2. Структура и компоненты политической культуры

  Политическая культура - явление многоуровневое. Многообразные связи политической культуры с различными социальными и политическими процессами предопределяют её сложное строение и организацию. Разнообразные внутренние структуры политической культуры отображают технологию формирования политического поведения субъектов, этапы становления культурного целого (то есть политической культуры отдельно взятой страны, региона), наличие разнообразных субкультурных образований и т. д.
  Одна из структур раскрывает различные способы ценностной ориентации человека на мировоззренческом (где он выстраивает представление о политике в свою индивидуальную картину мировосприятия), гражданском (где, осознавая возможности органов государственной власти и, в соответствии с этим, собственные возможности защищать свои права и интересы, человек вырабатывает качественно новый уровень понимания своего политического статуса), а также на собственно политическом уровне ценностных представлений (где человек вырабатывает отношение к конкретным формам правления режима, своим союзникам и оппонентам и т.д.).
  На каждом из этих уровней у человека могут складываться довольно противоречивые представления. Причем, отношение к конкретным политическим событиям изменяется, как правило, значительно быстрее, нежели мировоззренческие принципы. Все это придает формированию и развитию политической культуры дополнительную сложность и противоречивость.
  Различия в выборе людьми тех или иных ценностных ориентиров и способов политического поведения в немалой степени зависят от их принадлежности к социальным (классы, слои), национальным (этнос, нация, народ), демографическим (женщины, мужчины, молодежь, престарелые), территориальным (население определенных районов, регионов), ролевым (элита и электорат) и другим (религиозные, референтные и др.) группам. Выработка людьми ценностных ориентаций (и соответствующих форм поведения) на основе групповых целей и идеалов превращают политическую культуру в совокупность субкультурных образований власти.
  В конкретных странах и государствах наибольшим политическим влиянием могут обладать самые разные субкультуры (например, религиозные субкультуры в Северной Ирландии и Ливане или этнические в Азербайджане). В целом же наибольшим значением для жизни и политического развития общества обладает субкультура лидеров и элит.
  В этом смысле наиболее важными элементами данной субкультуры являются способности лидеров и представителей элиты выражать интересы рядовых граждан (прежде всего, не превращать своё общественное положение в способ достижения индивидуальных целей), их профессиональные качества, а также те черты и свойства, которые позволяют им приобрести и поддерживать авторитет, убедить общественность во мнении, что занимаемое высокое место во властной иерархии принадлежит им по праву.
  Политический исторический опыт человечества наднациональных и национальных общностей является основой развития политической культуры. Он фиксирует историю развития политических отношений в различных формах: исторических, литературных, научных памятников, политических традициях, обычаях, политической идеологии. Этот опыт в большей или меньшей степени осваивается людьми в процессе их политической социализации. На основе исторического познания формируется политическое сознание людей, социальная память общества утверждаются политические ориентиры и образцы политического поведения.
  Важное место среди различных форм политического опыта занимают политические традиции. Они формируются в результате деятельности нескольких поколений людей, являются одной из наиболее устойчивых основ их жизни и определяют образцы политического поведения. Сохранение и развитие политических традиций - одно из условий политической стабильности общества, его прогрессивного развития. Типичным примером в этом отношении является Великобритания, приверженность традициям, внешне выступающая как консерватизм, фактически определяет высокий уровень политической культуры данного общества.
  На основе политического опыта многих поколений и политической деятельности людей формируется их политическое сознание - ещё один элемент политической культуры.
  Политическое сознание - это система политических знаний, ценностей и идейно-политических убеждений людей, на основе которых вырабатываются устойчивые политические ориентации людей в отношении политической системы и их места в данной системе.
  В политическом сознании выделяют два компонента: идеологический и эмоционально-психологический. Первый включает в себя политические знания, политические ценности и политические убеждения.
  Политические знания - это знание людей о политике, о политической системе, о различных политических идеологиях, а также о тех институтах и процедурах, с помощью которых обеспечивается участие граждан в политическом процессе. Граждане должны иметь такой уровень осведомленности о политической жизни и деятельности правящих структур, который соизмерим с их правами как участников политического процесса.
  Политические ценности - это этические и нормативные суждения о политической жизни, о политических целях. Политическими ценностями являются законность и порядок, стабильность системы, социальная справедливость и др. Предпочтение в сторону тех или иных ценностей позволяет определить характер политической культуры. Порядок, как ценность политической культуры, ориентирует на поддержание стабильности сложившейся социальной системы, на обеспечение сохранности условий её функционирования. Развитие направляет усилия людей, участвующих в политической деятельности, главным образом на обеспечение социальных изменений, на реформирование социальной системы.
  Равенством - наиболее важным качеством социальной системы, признается её способность представить каждому одинаковые условия, возможности существования.
  Свободой - наиболее важным назначением политики или общества, в целом, считается снятие внешних ограничений деятельности индивида. Равномерное распределение предпочтений общества между порядком и развитием, равенством и свободой является оптимальным для политической культуры. Однако в реальной политической культуре, как правило, нарушен баланс между этими ценностями. Утрата ценностей приводит к тому, что политическая культура перестаёт регулировать поведение людей, при этом начинается поиск новой системы ценностей и политических ориентаций.
