1.2. Определение личности

  Личность - это те характеристики человека, которые отвечают за согласованные проявления его чувств, мышления и поведения.
  Личность всегда выступает как член общества, как исполнитель определённых общественных функций или, как ещё говорят, социальных ролей. Социальная роль - это выработанная обществом программа действий человека в определённых обстоятельствах.
  Личность - это особое качество, которое приобретается индивидом в обществе.
  Чтобы понять основания, на которых формируются те или иные свойства личности, нужно рассмотреть её жизнь в обществе, её движение в системе общественных отношений [19].
  Общественные отношения - часть, сторона, аспект личности как социального качества индивида. Включённость индивида в те или иные общности определяет содержание и характер выполняемых имидеятельностей, круг и способы общения с другими людьми, т.е. особенности его образа жизни, социального бытия. Но образ жизни отдельных индивидов, тех или иных общностей людей, а также общества в целом определяется исторически развивающейся системой общественных отношений.
  Понятие "личность" относится к определённым свойствам, принадлежащим индивиду, причём имеется в виду и своеобразие, уникальность индивида, т.е. индивидуальность.
  Личность может быть охарактеризована как субъект относительно устойчивой системы межиндивидных (субъект - объект - субъектных и субъект - субъект - объектных) отношений, складывающихся в деятельности и общении.
  Личность каждого человека наделена только ей присущим сочетанием черт и особенностей, образующих её индивидуальность - сочетание психологических особенностей человека, составляющих его своеобразие, его отличие от других людей. Индивидуальность проявляется в чертах характера, темперамента, привычках, преобладающих интересах, в качествах познавательных процессов, в способностях, индивидуальном стиле деятельности.
  Личность является продуктом общественно-исторического развития, с одной стороны, и деятелем общественного развития - с другой.
  Психология акцентирует внимание на субъективном мире личности, его структуре и закономерностях формирования и развития. Личностью признавался только выдающийся человек как отдельная особь, остальные люди - рядовые члены общества, согласно этому представлению, не являлись личностями.
  Личность неотделима от общества.
  Общество формирует личность в интересах сохранения и развития общества. Личность - созидатель общественного богатства.
  Личность - это особое качество, которое приобретается индивидом в обществе.
  Обратимся к основным взглядам на сущность понятия «личность», отмеченных в трудах выдающихся отечественных и зарубежных психологов.
  Охарактеризуем кратко особенности понимания личности советским психологом А.Н. Леонтьевым. Личность, по его мнению, - это психологическое образование особого типа, порождаемое жизнью человека в обществе.
  Общий подход к пониманию проблемы личности, обозначенный А.Н. Леонтьевым, нашёл своё развитие в работах А.В. Петровского и В.А. Петровского.
  А.В. Петровский даёт следующее определение личности: «Личностью в психологии обозначается системное социальное качество, приобретаемое индивидом в предметной деятельности и общении и характеризующее уровень и качество представленности общественных отношений в индивиде» [42].
  Ковалёв А.Г. определил понятие личность как сложное, многогранное явление общественной жизни, звено в системе общественных отношений.
  Асмолов А.Г. рассматривал личность с точки зрения проблемы соотношения биологического и социального в человеке. [6]
  Таким образом, исходя из всех определений личности, отечественными психологами, в качестве исходного принимаем:
  1) подход, согласно которому личность характеризуется как особое качество, приобретаемое индивидом в совокупности общественных по своей природе отношений (А.Н. Леонтьев);
  2) подход, который характеризует индивида со стороны его связей с другими индивидами (А.В. Петровский), в общении с другими людьми (М.И. Лисина).
  Личность, по У. Джеймсу, возникает как взаимодействие инстинктивных и привычных граней сознания, а также личных волевых аспектов. Патологии, персональные различия, стадии развития, тенденции самоактуализации и всё остальное - это реорганизация основных строительных блоков, предоставленных природой и измененных эволюцией.
  Г.У. Олпорт сформулировал известное определение личности: «личность есть динамическая организация тех психофизических систем в индивиде, которые определяют его поведение и мышление» [36]. Таким образом, он рассматривал личность как постоянно изменяющуюся динамическую систему. Термин «психофизические» позволяет показать, что личность есть «ни нечто исключительно ментальное, ни нечто исключительно нервное». Под «организацией» Олпорт понимал единство в личности телесного и психического. Он считал, что в такую сложную структуру, как личность, включены детерминирующие тенденции, во многом определяющие индивидуальное поведение.
