4. Игры Древней Греции
VIII-VI века до н.э. характеризуются возникновением и развитием на территории Греции особой формы социально-экономической и политической организации древнегреческого рабовладельческого общества - полиса. Отношение официальной религии к занятиям физическими упражнениями и состязаниями предопределялось социальным устройством греческих полисов. Как и в период военной демократии, каждый свободнорожденный в силу своего происхождения и социального положения был воином, которого община могла призвать в случае опасности, грозившей городу, или для ведения войны за захват чужой территории или добычи. Такие войны были частым явлением. Именно этим можно объяснить высокий уровень физического воспитания, характерный для Греции этого периода. Представление о физическом идеале человека сохранялось от эпохи военной демократии. Сохранились также некоторые обряды и состязания. Однако, если в эпоху военной демократии они посвящались памяти погибшего героя или предка, то теперь проводились в честь местных богов. Эти состязания не были самостоятельным обрядом. Они входили составной частью в религиозный праздник, посвященный божеству.
Отношения неравенства, сложившиеся в обществе, нашли свое отражение и в религии. Среди богов, олицетворяющих силы природы, появляется бог-отец, царь богов, который был выше остальных богов и держал их в повиновении. У древних греков это был Зевс - бессмертный царь богов. Древние боги, как и люди, нуждались, по представлению наших предков, не только в жилище и хлебе (строятся храмы и святилища, приносятся жертвы - кровавые и бескровные), но и в зрелищах. Поэтому в культ входят торжественные процессии, театрализованные действия, различные представления. К зрелищам относятся также состязания, которые сопровождают те или иные культовые празднества. Однако за внешней религиозной формой состязаний ясно просматривается их практическое назначение: проверять силу и ловкость горожан, которые составляли основу народного ополчения, готовность их к борьбе против непокорных рабов или ведению войны. К этому периоду в основных чертах складывается общегреческая религия, объединявшая пантеон богов во главе с Зевсом, которые обитали на священной горе Олимп.
С возникновением спортивных игр в небольшом городке Олимпия связано много мифов и легенд. В одной из них говорится о том, что игры создал мифический герой Геракл в честь отца своего - бога Зевса. Он избрал ровную площадку у подножия Олимпа, отсчитал 600 стоп, оглянулся и решил, что площадка достаточна для бега. Шестьсот стоп составили один стадий - 192 метра, откуда и пошло название стадион. Согласно другому преданию, первые спортивные игры в Олимпии были проведены царем Эндимионом, который устроил состязание между своими детьми. Призом в них был царский престол. Вплоть до XIV Олимпиады состязания проводились только в беге на один стадий.
К концу VI в. до н. э. экономическая разобщенность небольших греческих городов-государств требовала объединения. К этому их вынуждало обострение классовой борьбы, вызванное углублением имущественного неравенства. Одним из средств объединения служили амфиктории - религиозно-политические союзы городов Древней Греции, которые имели целью совместное отправление культа в общем святилище. К нему относится и возникновение общегреческих религиозных празднеств, связанных с местными богами-покровителями отдельных полисов. Так, в эпоху расцвета античного рабовладельчества общегреческое признание, помимо олимпийских игр, получают немейские, истмийские, пана- финейские игры. Постепенно усложнялась и разнообразилась программа игр. С XV Олимпиады включается бег на два стадия и бег на выносливость, с XVIII Олимпиады соревнования пополнились пятиборьем. Если прежде олимпийский праздник проводился в течение одного дня, то в V в. до н. э. он представлял собой уже грандиозное торжество, длившееся пять дней и сопровождавшееся пышными церемониями и увеселениями. Победители игр посвящали свои победы богам. Значение общегреческих игр заключалось, прежде всего, в их социальной значимости для раздробленных греческих государств и уже потом для религиозных культов. С одной стороны, они были средством укрепления экономических и политических связей между городами-государствами, а с другой - средством демонстрации мощи и подготовленности рабовладельческих государств. Интересы господствующих классов определяли общественное мнение, в том числе и в религии, по отношению к идеалу человека. В нем ценились имущественное благосостояние, отвага и физическая подготовленность. Ярким выражением греческой религиозной мысли об идеале божества явились мифология и скульптура. Из богов и героев греки делали реальный идеал для своего юношества, стремясь воспитать граждан и воинов.
Мифология и скульптура, хотя и были посвящены религиозной тематике, в конечном счете, отражали потребности реальной жизни, потребности рабовладельческого общества, где самым важным считались физическая подготовленность человека, его физическое развитие. Государства вели беспрерывные войны, поэтому главной фигурой был воин, а телесные упражнения - общественным делом, которое поддерживалось официальной религией греческого общества.
Назад | Содержание | Вперед |