§ 3. Развитие СССР в послевоенный период
Оттепель (1953-1964).
В начале пятидесятых годов созданная в 30-е годы модель общества исчерпала возможности своего развития. Экономическая структура усложнилась, и жесткое централизованное управление народным хозяйством становилось все менее эффективным. Восстановление народного хозяйства после Великой Отечественной войны произошло на основе техники и технологии 30-х годов, что обусловило экономическое отставание СССР от стран Запада. Смерть И.В. Сталина сделала невозможным сохранение без изменений прежней экономической и политической системы: культ личности вождя ушел в прошлое, непосредственная военная угроза отсутствовала, вырос уровень образования населения, люди устали от постоянного перенапряжения. Результатом этого стала невозможность и далее опираться на трудовой энтузиазм и репрессии и необходимость их замены личной заинтересованностью в результатах труда.
Ключевую роль в системе реформ Н.С. Хрущева играла частичная десталинизация. В феврале 1956 года Н.С. Хрущев выступил на ХХ съезде КПСС с докладом «О культе личности и его последствиях», что стало началом реабилитации репрессированных, отказа от политики массовых репрессий, либерализации экономической и политической системы.
Новая стратегия экономического развития страны предполагала отказ от ориентации на приоритет тяжелой и оборонной промышленности за счет эксплуатации деревни и низких зарплат населения. Н.С. Хрущев считал, что главными задачами являются развитие сельского хозяйства и рост производства товаров широкого потребления. В 1953 году были в несколько раз повышены государственные закупочные цены на продукцию сельского хозяйства, уменьшены обязательные поставки колхозов государству, списаны долги колхозов, снижены налоги с приусадебных участков и с продаж на колхозном рынке. В результате после долгого периода падения доходы колхозников значительно повысились и продолжали расти до 1958 года. Однако таким образом резко повысить производство зерна и обеспечить ощутимый рост продукции животноводства было невозможно. Существенный рост урожайности земледелия мог быть достигнут двумя способами. Один (интенсивный) предполагал интенсификацию сельскохозяйственного производства в традиционных для России зонах зернового хозяйства за счет использования минеральных удобрений. Другой (экстенсивный) был связан с освоением целинных и залежных земель Северного Казахстана, Сибири, Алтая и Южного Урала и обещал быструю отдачу при минимальных капиталовложениях. Он и был выбран. Решение об освоении целины было принято в феврале 1954 года. Освоение целины в целом имело успех, однако назревшая интенсификация зернового хозяйства была отложена на неопределенный срок.
Развитие животноводства остро ставило проблему кормов. Н.С. Хрущев возлагал большие надежды на возделывание кукурузы, которое рассматривалось им как ключ к решению кормовой проблемы, однако в итоге резко увеличить продукцию животноводства не удалось.
Переориентация промышленности на первоочередное производство товаров широкого потребления произошла в 1953 году, и хотя впоследствии произошел возврат к приоритетному развитию тяжелой промышленности, но производству товаров широкого потребления, особенно изделий долговременного пользования, неизменно уделялось повышенное внимание. Это была политика, направленная на повышение уровня и качества жизни народа. Произошла индустриализация быта: открывались химчистки, прачечные, кулинарии, доступные ателье по пошиву одежды, в домах появились стиральные машины, газовые и электрические плиты, телевизоры. В массовых масштабах строилось жилье, стало считаться нормой наличие отдельной квартиры. Существенно выросли зарплаты и пенсии.
Политика, направленная на повышение благосостояния народа, сопровождалась либерализацией трудового законодательства. Была сокращена рабочая неделя, снижен пенсионный возраст, отменены предвоенные законы, запрещавшие определенным категориям трудящихся свободно менять место работы, большая часть колхозников получили паспорта и могли отныне сами решать, где им жить.
Принятые меры содействовали повышению темпов экономического роста, дальнейшему развитию индустриальной базы и успехам советской науки и техники.
В конце 50-х - начале 60-х годов были проведены реформы, направленные на некоторую децентрализацию системы управления. В мае 1957 г. было решено перейти от отраслевого к территориальному принципу управления гражданской промышленностью и строительством: вместо десяти промышленных министерств были созданы совнархозы - органы регионального управления разных уровней. Реформа, усилив экономическую самостоятельность республик и мест, при этом крайне затруднила проведение единой политики в развитии каждой отрасли как целого.