  В «гормической психологии» В. Мак-Дугалл, в психоанализе З. Фрейд, А. Адлер личность трактовалась как ансамбль иррациональных бессознательных влечений.
  Бихевиоризм фактически снимал проблему личности, которой не оставалось места в механистической схеме «с - р» («стимул - реакция»).
  Весьма продуктивные в плане конкретных методических решений - концепции К. Левина, А. Маслоу, К. Роджерса которые обнаруживают определённую ограниченность, проявляющуюся в физикализме, переносе законов механики на анализ проявлений личности.
  Американский психолог В. Джеймс писал, что личность «в наиболее широком смысле - есть общий итог того, что человек может назвать своим, т.е. не только собственное тело и собственные психические силы, но и принадлежащие ему дом, жену, детей, предков, друзей, свою добрую славу и творческие произведения, поземельную собственность, лошадей, яхту и текущий счёт...». Отсюда, по Джеймсу, потеря хотя бы части собственности рассматривается как умаление достоинств самой личности.
  Согласно З. Фрейду, личность есть замкнутая в себе биологическая индивидуальность, живущая в обществе и испытывающая его влияния, но противостоящая ему. Оказывается, что источником активности личности являются подсознательные влечения: сексуальные и влечения к смерти, проявляющиеся роковым образом. Соответственно, смысл жизни состоит в удовлетворении этих изначальных биологических влечений. Общественное развитие, цивилизация с её многочисленными моральными запретами, по Фрейду, оказывается, вредят нормальному развитию человеческой личности являются источниками её неврозов. Отсюда - и прямо и косвенно оправдываются разнузданная сексуальность и войны, насилие как средство удовлетворения влечения к смерти. Концепция Фрейда, таким образом, является заострённой концепцией биологического индивидуализма личности.
  Неофрейдисты (Хорни, Фромм) пытаются сгладить биологическое понимание личности, данное Фрейдом. Они стремятся обновить фрейдизм за счёт умаления значения сексуальности в жизни человека, признания положительной роли культуры (Хорни) и общественных условий в целом (Фромм). По Фромму, общественное развитие приводит ко все большей индивидуализации и свободе личности. Фромм различает позитивную и негативную свободу: первая - это власть человека над природой; вторая - это одиночество человека вследствие борьбы людей друг с другом. Таким образом, фрейдизм и неофрейдизм остаётся реакционной, ненаучной концепцией личности, служащей делу оправдания существующего капиталистического строя, тяжёлого положения личности в нём.
  Фрейдизм уводит личность от решения социальных проблем в мир таинственных психологических явлений и внутренних душевных конфликтов, он рекомендует искать избавления от страданий путём самоанализа с помощью психоанализа.
  Личность, по Юнгу, включает три основные системы: Эго, личное бессознательное и коллективное бессознательное.
  Эго - это центр сознания, представляющий собой часть души (личности), включающей чувства, ощущения, воспоминания, мысли и всё то, что позволяет человеку чувствовать свою целостность и осознавать свою идентичность.
  Личное бессознательное - это структура, включающая в себя, как и у Фрейда, вытесненные воспоминания, чувства, переживания. Однако, по представлениям Юнга, в личное бессознательное входят также и комплексы (например, материнский комплекс, комплекс власти и др.). При этом комплекс может захватить контроль над личностью и управлять её поведением.
  Коллективное бессознательное - по Юнгу, представлено архетипами, являющимися универсальными общечеловеческими моделями восприятия, содержащими значительный эмоциональный элемент.
  Юнг впервые предложил две психологические установки, или ориентации личности: экстраверсию и интроверсию. У каждого человека присутствуют обе установки, но одна из них является доминирующей.
  Экстраверсия - направленность вовне, к внешнему миру, к другим людям.
  Интроверсия - направленность внутрь себя, в свой внутренний мир.
  Развитие личности, или индивидуация, по Юнгу - это процесс интеграции многих внутриличностных функций и тенденций. В своей конечной реализации процесс индивидуации предполагает выведение архетипа Самости в центр личности. В процессе индивидуации может произойти, по Юнгу, самореализация, но, к сожалению, она доступна далеко не всем людям, а лишь высокообразованным и высоконравственным.
