1.2. Терминологический аппарат методики профессионального обучения
Важную роль в развитии методической работы педагога играет знание терминологии в своей области деятельности.
Терминологический аппарат методики профессионального обучения - совокупность терминов и лексических средств, используемых для определения системы понятий теории и практики воспитания, обучения и развития специалистов различного профиля в конкретной области профессиональной деятельности.
Термин - слово или словосочетание, точно обозначающее какое-либо научное понятие. Система терминов - совокупность терминов, связанных отношением упорядоченной номинации с системой понятий. Понятие - форма мышления, отражающая существенные свойства и связи явлений; единица мышления. Любое исследование осуществляется человеком как формирование понятий и их связей. Система понятий - совокупность взаимосвязанных дефиниций, принадлежащих всей методике профессионального обучения конкретным учебным дисциплинам.
При упорядочивании терминологического аппарата методики профессионального обучения (например, дисциплинам экономического цикла) примем классификацию по источникам формирования, в которой выделяется три группы терминов.
- дидактико-методические термины (1-я группа);
- методико-экономические термины (2-я группа);
- методические термины (3-я группа).
К первой группе относятся термины, пришедшие в методику преподавания учебных дисциплин данного цикла из базовых наук: дидактики, теории воспитания, педагогической психологии и др. Термины, взятые методикой из преподаваемой науки, а также смежных с ними дисциплин - образуют вторую группу - методико-экономические термины. К третьей группе терминов относятся собственно методические термины.
Дидактико-методические термины применяются в методиках преподавания разных дисциплин и варьируются применительно к каждому учебной дисциплине. Например, в дидактике - цели обучения, развивающее обучение, в методике - цели обучения истории экономических учений, истории экономики, развитие экономического мышления и др. Для примера приведем дидактико-методические термины: формирование экономического мировоззрения обучающихся, наглядность в обучении менеджмента, знания обучающимися экономики отрасли, содержание предмета банковское дело и т.д.
Методико-экономические термины опираются на экономическую терминологию. Ее составляют термины преподаваемой экономической науки (страхование, банковское дело, инвестиции и др.). Они определяют названия объектов изучения, т.е. разделов и тем. При раскрытии содержания методикоэкономических терминов указывается на необходимость отбора, структуризации и представления содержательной учебной информации и типичные методы изучения данной информации.
Методические термины подразделяются на 4-е подгруппы:
1. Методические термины, являющиеся результатом деления общих дидактико-методических терминов. Например, «занятие по изучению теории банковского дела», «обучение теории экономического анализа» (дидактикометодические термины), «обучение составления инвестиционного проекта», «обучение основам проектирования производственных систем» (методические термины).
2. Названия методов, методических приемов, характерных не для дидактики в целом, а для обучения специалистов экономического профиля. В отличие от первой подгруппы, эти термины не являются результатом вычленения из дидактико-методических терминов и не имеют с ними прямых преемственных связей. К ним относятся: «экономический диктант», описание различных операций и схем финансово-банковского направления и др. Одни термины возникли в результате становления методической практики, другие заимствованы из производственной сферы.
3. Названия различных методов, форм и средств обучения экономическим дисциплинам (например, название, печатных изданий, используемых в процессе обучения и др.).
4. Термины из истории методики профессионального обучения. В эту группу входит сравнительно небольшое количество терминов, не употребляемых в педагогической практике в обучении специалистов экономического профиля.
Назад | Содержание | Вперед |