Либерализация экономической системы и системы управления сопровождалась «оттепелью» в сфере культуры. В то же время, свобода в области литературы и искусства была относительно, поскольку принцип «партийности» литературы сохранялся. Появились диссидентское движение и «самиздат», которые преследовались властями.
Результаты хрущевских реформ были противоречивы. С одной стороны, они привели к смене жесткого сталинского варианта общества на более мягкий вариант той же модели. Стимулом к труду теперь стала личная материальная заинтересованность; республики и более мелкие территориальные единицы, колхозы, совхозы, а также граждане страны получили некоторые отсутствовавшие ранее права. Либерализация существующей модели вызывала общественный подъем, вселяла надежды на лучшее будущее, содействовала успехам в области экономики, науки и культуры.
С другой стороны, реформы были недостаточно последовательны, осуществлялись волюнтаристическими методами, иногда приводили к результатам, прямо противоположным задуманному. В итоге поначалу высокие темпы экономического роста стали падать, особенно в сельском хозяйстве. Показателем состояния экономики стало снижение темпов роста производительности труда.
В целом, реформирование Н.С. Хрущевым созданной в 30-е годы модели общественного развития нельзя считать вполне успешным, поскольку она по-прежнему была лишена механизмов саморазвития, то есть способности приспосабливаться к меняющимся условиям существования. По существу, сущность советской экономической и политической системы осталась неизменной (плановая, управляемая из единого центра внеэкономическими методами экономика, и неконтролируемая обществом политическая элита, пополняющая свои ряды путем кооптации) и не могла обеспечить высокие темпы экономического роста, необходимые для победы в экономическом соревновании с развитыми капиталистическими странами.
Всё это, а так же ухудшение международного положения СССР, в частности, обострение отношений с Китаем и особенно карибский кризис в конечном итоге привело к отставке Н.С. Хрущева в октябре 1964 г.
Годы «развитого социализма» или период застоя (1964 - 1985).
Достаточно четко просматривается деление данного периода на две части: успешное развитие народного хозяйства во второй половине 60-х годов и нарастание признаков неблагополучия в 1970 - 1985 годах. Явный кризис советской общественной модели начался в 70-е годы. Именно в это время в руководстве партии и государства победили консервативные тенденции. 1970-1984 годы вошли в историю страны как период экономической стагнации. Данное определение связано с прогрессирующим падением темпов роста общественного производства, хотя сам этот рост наблюдался вплоть до 1990 года. Рассмотрим причины застоя.
Падение темпов экономического роста было связано, прежде всего, с неудачами всех реформ по реорганизации управления народным хозяйством, которые предпринимались, начиная с 1957 года: не удалось ни внедрить в экономическую модель элементы рыночного саморазвития (хозрасчет, бригадный подряд), ни сохранить управляемость крайне разросшегося бюрократического аппарата, который был все менее склонен выполнять директивы центра, работая сам на себя.
К середине 70-х ходов в СССР сложилась неблагоприятная демографическая ситуация. В связи с сокращением рождаемости экономика исчерпала резерв свободной рабочей силы. Возможности экстенсивного пути развития, характерного для страны, были отныне резко ограничены.
Положение мировой сверхдержавы, находившейся в состоянии «холодной войны», объективно вызывало необходимость в больших военных расходах. В условиях низкой производительности труда, обусловленной игнорированием НТР, развитие военно-промыщленного комплекса происходило за счет гражданского производства.
Интенсификация производства требовала активного внедрения достижений НТР. Однако существующая система плановой централизованной экономики отвергала технический прогресс, так как переоборудование предприятий, внедрение новых технологий входило в противоречие с выполнением плана.
Экономическая стагнация имела следующие формы проявления. Ухудшались не только количественные показатели, но и качество значительной части производимой продукции. В условиях НТР конкурентоспособность советских товаров на мировом рынке неуклонно падала. Мировым стандартам соответствовали продукция ВПК и космической промышленности. В условиях относительно высоких цен на нефть на мировом рынке в 70-е годы промышленность ориентировалась не на развитие наукоемких отраслей, как это делалось в развитых капиталистических странах, а на стимулирование добычи нефти и газа. Доходы от продажи за рубеж дешевого по себестоимости сырья позволяли закупать на Западе дорогостоящее оборудование, вместо производства собственного, и успешно решать социальные проблемы. Возникла иллюзия, что вкладывать деньги и труд народа в добычу нефти и газа выгоднее, чем в наукоемкие отрасли.