  Если обобщить определения понятия «личность», существующие в рамках различных психологических теорий и школ (К. Юнг, Г. Олпорт, Э.Кречмер, К. Левин, Ж. Нюттек, Дж. Гилфорд, Г. Айзенк, А. Маслоу и других), то можно сказать, что личность традиционно понимается как «. синтез всех характеристик индивида в уникальную структуру, которая определяется и изменяется в результате адаптации к постоянно меняющейся среде» и «. в значительной мере формируется реакциями окружающих на поведение данного индивида».
  Итак, можно сказать, что личность человека - это социальное, по своей природе, относительно устойчивое и прижизненно возникающее психологическое образование, представляющее собой систему мотивационно-потребностных отношений, опосредующих взаимодействия субъекта и объекта.
  Такое определение личности соответствует её пониманию в отечественной психологии (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, Л.И. Божович) [11,15, 28, 50].
  Личность является атрибутивной характеристикой каждого человеческого субъекта, но не самим этим субъектом. Личность является такой психологической характеристикой субъекта, которая регулирует его отношения с объективной действительностью
  Таким образом, личность - это система мотивационных отношений, которую имеет субъект.
  А также, во - первых быть личностью - значит быть субъектом собственной жизнедеятельности, строить свои витальные (в широком смысле контакты с миром). Психологические исследования личности как субъекта витальности - это изучение биологических предпосылок поддержания человеком своих взаимоотношений с миром. Уровень личности как «авторствования» человека применительно к построению им собственной жизни может быть зафиксирован в терминах "индивидуум" или "индивидуальный субъект".
  Во - вторых, быть личностью - это значит быть субъектом предметной деятельности. Последняя может быть раскрыта как производство человеком предметов духовной и материальной культуры и представлена в виде процессов опредмечивания и распредмечивания человеческих «сущностныхсил» (Г.С. Батищев, В.В. Давыдов, Э.В. Ильенков, А.Н. Леонтьев, Н.Н. Трубников, Э.Г. Юдин).
  Психологические исследования личности как субъекта предметной деятельности посвящены: зависимости протекания психических процессов человека от того места, которое он им придаёт в организации собственной деятельности (А.Н. Леонтьев, П.И. Зинченко, А.В. Запорожец, А.А. Смирнов, В.Я. Ляудис). Смысловой детерменированности психических процессов (Н.А. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Д.Н. Узнадзе), «ценности» как фактора отношений субъекта с миром (Н.И. Непомнящая), «смысловой установки», шире - «смысловым образованием» (А.Г. Асмолов, Б.С. Братусь, Е.В. Субботский, А.У. Хараш, Д.А. Леонтьев), «активности образа мира» (С.Д. Смирнов), общим механизмом саморегуляции как «особого контура» организации информационных процессов, регулирующих деятельность (О.А. Конопкин, Ю.А. Миславский, В.И. Степанский, и др.) В работах этого направления личность выступает в значении «деятель».
  В - третьих, быть личностью - это быть субъектом деятельности общения.
  Необходимо различать собственно общение и коммуникацию. Общение же - это производство индивидами их общего (В.А. Петровский), что предполагает достижение взаимной идеальной представленности взаимодействующих сторон (в отличие от коммуникации, которая может иметь чисто инструментальный характер). Психологические исследования личности как субъекта общения представлены работами в области символического интеракционизма (базирующегося на работах Дж. Мида), трансактного анализа (Э. Берн и его школа), социальной перцепции (А.А. Бодалёв, Г.М. Андреева, А.У. Харош, и др.), социального влияния и власти (Картрайт, Танненбаум, Тибо, Келли и др.), деятельностного опосредования межличностных отношений (А.В. Петровский и его сотрудники), а также исследованиями диалогичности сознания (М.М. Бахтин, В.С. Библер, А.У. Хараш и др.) Строго говоря, быть личностью как субъектом общения невозможно без той или иной степени идеальной репрезентированности (отражённости) человека в жизни других людей.
