1.1. Немного истории
Мы уже упоминали в первом разделе, что начало изучению коммуникации положила психология масс, и прежде всего Габриэль Тард. Он же заложил основы общей теории коммуникации. Именно Тарду принадлежала идея проследить генезис (возникновение и развитие) коммуникации и увязать его с историческими общественными изменениями. Согласно Тарду, роль коммуникации в обществе настолько значительна, что те или иные ее формы детерминируют определенные типы общественных отношений, в том числе и отношений власти (Тард Г., 1997).
Утверждение Тарда не беспочвенно, к нему следует отнестись серьезно. Сделанный ученым прогноз относительно возможности установления тоталитарных диктатур в связи с развитием средств массовых коммуникаций в ХХ веке удручающе неоднократно подтвердился.
Интересно, идея Г. Тарда нашла поддержку с неожиданной, казалось бы, стороны. Основатель кибернетики Норберт Винер, заложивший фундамент общей теории информации, пишет, что в первой своей книге отождествил понятия “коммуникация” и “управление”, т. к. передача сообщений равнозначна управлению поведением и действиями каких-либо устройств, машин, организмов, а в более широком смысле, управление функционированием систем. Вот почему для названия новой, созданной им, науки, ученый предложил древнегреческое слово “кибернетес” (kubernetes), что переводится как рулевой, кормчий (Винер Н., 1958).
Кстати, неразрывную связь коммуникации и власти признают и современные исследователи. В этом отношении показательно уже само название работы Р. Блакара “Язык как инструмент социальной власти” (Блакар Р., 1987). Но коммуникация - это не только язык, не только вербальное взаимодействие. Тард, Лебон, Фрейд специально отмечали особую роль невербальных средств коммуникации - взгляда, мимики, жестов, поз, телодвижений и т. д. Ведь говоря о подражании (Тард) и заражении (Лебон), трансе (Фрейд), психология масс прежде всего имела в виду невербальное взаимодействие.
Г. Тард вполне логично полагал, что изначальной формой коммуникации является разговор. Если вспомнить центральную идею Тарда - о социальном подражании, то не станет неожиданностью его утверждение, что диалогу, разговору, предшествует речь - монолог отца, вождя. Семья - исходная модель общества, отец - прототип всех вождей. Зарождаясь в семье, разговор становится формой общения сначала группы, затем групп и, наконец, всего общества.
Тард предлагал и планировал создание особой науки о разговоре. И психология масс многое сделала для этого, хотя и не создала собственной теории разговора. Зато сегодня, как отмечает французский психолог Серж Московичи, разговор стал одним из самых актуальных предметов исследования современных психологии и социологии, вызывая по многим причинам повышенный интерес ученых (Московичи С., 1997). В данной главе мы также обсудим некоторые теоретические аспекты этой темы.
Заявляя о необходимости создания теории разговора, Тард предполагал выстроить ее на основе сравнительного анализа, как различных типов разговора, так и разговоров в различных культурах, подобно тому, как создавались сравнительное религиоведение и сравнительное искусствоведение. В настоящее время такие исследования коммуникативных особенностей в различных культурах проводятся кросс-культурной психологией. О некоторых выводах, полученных на основе этих исследований, мы поговорим ниже.
Назад | Содержание | Вперед |