Показателем неблагополучия явилось возникновение и развитие «теневой» экономики - сферы нелегального производства товаров и услуг. По существу это был частный сектор, связанный с частью госпартноменкла- туры и криминальными структурами.
В этих условиях резко упала Степень управляемости экономики. Региональные и местные органы власти, стремясь к стабильности, игнорировали те немногочисленные новации, которые спускались из центра.
Однако, несмотря на неблагополучие в экономике, страна имела огромный экономический потенциал: СССР мог производить любые виды сложной, высокотехнологичной продукции.
Сельское хозяйство в 70-е годы утратило способность обеспечивать население страны продуктами питания, хотя в него вкладывались громадные средства. По существу оно стало обузой для экономики. В перспективе эта тенденция развития должна была привести и привела к нарушению продовольственной безопасности страны.
Мощная материально-техническая база и высокие цены на нефть позволяли продолжать начатую во второй половине 50-х годов активную социальную политику: росла средняя заработная плата; в колхозах оплата по трудодням была заменена помесячной зарплатой, колхозники получили право на пенсию, социальное страхование, была завершена начатая в предшествующий период выдача колхозникам паспортов. Был положен конец юридической дискриминации колхозников. Политика, направленная на выравнивание уровней развития советских республик, привела к росту благосостояния населения некогда отсталых национальных окраин.
Больших успехов достигли образование и здравоохранение. По развитию образования СССР входил в первую пятерку стран мира, по развитию здравоохранения - в первую десятку. Однако по уровню качества жизни Советский Союз занимал 20-25 место в мире, уступая развитым западным странам, Венгрии и ГДР, некоторым государствам - производителям нефти. Существовал разрыв между объемом денежных средств населения, с одной стороны, и производством продовольствия, товаров широкого потребления, с другой. Все более острой становилась проблема дефицита.
В этих условиях стало несколько более многочисленным диссидентское движение. Оно отчасти вписалось в политическую систему общества в качестве нелегальной радикальной оппозиции и имело некоторое число сторонников вне диссидентских кругов. Тем не менее, это движение оставалось крайне малочисленным, а борьба спецслужб со всеми его проявлениями была в целом эффективна.
В 1977 году была принята новая Конституция, в целом, повторявшая основные положения конституции 1936 года. Однако в ней были отражены идеи об общенародном государстве и выдвинутая теоретиками брежневской эпохи концепция развитого социализма (так было определено общество, сложившееся в СССР).
В советском обществе 1970 - 1985 годов было довольно много явлений, показывающих, что оно уже не вполне соответствовало общественной модели, созданной в 30-е годы. Свидетельство этому - фактическое ослабление централизованного управления экономикой, «теневые» экономические процессы, основанные на частной собственности, ведомственность и превращение госпартноменклатуры в некоторое подобие господствующего класса, наличие общественного мнения, которое могло существенно расходиться с официальным, фактическое преобладание личных интересов над общественными в деятельности подавляющего большинства людей.
Перестройка (1985 -1991).
В апреле 1985 года пришедшее к власти высшее руководство во главе с М.С. Горбачевым провозгласило новый курс развития страны. Его объективной целью был переход от созданной в 30-е годы модели общества, основанной на централизованной плановой экономике и всевластии КПСС, к социал-демократической модели. Это был курс, направленный на очередную модернизацию и европеизацию страны.
Первоначально был взят «курс на ускорение социальноэкономического развития», которое понималось как повышение темпов экономического роста, однако уже в 1987 году было решено сменить «концепцию ускорения» на «концепцию перестройки». Ускорение оставалось целью, а перестройка рассматривалась как главное средство его достижения. Однако очень скоро понятие ускорения вышло из политического оборота, и все внимание государства и общества сосредоточилось на перестройке, которая включала в себя радикальную экономическую реформу, изменение политической системы и курс на обновление идеологии.
