2. Спорт и религия в эпоху военной демократии

  С появлением богатств и жажды наживы военный грабеж стал одной из возможностей быстрого и легкого обогащения. Войны сделались постоянным промыслом, на первый план все больше выдвигается родовая знать, обогащавшаяся главным образом в результате грабительских войн. Вокруг вождя постепенно группируется некоторая часть свободных общинников, образуя его дружину. Возникает так называемая военная демократия. Меняется психология человека. Война, грабеж стали считаться почетным занятием, что нашло отражение в мифологии и эпических произведениях того времени. В этот период появляется специфический вид искусства - героический эпос: Шумерское сказание о Гильгамеше, “Илиада” и “Одиссея” Гомера, “Эдда” у древних германцев, ирландские саги, “Рамаяна” у индусов, “Калевала” у финнов, - эти и многие другие произведения являются классическим образцом эпоса, который сложился в эпоху разложения первобытного общества и донес до наших дней сведения о нескончаемых войнах, героических подвигах, а также о различного рода состязаниях, характерных для того времени.
  Экономические и общественные изменения в эпоху военной демократии привели к возникновению и развитию новых форм религии и сопутствующих ей культов. Широкое распространение у многих народов получает культ предков, часто связанный со спортивными состязаниями. Более сложным и многообразным становится погребальный обряд. Похороны вождей, князей, царей были особенно пышными: в их могилы клали множество ценностей, коней, иногда слуг и жен. У многих народов погребальный культ связывался с обычаем похоронных игр и состязаний. Таким образом, если в период господства материнской общины состязания не увязывались непосредственно с обрядом захоронения, то в эпоху патриархата они уже выступают как часть погребального культа. Сведения о такого рода состязаниях встречаются при описании жизни древних славян, германцев, греков.
  Наиболее подробно и красочно описаны состязания, связанные с погребальным культом, в греческих мифах. Для всех этих состязаний характерна военная направленность физических упражнений. Так, во время погребальных игр на похоронах Патрокла, героя Троянской войны, соперники состязались в восьми спортивных дисциплинах: беге, состязаниях на колесницах, бою с оружием, кулачном бою, стрельбе из лука, метании копья и метании диска. Мотив состязаний встречается и в скандинавской мифологии. По верованиям древних скандинавов эпохи викингов, умершие попадают в Хель - мрачное царство мертвых, где царит холод и печаль, где все бездеятельны. Но воины, павшие в бою, считаются избранниками бога Одина. Они получали доступ в Валхаллу - огромный чертог Одина. Викинги, принятые Одином в Валхаллу, пируют в украшенном золотом зале. Каждый день они покидают дворец и состязаются между собой в искусстве владения оружием, а затем возвращаются к пиршеству и возлияниям. Когда же наступит конец света, Один пойдет в бой во главе своего воинства.
  Мифология ярко отражает происходившие изменения характера состязаний. Так, примечательной чертой состязаний эпохи расцвета родового строя был принцип коллективизма. Все состязания, говоря современным языком, носили командный характер. Это не значит, что не было индивидуальных поединков. Но при этом каждый участник состязаний выступал не сам за себя, а являлся членом единого коллектива, интересы и честь которого он защищал. Древний человек защищал интересы и честь рода или фратрии, превыше которых у него ничего не было. Именно этим объясняется также и то, что состязания в эпоху родового строя не были связаны с каким-либо вознаграждением. Высшей наградой для члена родового коллектива были похвала и поощрение сородичей. Материальное поощрение было не свойственно общественному устройству и морали родового общества. Иное положение наблюдается в условиях разложения первобытнообщинных отношений. Характерной чертой состязаний этого периода становится выявление и чествование отдельных победителей, а также принцип материальной заинтересованности участников состязаний. Это связано с тем, что во всех сферах общественной жизни все большую роль начинало играть личное имущественное и социальное положение отдельного человека. Ни одно состязание, даже связанное с религиозным культом, не обходилось без принципа материальной заинтересованности. Немецкая писательница М. Римшнейдер расставила виды спорта, которые встречаются в “Илиаде”, в зависимости от ценности наград. На первом месте находились состязания на колесницах, победитель которых получал в награду котел и рабыню, цена которой приравнивалась к стоимости четырнадцати быков. На втором месте был кулачный бой. Наградою победителю был мул, побежденному - кубок. Третьим видом по ценности награды шла борьба, победитель которой получал сосуд, оцениваемый в двенадцать быков, а побежденный - рабыню, стоимостью в четыре быка. Долее следовал бег, призом в котором служила финикийская чаша. На последнем месте по ценности награды стояло метание копья. Принцип материальной заинтересованности в эпоху военной демократии был характерен для состязаний в любом уголке мира. Например, на Крайнем Севере и в Сибири приз устанавливался на финише и, естественно, доставался тому, кто первым добегал до него.

Назад Содержание Вперед