессе? Где следует искать соответствующие знания и опыт?
  Для того чтобы создать самому себе возможности для контроля, необходимо разработать структуру и программу развития. С этой целью определяется форма: курсы повышения квалификации, стажировка, самостоятельное изучение материала, обращение к помощи наставника или работа в группе коллег. Следует помнить, что, как правило, работа в группе, контроль и помощь наставника повышают эффективность работы. Для развития крайне важно иметь поддержку и помощь со стороны других людей.
  Следующий раздел посвящен определению форм и методов развития. К ним относятся приобретение новых знаний, наблюдение за работой специалистов, обсуждение с коллегами, постоянная работа с наставником, чтение журналов по профессии, отработка практических навыков. По мере работы в портфолио вносятся конспекты, видеоматериалы, резюме, ксерокопии статей и др.
  Другой раздел портфолио следует посвятить работе по повышению эффективности используемых методов и освоению новых методик и технологий.
  Несомненно, создание портфолио требует некоторых затрат времени со стороны педагога, но его использование повлечет за собой осознанное профессиональное развитие.

Проблемные вопросы и практические задания

  1. Каковы возможности индивидуальных образовательнопрофессиональных программ?
  2. Назовите способы саморазвивающей деятельности.
  3. В чем сущность профессионального самообразования будущего учителя?
  4. Какие источники самообразования вы считаете наиболее значимыми на этапе обучения в вузе? Почему?
  5. Назовите, пожалуйста, те источники самообразования, которые вы используете, обучаясь в вузе. Каким образом можно было бы увеличить их число?

Тесты для самоконтроля

  1. Интегративным показателем выработки индивидуального стиля является:
  1) профессиональная творческая активность человека;
  2) умение человека самостоятельно выполнять работу;
  3) проявление индивидуальности абсолютно во всех действиях человека;
  4) умение человека проявлять индивидуальные качества;
  2. Рефлексия необходима в работе учителя, так как:
  1) это единственный способ накопления профессионального опыта;
  2) один из основных способов приобретения и накопления профессионального опыта;
  3) без нее не может жить ни один взрослый человек;
  4) показатель зрелости педагога;
  3. Накапливать портфолио необходимо, так как:
  1) это способ профессионального развития;
  2) это своеобразный личный архив;
  3) это стиль жизни учителя;
  4) без него не примут на другую работу;
  4. Профессиональное самообразование это:
  1) целенаправленная самостоятельная деятельность по усовершенствованию и приобретению знаний;
  2) чтение художественной литературы;
  3) чтение публицистической литературы;
  4) методическое совершенствование;

Литература

  1. Алибекова Г.З., Рудковская А. В. Индивидуализированные программы обучения в высшей школе // Педагогика. - 1995. - № 3.
  2. Андреев В. Н. Педагогика творческого саморазвития. Инновационный курс. Кн. 1. - Казань, 1996.
  3. Белозерцев Е.П. Подготовка учителя в условиях перестройки. - М., 1989.
  4. Вульфов Б.З. Профессиональная карьера учителя // Мир образования. - 1996. - № 1.
  5. Гарунов М.Г. Пидкасистый П.И. Самостоятельная работа студентов. - М., 1978.
  6. Князева М. Ключ к самосозиданию. - М., 1990.
  7. Коджаспирова Г. М. Культура профессионального самообразования педагога. - М., 1994.

Назад Содержание Вперед