Сущность экономической реформы заключалась в переходе от планово-государственного хозяйства к регулируемой рыночной экономике в рамках социализма. Первым шагом стал перевод предприятий на хозрасчет и самоокупаемость: теперь они могли сами подбирать себе деловых партнеров, а после выполнения госзаказа - свободно продавать свою продукцию, в том числе, на внешнем рынке. В условиях, когда госзаказ составлял до 90% выпускаемой продукции, а цены по-прежнему устанавливались государствам, закон не привел к реальной хозяйственной самостоятельности предприятий, а налаженные экономические связи стали разрушаться.
В 1988 году было разрешено частное предпринимательство. Предполагалось, что частный сектор поможет наполнить внутренний рынок недостающими товарами и услугами. Но, возникший в одночасье, он начал в огромных масштабах «отмывать» капиталы «теневой» экономики, предлагаемые же товары и услуги были дорогими и низкого качества. В условиях непродуманных реформ «теневая экономика» стала быстро расти и, по некоторым данным, вовлекла в свою сферу около 15 миллионов человек.
В том же году начались преобразования в аграрном секторе. Было признано равенство пяти форм ведения хозяйства на селе: совхозов, колхозов, агрокомбинатов, кооперативов, крестьянских (фермерских) хозяйств. Большие надежды возлагались на фермерские хозяйства, создание которых предполагалось на базе долгосрочной аренды земли. Но при отсутствии доступной техники и необходимой инфраструктуры, и при сопротивлении колхозников и местных властей (совхозы и колхозы не хотели отдавать землю) арендное движение не получило широкого распространения. В условиях провозглашенной, но ничем не обеспеченной самостоятельности эффективность работы колхозов и совхозов, которая и прежде была не высока, начала падать.
В конце 1989 и в 1990 годах реформирование экономической системы приняло широкие масштабы: теперь целью экономической реформы было объявлено не ускорение, а переход к регулируемой рыночной экономике. Новая концепция предполагала децентрализацию и разгосударствление собственности, ликвидацию крупных промышленных монополий, создание акционерных обществ, развитие свободы хозяйственной деятельности и предпринимательства. Прежняя экономическая система ушла в прошлое, а новая возникала стихийно и никак не походила на регулируемую рыночную социально ориентированную экономику.
В стране нарастал кризис. Показатели прироста промышленного производства постоянно снижались, пока не достигли нулевого уровня в 1990 году. Затем началось сокращение объемов производимой продукции. Сельскохозяйственное производство стало заметно сокращаться еще раньше - с 1988-1989 годов. Недогрузка и остановка производственных мощностей немедленно сказались на снабжении населения продовольствием и товарами широкого потребления. В стране начался острый дефицит всех товаров. Цены на них росли.
В апреле 1991 года правительство, надеясь оздоровить финансовую систему, провело обмен денег и повышение цен в 2-10 раз. Это вызвало резкое недовольство населения, но не оживило экономику и не решило проблему дефицита. Инфляция, официально оцениваемая в 1990 году примерно в 10%, резко усилилась в течение 1991 года, достигнув к его концу 25% в неделю. Одновременно происходило падение курса рубля. Уровень жизни населения стремительно снижался.
Реформа политической системы осуществлялась, начиная с 1988 года. В это время союзное руководство пришло к выводу, что экономическое развитие страны сдерживает несоответствующая новым условиям политическая система. Цель политической реформы заключалась в ее демократизации. Предполагалось реорганизовать СССР, сохранив единое государство, но предоставив широкие полномочия республикам, и утвердить в стране политическую систему, основанную на разделении властей, политическом плюрализме и парламентаризме, сохранив преемственность по отношению к прошлому.
В 1988-1989 годах политическая реформа проходила под лозунгом «Вся власть Советам!». Высшим органом государственной власти стал Съезд народных депутатов. Он должен был принимать решения о проведении конституционных, политических и социально-экономических реформ, избирать президента страны и Верховный Совет СССР - постоянно действующий парламент.
В мае-июне 1989 года состоялся первый Съезд народных депутатов СССР. Был избран Верховный Совет во главе с М. С.Горбачевым, проведены республиканские съезды. Председателем Верховного Совета РСФСР в мае 1990 года стал Б.Н.Ельцин. Таким образом, инициатива реформирования политической системы перешла от партии к народным депутатам.
