ГЛАВА 10. Современная Россия. Смена модели общественного развития
Распад СССР и уход в прошлое социалистического содружества резко ухудшили природно-климатические, экономические и геополитические характеристики России по сравнению с СССР.
В начале 90-х годов страна потеряла почти четверть территории и практически половину населения. Существенно сократилась минеральносырьевая база, включая стратегически важные ее компоненты, поскольку основные запасы хрома находятся в Казахстане, марганца - на Украине и в Грузии, титана и циркония - на Украине и в Казахстане, бокситов - в Казахстане, золота - в Узбекистане. Утрачена значительная часть запасов нефти, газа, урана. Сократились территории, пригодные для выращивания хлопка.
Экономическая система СССР представляла собой единый народнохозяйственный комплекс с высокой степенью монополизации промышленности: до 90% предприятий машиностроения являлись монополистами того или иного вида продукции. Распад союзного государства нарушил систему народнохозяйственных связей и сделал невозможным нормальное функционирование экономики. Поэтому наряду с обновлением материально-технической базы необходимо заново выстраивать ее структуру, восполняя недостающие звенья.
Принципиально и в худшую сторону изменилось геополитические характеристики страны. В своей европейской части Россия лишилась развитой системы выхода на незамерзающие морские коммуникации: протяженность морских границ РФ по сравнению с СССР на Балтийском море уменьшилась почти в 4 раза, на Черном море - в 4,5 раза. Границы России на Кавказе соответствуют ситуации начала XIX века, в Средней Азии - середине XIX века, западная граница страны приблизительно соответствует 1600 году - времени царствования Бориса Годунова. После распада социалистического блока и расширения НАТО на Восток соседние с Россией государства стали местом пребывания хотя и не враждебных, но и не дружественных стране вооруженных сил. Если в 1949 году блок НАТО объединял 12 членов, то в 2004 году их стало 26, включая страны Балтии - бывшие республики СССР.
Все эти факторы обусловили фактическое выпадение Российской Федерации из числа индустриально развитых стран. Россия сохраняет статус великой державы, но лишь благодаря наличию значительного количества ядерного оружия. Таким образом, смена модели общественного развития произошла в объективно неблагоприятной ситуации, что не могло не сказаться на результатах реформирования.
Причины смены общественной модели. Плановая, управляемая из единого центра государственная экономика оказалась в долгосрочной перспективе менее эффективной, чем рыночная, основанная на частной собственности и конкуренции. Неудача перестройки, то есть попытки модернизации и европеизации в условиях сохранения социалистического идеала привела к формулировке новой цели реформ. С конца 1991 года такой целью стало утверждение в стране либеральной экономической модели.
После распада СССР и обретения статуса суверенного государства Россия вступила на путь радикальных экономических преобразований. Переход к рыночной саморегулирующейся экономике предполагал либерализацию цен, приватизацию и акционирование в промышленности и сельском хозяйстве; сокращение необоснованных расходов, адресную систему социальной помощи; включение в мировую экономическую систему.
Сосредоточив в конце 1991 года в своих руках всю полноту власти, российское руководство взяло курс на углубление рыночной реформы. В 1992 году правительством во главе с Е. Т. Гайдаром была предпринята попытка «рывкового» реформирования посредством политики «шоковой терапии».
Либерализация цен, иными словами, их освобождение от государственного регулирования была проведена в жизнь в январе 1992 года. Одновременно правительство начало отмену системы централизованного распределения сырья и ресурсов между государственными предприятиями, а также предприняло меры по ограничению и отмене государственного дотирования убыточных отраслей и регионов, переводу предприятий на полное самообеспечение.
В условиях монополизации промышленности и товарного дефицита освобожденные цены стали быстро расти, а спад промышленного производства, начавшийся в 1991 году, заметно ускорился. Стремясь ослабить нараставшее недовольство населения, правительство решило насытить рынок импортными товарами широкого потребления, чему способствовала политика либерализации внешней торговли. Границы страны открылись для широкого ввоза иностранных товаров. Освобождение внешней торговли от государственного регулирования сопровождалось введением свободной конвертации рубля, однако на практике рубль стал беспрепятственно обмениваться не на золото, а на американский доллар. Российская экономика стала зависеть от мировой экономической конъюнктуры и оказалась привязанной к экономике США.
С насыщением рынка товарами рост цен существенно замедлился. Оборотной стороной этого процесса стало падение спроса на отечественную продукцию. Перенасыщение рынка импортными товарами в 1994 - 1996 годах привело к массовому закрытию предприятий легкой, электронной, машиностроительной и других отраслей промышленности.
