3. Спорт и религия в эпоху ранних классовых государств

  В эпоху ранних классовых государств изменяется религия и ее назначение. Магические обряды оттеснялись на задний план, все большее значение приобретал эстетический аспект публичного зрелища. Древние боги природы превращаются в богов царской власти и покровителей государства. Религия становится главной формой идеологии, призванной оправдать существующие порядки, способом удержания народа в покорности. Основной идеей эпохи ранних классовых государств была идея естественного предназначения царя. Из мифологии этого периода исчезает народный герой, совершающий подвиги. Остаются только царь и бог, наделяемые сверхчеловеческими качествами. Возвеличивание физической мощи не только богов, но и царей использовалось для того, чтобы превознести над людьми личность царя, окружить его ореолом недоступности и недосягаемости.
  В эту эпоху возникают состязания, которые непосредственно связываются с религиозным культом, носящим название ордалии, или “божьего суда”. “Божий суд” олицетворялся с представлением о всезнающем божестве, который может защитить правого и наказать виновного. Наиболее распространенной формой ордалии были испытания холодной и кипящей водой, испытания рекой, когда испытуемого бросали в реку. Разновидностью “божьего суда” был поединок, в котором невиновный обязательно должен был оказаться победителем.
  Религия использовала состязания главным образом для возвеличивания владык и не проявляла в этот период сколько-нибудь серьезных притязаний на тело верующих, не требовала от них никаких физических ограничений. Другими словами, религия занимала пассивную позицию по отношению к занятиям физическими упражнениями и состязаниям народных масс.
  Физическая культура в этот период обогатилась новыми чертами: так, египтяне устраивали бои на лодках. В ходе таких баталий состязающиеся, вооруженные длинными шестами, стремились не только столкнуть друг друга в воду, но также потопить судно противника. В отличие от других областей жизни состязания на палицах, борьба и лодочные сражения не носили кастового характера, но в то же время представители привилегированных сословий имели преимущества в соответствии со своим социальным положением. Так, при фехтовании на палицах они получали более длинную палку, в лодочных баталиях - более острые шесты. В Индии, хотя ни одна социальная группа не отлучалась от приобщения к физической культуре, тем не менее, кастовая принадлежность заведомо определяла, кто, чем и в какой мере может заниматься. Так, для неарийских каст считались “неприкосновенными” верховая езда, все упражнения с оружием, обеспечивающие боевую подготовку, а также йога. В то же время кшатрии (военное дворянство) почитали совершенно неприемлемым для себя заниматься распространенными среди шудров (сельские земледельцы, скотоводы) танцевальными упражнениями, самообороной без оружия, а также упражнениями с чучелами, кубиками или обручами. Большим творческим достижением в связи с развитием игровой деятельности людей следует считать появление настольных игр. В древнейших городах долины Инда были найдены доски для настольной игры, в которой применялись круглые камешки и бобы. Настольные игры требовали сосредоточения и раздумий. Среди них выделялась прародительница современных шахмат чатуранга. Название, состоящее из двух слов (чатур - четыре и анга - боевой порядок), происходит не от числа игроков, а от главных видов оружия индийской армии того времени: пехоты, кавалерии, боевых колесниц и боевых слонов.

Назад Содержание Вперед