Весной 1990 года была определена новая цель политической реформы - переход к правовому государству. По существу имелось в виду не правовое, а социальное государство, поскольку наряду с главным принципом правового государства - верховенством закона, государство по-прежнему сохраняло все свои социальные обязательства. Правда, его способность хотя бы частично выполнять эти обязательства неуклонно падала.
Создание президентской системы власти рассматривалось как первостепенная задача. Она должна была уменьшить зависимость главы государства от КПСС, утвердить принцип его выборности населением и обеспечить лично М.С. Горбачеву народную поддержку, на которую он мог бы опереться в борьбе с противниками перестройки - значительной частью государственной и партийной номенклатуры. Ш съезд народных депутатов СССР в марте 1990 года избрал Президентом СССР М.С. Горбачева. Создание постоянно действующего парламента и учреждение поста президента означало сворачивание, а в перспективе ликвидацию советской системы власти.
Этот же съезд изменил редакцию ст.6 Конституции СССР, изъяв из нее положение о КПСС как руководящей и направляющей силе общества и ядре политической системы. Такое изменение Конституции открывало возможность возрождения многопартийности.
Формирование многопартийной системы шло двумя путями. Неформальные объединения единомышленников, существовавшие со времен застоя, увеличивались в числе, объединялись и начинали заявлять о себе как сила, оппозиционная КПСС. Это стало заметно с весны 1990 года. Среди неформалов были люди самых разных взглядов: либералы, сторонники социал-демократии западного типа, национал-патриоты.
Одновременно шел процесс политической дифференциации в коммунистической партии. В 1990 в КПСС образовалось несколько платформ, среди которых наиболее влиятельными были «демократическая», «большевистская», «марксистская» и «коммунистическая инициатива». Часть коммунистов, объединившихся на основе демократической платформы, во второй половине 1990 года вышли из КПСС и, соединившись с рядом неформальных объединений, приняли участие в создании партий либеральной направленности, получивших в российских условиях название демократических. Другая часть коммунистов-демократов вместе с некоторыми неформалами образовала партии западного социал-демократического типа. На базе коммунистической инициативы в июне 1990 году была создана Коммунистическая партия РСФСР, преобразовывавшаяся впоследствии в КПРФ, партию левоцентристской ориентации. Сторонники марксистской и большевистской платформ образовали левые коммунистические партии, выступающие за возврат в советское прошлое - в большей или меньшей степени. Вскоре стала заметной деятельность национал-патриотических организаций, наиболее влиятельной среди которых стала ЛДПСС (впоследствии ЛДПР). Официально новые партии и движения начали регистрироваться с января 1991 года, когда был принят закон об общественных объединениях.
Таким образом, формирующаяся многопартийность означала раскол, а затем и распад КПСС - главной цементирующей силы политической системы СССР.
Политическая реформа не привела к созданию системы власти, которая могла бы обеспечить реализацию целей перестройки. Однако в ходе ее проведения прежняя политическая система оказалась полностью разрушена не только в плане отказа от ее основных принципов, но и в качестве политической системы единого государства.
Экономическая и политическая реформы сопровождались и стимулировались новым направлением идеологического процесса. Сущность идеологии перестройки заключалась в обосновании необходимости коренного изменения модели общества, созданной в СССР в 30-х годы. Процесс широкого развертывания дискуссий на запрещенные ранее темы получил название «гласность». Поскольку цели реформирования менялись, менялись и аргументы в пользу перестройки. Критика советской действительности углублялась по мере углубления реформ. Публицистика быстро перешла от разоблачений И.В. Сталина и сталинского периода советской истории к жесткой критике В.И. Ленина и его идей, к вскрытию преступлений периода гражданской войны и военного коммунизма. Затем пересмотру подвергся марксизм. В публицистике он стал рассматриваться как очередная утопия или как проект создания тоталитарного общества.