  Научное изучение личности включает систематическое стремление вскрыть и объяснить согласованности, повторяемости в мыслях, чувствах и наблюдаемых действиях людей, которые характерны для них в повседневной жизни, оказывающие огромное значение в процессе формирования социально ориентированной личности [7; 36, с.36].
  В психологии имеются разные подходы к пониманию личности.
  1. Личность может быть описана со стороны мотивов и стремлений, составляющих содержание ее “личного мира”, т.е. уникальной системы личностных смыслов, индивидуально своеобразных способов упорядочения внешних впечатлений и внутренних переживаний.
  2. Личность рассматривается как система черт - относительно устойчивых, внешне проявляемых характеристик индивидуальности,которые запечатлены в суждениях субъекта о самом себе, а также в суждениях других людей о нем.
  3. Личность описывается и как деятельное “Я” субъекта, как система планов, отношений, направленности, смысловых образов, регулирующих выход ее поведения за пределы исходных планов.
  4. Личность рассматривается и как субъект персонализации, т.е. потребности и способности индивида вызывать изменения в других людях.
  Личностью является лишь человек, который относится определенным образом к окружающему, сознательно устанавливает свое отношение так, что оно проявляется во всем его существе.
  Личность есть специфически человеческое образование, производимое общественными отношениями, в которое индивид вступает в своей деятельности. То обстоятельство, что при этом меняются и некоторые его особенности как индивида, составляет не причину, а следствие формирования его личности. Формирование личности есть процесс, прямо не совпадающий с процессом прижизненного, естественно текущего изменения природных свойств индивида в ходе его приспособления к внешней среде.
  Личность - это социализированный индивид, рассматриваемый со стороны его наиболее существенных социально значимых свойств.
  Личность - целеустремленная, самоорганизующаяся частица общества, основной функцией которой является осуществление индивидуального способа общественного бытия.
  Функцию регулятора поведения личности выполняют ее мировоззрение, направленность, характер, способности.
  Личность не только целеустремленная, но и саморегулирующаяся система. Объектом ее внимания и деятельности служит не только внешний мир, но и она сама, что проявляется в чувстве “Я”, которое включает в себя представления о себе и самооценку, программы самосовершенствования, привычные реакции на проявление некоторых своих качеств, способности к самонаблюдению, самоанализу и саморегуляции. Быть личностью - значит иметь активную жизненную позицию, осуществлять выборы, возникающие в силу внутренней необходимости, владеть арсеналом приемов и средств, с помощью которых можно овладеть своим и чужим поведением.
  Имеющиеся подходы в выявлении ядра личности можно систематизировать следующим образом.
  1. Существенное разделение понятий “человек”, “индивид”, “субъект деятельности”, “индивидуальность” и “личность”.
  2. Следует различать “расширительное” понимание личности, когда личность отождествляется с понятием человек, и “вершинное” понимание, когда личность рассматривается как особый уровень социального развития человека.
  3. Существуют разные точки зрения на соотношение биологического и социального развития в личности. Одни включают биологическуюорганизацию человека в понятие личности. Другие рассматривают биологическое как заданные условия развития личности, которые не определяют ее психологические черты, а выступают лишь как формы и способы их проявления.
  4. Личностью не рождаются - личностью становятся; личность формируется в онтогенезе достаточно поздно.
  5. Личность не есть пассивный результат действия извне на человека, а она развивается в процессе его собственной деятельности [53, с. 123-127].
  Личность - это конкретный человек с индивидуально проявленными своеобразными умственными, волевыми и физическими свойствами. Личность возникла и развилась в процессе общественно - исторического развития человечества, в процессе труда.
  Принадлежность личности к обществу, включение в систему общественных отношений определяет ее психологическую и социальную сущность.
  Личность - социальное существо, субъект познания, активный деятель общественного развития. Характерными признаками личности являются ее сознание, исполняемые ею общественные роли, общественно полезная деятельность.
  Одной из сторон личности является ее индивидуальность - своеобразное, неповторимое соединение психологических особенностей темперамента, характера, движения психических процессов (восприятие, память, мышление, речь, чувства, воля), ее мотивационной сферы.

Контрольные вопросы и задания

  1. Что в себя включает научное изучение личности?
  2. Сформулируйте основные подходы к пониманию личности.
  3. Раскройте суть понятия «индивидуальность».

Назад Содержание Вперед