Другим направлением реформы стало осуществление широкой программы приватизации - перевода государственной собственности в частную. Программу возглавил председатель Государственного комитета по управлению имуществом А.Б. Чубайс. Приватизация осуществлялась в два этапа. На первом (1992 -1993 гг.) всем гражданам России безвозмездно передавалась часть государственной собственности стоимостью 10 тысяч рублей в ценах 1984 года путем выдачи на нее приватизационного чека - ваучера. Эта акция изначально имела чисто формальный характер, поскольку реальная цена ваучера колебалась от 2 до 40 тысяч рублей в ценах 1993 года. Второй этап предусматривал приватизацию государственных предприятий через их акционирование. Акции предприятия распределялись между членами трудового коллектива. С началом свободной продажи акционированных предприятий (1994 год) начался процесс перераспределения собственности, в результате которого значительная часть бывшего национального достояния сосредоточилась в руках менее чем 10% населения страны.
Новыми частными собственниками стали определенные категории состоятельных, предприимчивых людей, разбогатевших, главным образом, в период перестройки, представители теневых структур, имевшие возможность получить свободные капиталы из-за границы, крупные чиновники и члены их семей. Поскольку промышленные предприятия и предприятия сферы услуг были скуплены фактически за бесценок (мелкие держатели, так называемые неэффективные инвесторы, продавали ваучеры, а затем акции по ценам, диктуемым покупателем), государственный бюджет резко сократился, а жизненный уровень населения катастрофически упал. Учитывая, что новые хозяева, как правило, уклонялись от уплаты налогов и не хотели вкладывать средства в развитие производства, создать слой эффективных собственников на этом этапе реформ не удалось. Тем не менее, итоги приватизации долгое время оценивались властью однозначно положительно, поскольку сам факт появления крупных и средних предпринимателей считался абсолютным благом - гарантией необратимости перемен.
В декабре 1992 года новым главой правительства стал В.С. Черномырдин, остававшийся на этом посту до конца марта 1998 года. Курс на утверждение в России либеральной экономической модели остался неизменным, теперь была сделана ставка на умеренные, поэтапные реформы.
Однако ситуация в российской экономике ухудшалась. Продолжался спад промышленного производства, особенно быстро сокращался объем производства в наукоемких отраслях. В 1996-1997 годах путем установления «валютного коридора» (удержания курса рубля по отношению к доллару в течение длительного времени в определенных пределах) и массовой задержке выплаты зарплаты бюджетникам была приостановлена инфляция и достигнута финансовая стабилизация. Это позволило к концу 1997 года остановить спад производства, а в 1998 году провести деноминацию рубля.
В конце 1997 года разразился мировой финансовый кризис, вызванный политикой руководства США, выбросившего в 90-е годы на мировой рынок большое количество необеспеченных товарной массой долларов. В условиях слабости российской экономики и ее привязанности к доллару неудачная антикризисная политика С.В. Кириенко, сменившего В.С. Черномырдина на посту председателя правительства, привела к резкому обвалу национальной валюты в августе-сентябре 1998 года. С.В. Кириенко был отправлен в отставку, и в России началась «министерская чехарда». В сентябре 1998 года премьер-министром был назначен Е.М. Примаков, в мае 1999 года его сменил С.В. Степашин. В августе 1999 года председателем правительства стал В.В. Путин, в мае 2000 года - М.М. Касьянов. Дефолт 17 августа 1998 года парадоксальным образом содействовал оживлению российской экономики, поскольку падение курса рубля по отношению к доллару стимулировало развитие отраслей, работающих на экспорт.
После избрания президентом России в 2000 году В.В. Путина, а особенно после его переизбрания на второй срок в 2004 году, частичное государственное регулирование экономики усиливается и постепенно делается более эффективным. При этом линия на утверждение в стране рыночной экономики, основанной на частной собственности и конкуренции, остается неизменной.
За годы реформ в России осуществлена намеченная реформаторами программа макроэкономической стабилизации: либерализованы ценообразование и внешняя торговля, проведена масштабная приватизация торговопромышленных предприятий и сферы услуг. Однако экономика страны оказалась в глубоком кризисе, показателем которого является падение уровня внутреннего валового продукта. На 1 января 2002 года Россия имела колоссальный внешний долг - 130 млрд. долларов, что соответствует почти половине ее ВВП. По существу в стране произошла деиндустриализация.
В то же время Россия сохраняет значительный экономический потенциал, обладает в ряде отраслей широким спектром прогрессивных наукоемких технологий. Это касается, прежде всего, производства энергетического оборудования, продукции атомной, авиационно-космической, электротехнической промышленности. Продукция целого ряда российских предприятий находит спрос на мировом рынке. Наиболее конкурентоспособны аэрокосмическая промышленность, приборостроение, судостроение, отдельные подотрасли военно-промышленного комплекса. Начиная с 2000 года, в России наблюдается стабильный рост ВВП. В 2003 году прирост внутреннего валового продукта был обеспечен во многом за счет развития промышленности, ориентированной на внутренний рынок.