Развернулись дискуссии о природе общественного строя, построенного в СССР, о характере взаимоотношений между союзными республиками и центром, о моральном состоянии общества. Наряду с серьезными статьями, основанными на достоверных исторических фактах, появилось много коньюктурной публицистики, рассчитанной на сиюминутный эффект. Среди наиболее ярких статьей - размышлений на политические, социальные и экономические темы можно назвать работы Н. Шмелева, Г. Попова, В. Селюнина, И. Клямкина, А. Ципко. Задуманная как управляемый процесс, «гласность» постепенно превратилась в полноценную свободу слова, что стало главным позитивным результатом перестройки.
Началась публикация ранее запрещенных произведений, был снят запрет с творчества репрессированных авторов, эмигрантов первой, второй и третьей волны. Издавались произведения Б. Пильняка, А. Платонова, М. Булгакова, О. Мандельштама, А. Галича, И. Бродского, А. Солженицына и многих других, широко известных за рубежом, но мало знакомых советскому читателю авторов. Однако новые имена почти не появлялась. Общий кризис СССР не мог не затронуть и сферу культуры.
Эпоха перестройки закончилась прекращением существования СССР и образованием на его территории новых независимых государств.
Основные причины распада Советского Союза.
Основной причиной распада СССР является провал давно назревшей и необходимой модеризации страны. Экономическая политика привела к прогрессирующему сокращению промышленного и сельскохозяйственного производства и как следствие к распаду экономических связей внутри страны, основанных на региональном разделении труда.
Политическая реформа привела к ликвидации КПСС - основной цементирующей силы единого союзного государства. Новые центральные органы власти - институт президента и парламент (реорганизованный Верховный Совет) в условиях раскола и распада КПСС и отсутствия единой общесоюзной системы работоспособных органов государственного управления не имели никаких рычагов реализации принимаемых решений. В этих условиях реальная власть все больше концентрировалась в руках республиканских политических элит, которые воспользовались ситуацией с целью повышения собственного политического статуса.
Реальный прогресс, достигнутый союзными республиками в годы существования СССР, рост их экономического потенциала, материального благосостояния, общеобразовательного и профессионального уровня населения создавал основу естественного стремления советских наций к самоопределению вплоть до отделения и образования самостоятельных государств. Общесоюзный центр стал рассматриваться как тормоз экономического развития и культурного расцвета народов СССР. Союзное руководство, продемонстрировавшее в годы перестройки свою неспособность наладить в стране нормальную жизнь, не могло противостоять стремлению к самоопределению.
Гласность привела к дискредитации марксизма-ленинизма - официальной идеологии СССР, игравшей в многонациональном и многоконфессиональном государстве объединяющую роль. Это вызвало рост национализма и распространение в широких слоях населения убежденности в отсутствии какой-либо объединяющей разные республики общей цели. Раньше такой целью было строительство общества социальной справедливости - социализма, коммунизма, совершенствование развитого социализма.
Советский Союз представлял собой федеративное государство, в котором границы субъектов федерации - союзных республик определялись в соответствии с национально-территориальным принципом. В результате союзные республики имели все атрибуты государственности, кроме одного - государственного суверенитета. Это облегчало распад СССР.
Распад Советского Союза не был единовременным актом. Это был относительно длительный процесс, в котором можно выделить три этапа.
В 1988 - апреле 1991 года ослабление центральной власти и усиление центробежных тенденций проявились в обострении межнациональных конфликтов, крупнейшим из которых был вооруженный конфликт между Арменией и Азербайджаном; декларации о национальном суверенитете республик СССР, включая Россию; «войне законов» между союзными и республиканскими органами власти; применении военной силы руководством СССР против оппозиции в Тбилиси, Баку, Вильнюсе, Риге. В 1988 году оппозиционные силы в Прибалтике взяли курс на выход своих республик из состава СССР.
Период с конца апреля и до августовского путча 1991 года характеризуется «новоогаревским процессом» - обсуждением различных вариантов нового союзного договора. Первый вариант, предложенный М. С. Горбачевым, предполагал сохранение единого федеративного государства с сильным центром. Представители республик считали, что акцент следует делать не на сильном центре, а на сильных республиках.
В апреле 1991 года в обновленный союз под названием «Содружество Суверенных Государств» согласились вступить десять из пятнадцати союзных республик. Проект договора об ССГ предусматривал преобразование союзного государства в конфедерацию с ликвидацией многих полномочий центра, но с сохранением единой президентской власти. Подписание договора было намечено на 20 августа.
19-21 августа 1991 года консервативные силы попытались силовым путем предотвратить эту перспективу и сохранить реальную власть в руках союзного центра. Г осударственный комитет по чрезвычайному положению (ГКЧП) заявил о своем намерении восстановить прежний порядок в стране и не допустить распада СССР. В ряде областей было объявлено чрезвычайное положение. В Москву были введены войска. Решающую роль в провале путча сыграло население Москвы, Ленинграда и ряда других городов. На улицы Москвы вышли сотни тысяч людей, протестуя против неконституционных действий ГКЧП. Оппозицию возглавил Президент РСФСР Б.Н. Ельцин. На сторону российского руководства перешел ряд воинских частей. 21 августа ГКЧП лишился власти, а 22 августа его члены были арестованы.
После неудавшейся попытки государственного переворота начался последний этап распада Советского Союза. Сразу же после подавления попытки «августовского путча» три прибалтийские республики заявили о своем выходе из СССР. В сентябре М.С. Горбачев подписал указы о признании этого выхода.
8 декабря на встрече лидеров трех «славянских республик», входивших в число учредителей СССР, Президент РСФСР Б.Н. Ельцин, Президент УССР Л.М. Кравчук и Председатель Верховного Совета БССР С.С. Шушке- вич заявили о роспуске СССР и создании «Содружества Независимых Государств». Это событие, столь же неконстуционное, как и создание ГКЧП (ни Договор об образовании СССР от 1922 года, ни Конституция СССР 1977 года не содержали механизма ликвидации Советского Союза решением каких-либо должностных лиц нескольких союзных республик), вошло в историю под названием «Беловежское соглашение». 21 декабря одиннадцать союзных республик поддержали «Беловежское соглашение» на совещании в Алма-Ате.
25 декабря 1991 года Президент СССР М.С. Горбачев сложил свои полномочия в связи с прекращением существования государства, которое он возглавлял, а 26 декабря Верховный Совет СССР решением одной палаты - Совета Союза - официально признал роспуск Советского Союза и самоликвидировался.
На фоне набирающего силу процесса европейской интеграции распад СССР не может рассматриваться как своевременное и прогрессивное событие. Возможности новых суверенных государств создать эффективную экономическую и политическую систему, проводить активную внешнюю политику существенно меньше, чем они могли бы быть у единого государства.
Таким образом, реформирование страны под руководством М. С. Горбачева не привело к намеченным результатам. СССР не смог осуществить переход к социал-демократической модели развития и вписаться в мировую экономическую систему, став равноправным партнером Запада. Более того, он прекратил свое существование.
По каким причинам перестройка потерпела неудачу? Прежде всего, реформы проводились в условиях прогрессирующего и инициированного самой властью ослабления общегосударственного центра. В этой ситуации число принятых, но не реализованных решений неуклонно возрастало. Ослабление централизованного управления экономикой и создание частного сектора в условиях отсутствия работоспособной законодательной базы, создающей «правила» игры для честного предпринимательства, вели не к рыночной, а к криминальной экономике и анархии производства.
В ситуации нарастающего экономического кризиса свобода слова способствовала дискредитации социалистического идеала и популярности либерализма в широких слоях населения, в среде формирующегося слоя предпринимателей - легальных и «теневых», в правящих кругах. Экономические реформы и реформа политической системы наносили удар по положению советской борократии как привилегированного господствующего слоя. В условиях экономического кризиса и распада страны государственнопартийная номенклатура начала конвертировать власть в собственность. Это и обусловило, наряду с популярностью либеральных идей, выход перестройки за предполагаемые ее инициаторами границы.
СССР никогда не был страной с высоким уровнем национального дохода в расчете на душу населения, а начиная с 1990 года, национальный доход неуклонно сокращался. В этих условиях возможность утверждения в стране социал-демократической экономической модели была проблематична. Итоги перестройки кардинально отличаются от целей. Но ее значение огромно. Глубокие изменения, произошедшие в 1985-1991 годах в экономике, социальной структуре общества, в политической системе и в духовной жизни страны подготовили отказ от социалистической идеи и утверждение принципиально иной модели общественного развития.
Назад | Содержание | Вперед |