Реформы не обошли и аграрный сектор. С началом приватизации развернулся процесс ликвидации коллективных хозяйств советской эпохи. Колхозы и совхозы или преобразовывались в акционерные общества или расформировывались. На месте распавшихся коллективных хозяйств в ряде случае создавались хозяйства фермерского типа. Однако сколько- нибудь масштабным фермерское движение так и не стало, поскольку эта форма не является исторической для центральной России. Большинство бывших колхозников и совхозных рабочих не выразили желания превратиться в фермеров. В результате численность коллективных хозяйств резко сократилась, а количество индивидуальных увеличилось незначительно. В условиях свертывания производства сельскохозяйственной техники, распада инфраструктуры и массовой закупки правительством относительно дешевого, а значит и конкурентоспособного продовольствия за рубежом, валовая продукция сельского хозяйства существенно уменьшилась.
Экономические реформы и деиндустриализаия принципиально изменили социальную структуру общества и социальную политику государства. По сравнению с СССР резко сократилась численность промышленных рабочих и инженерно-технической интеллигенции, больше стало работников сферы обслуживания, появились частные собственники. Социальная структура в целом приблизилась к характерной для развитых западных стран, то есть она близка к структуре постиндустриального общества. Но если на Западе уменьшение занятости в сфере производства и расширение сферы обслуживания связаны с высокой эффективностью промышленности и сельского хозяйства, основанных на широком использовании современной техники и новейших технологий, то в России сокращение численности промышленных рабочих и инженеров стало результатом деиндустриализации, а рост непроизводственной сферы обусловлен паразитическим характером значительной части российского бизнеса, делающего деньги «из ничего». Падение уровня доходов привело к сокращению численности и снижению качества жизни населения. С 1991 по 2002 год численность населения страны уменьшилась на 4,3 млн. чел. (3,9%).
Начиная с 2003 года, российская исполнительная власть взяла курс на активизацию социальной политики. Наблюдается рост реальных доходов населения, провозглашена программа борьбы с бедностью. Основа решения социальных проблем - возрождение российской промышленности и ее одновременная модернизация как важнейшие условия быстрого роста ВВП.
Политическая система России в начале 90-х годов основывалась на двухступенчатой системе органов законодательной власти, представленной Съездом народных депутатов РФ и избираемым Съездом двухпалатным Верховным Советом. Главой исполнительной власти был избранный всенародным голосованием в 1991 году президент Б.Н. Ельцин. Сферы компетенции законодательной и исполнительной власти не были строго разграничены. В 1991 году российское государство оказалось перед угрозой распада. Обещание М.С. Горбачева повысить статус автономных республик до субъектов федерации и предложение Б.Н. Ельцина «брать на себя» столько суверенитета, сколько автономии могут «унести», привели к тому, что все республики и почти все автономные области объявили себя суверенными государствами. В результате принципы территориального устройства России пришлось изменить. 31 марта 1992 года был подписан Федеративный договор, который установил основы взаимоотношений между 89 субъектами Российской Федерации и определил границы государства. Россия стала полноценной федерацией с разграничением полномочий между ее центром и субъектами. Подписание Федеративного договора стало началом конституционной реформы. 21 апреля 1992 года изменилось официальное название российского государства. РСФСР была переименована в Российскую Федерацию - Россию при равнозначности обеих названий. В названии государства более не упоминались ни советская власть, ни социализм.
С установлением единовластия президента началась ликвидация системы советов по всей стране. Позднее их заменили новые представительные органы различных уровней - думы и собрания представителей. Новая система государственной власти, предполагающая разделение властей и политический плюрализм, была создана в соответствии с новой конституцией, принятой всенародным голосованием 12 декабря 1993 года. По Конституции Россия - демократическое федеративное правовое и социальное государство с республиканской формой правления. Главой государства является избираемый всенародным голосованием президент. Он по своему усмотрению назначает председателя правительства РФ, по представлению которого формирует правительство. Кандидатура председателя правительства утверждается Государственной Думой, которая вместе с Советом Федерации образует российский парламент (законодательная власть) - Федеральное Собрание. В том случае, если кандидатура председателя правительства трижды отклоняется Государственной Думой, распускается Дума. Если Государственная Дума в течение трех месяцев дважды выражает недоверие правительстве РФ, президент или объявляет об отставке правительства, или распускает Думу.
Таким образом, в период с 1988-89 по 1993-94 год в России произошла революция сверху, принципиально изменившая модель общественного развития страны. Стали иными отношения собственности. Государственное, управляемое из единого центра народное хозяйство ушло в прошлое. Российская экономика стала рыночной и многоукладной. Сосуществуют частный капитализм, государственный капитализм, мелкотоварное производство и коллективные хозяйства, причем ведущую роль играет частная собственность на средства производства. Изменилась система власти. Вся ее полнота перешла от структур КПСС к государственным органам западного типа, основанным на разделении властей, политическом и идеологическом плюрализме.
Назад | Содержание | Вперед |