  Политические убеждения формируются на основе знаний и ценностей. Это представления людей о том, какой должна быть политическая система. Для одних это демократия, для других - социалистическая демократия, для третьих - тоталитарные системы. В этом смысле организационные и процедурные институты политической системы можно рассматривать как инструментальный аспект политической культуры.
  С учётом возможностей политической системы у людей формируются политические ориентации и установки, которые составляют второй компонент политического сознания - эмоциональнопсихологический. Эти ориентации и установки направлены на политическую систему и форму участия в политическом процессе. К ним относятся установки граждан на:
  - политические институты и структуры (например, государство может восприниматься либо как орган принуждения, либо как организующий и регулирующий институт);
  - нормативную систему (например, уважение закона, или при- небрежительное отношение к нему);
  - политические события (понимание их необходимости или случайности, определение качества принятия решения);
  - отдельные политические роли (отношение к институту президентства, лидерству в политических организациях, партиях с точки зрения лояльности и рациональности и т.п.).
  Сюда также входят отношения к конкретным политическим деятелям и отношение гражданина к самому себе, как участнику политического процесса, определение своего места в политической системе. В результате своего представления о политической системе человек формирует ориентации на определённые образцы политического поведения.
  Политическое поведение - это практическое взаимодействие человека с политической средой, выражающееся в той или иной форме политического участия. Оно обусловлено политическим сознанием, с одной стороны, и уровнем политического развития в целом, с другой стороны. Политическое поведение людей проявляется в их политической деятельности и обнаруживает их уровень политической культуры на практике. Так, человек может интересоваться политикой и быть хорошо информированным, он может расценивать деятельность своего правительства, но быть безучастным в политической жизни. Это позволяет говорить либо об отсутствии в его политическом сознании чувства гражданской ответственности, либо об отсутствии в политической системе приемлемых форм воздействия на власть.
  «В сфере поведения, - отмечает Э.Я. Баталов, - политическую культуру характеризуют следующие основные переменные: формы и степень участия в политической жизни общества (митингах, демонстрациях, политических забастовках, пикетах, партийной деятельности); формы и уровень взаимодействия с государственными институтами (конфронтация, сотрудничество, несотрудничество); формы и уровень взаимодействия с институтами гражданского общества (в частности, с политическими партиями и движениями); формы и уровень взаимодействия с другими субъектами политического процесса; тип электорального поведения».
  Необходимо отметить, что участие человека в политическом процессе может быть предопределенным «сверху» (например, участие в безальтернативных выборах в условиях однопартийной системы) и не оказывать влияния на политиков и на принимаемые решения.
  Характер политического поведения может варьироваться в диапазоне от деструктивно-отчужденного до инновационнопозитивного. При этом собственно культурный аспект политического поведения задан нормативным механизмом его регуляции. Его ядром будут поведенческие стереотипы, которые в структуре традиции выступают как обычаи политической жизни. Кроме них важную регулирующую роль играют сознательно формулируемые нормы- предписания, призванные очертить идеальные модели политического поведения, как в виде прописанных правовых процедур, так и в форме собственно идеальных поведенческих схем. Вместе с тем важно помнить, что нормативная система соотносится с общественнополитическими ценностями и нуждается в ценностной легитимизации.
  Но поскольку сами общественно-политические ценности являются квинтэссенцией социально-приемлемых человеческих потребностей и интересов, постольку политическая нормативная система призвана также «репрессировать» те социально-негативные стороны человеческой активности, которые несут в себе разрушительные импульсы индивидуального и коллективного бессознательного: анархический негативизм, воинствующий ретризм, узкогрупповой эгоизм и т. д.
  Реальное политическое поведение есть некоторый интеграл вышеназванных сторон, оно ситуационно, контекстуально, имеет личностное основание и коллективные формы выражения. Последние, собственно, и являются политическими институтами. С точки же зрения институционального уровня политической культуры можно выделить следующие коллективные формы политической практики: способы управления политической системой, закрепленные в государственном строе; методы принятия политических решений; характер проведения их в жизнь; методы разрешения социальнополитических конфликтов; тип электорального процесса; характер межпартийных отношений; способы лоббирования корпоративных интересов и т.д. Политико-культурное значение имеет и характер межинституционального взаимодействия, который выражается в иерархии прерогатив того или иного института при принятии наиболее важных политических решений, а также в ценностной легитимизации данной иерархии.
  Высокую политическую культуру отличают три основных критерия, которые проявляются в политическом поведении людей: вовлеченность в политическую деятельность, позитивную активность и рациональность.
  Участвуя в политическом процессе, и гражданин, и общество в целом, обретают новый политический опыт, способствующий дальнейшему развитию политической культуры. Каждое новое поколение людей несёт ответственность за сохранение политической культуры общества, и ее обогащение новым положительным опытом. Эту ответственность должен чувствовать и понимать человек, поскольку основой и условием прогрессивного развития является именно высокая политическая культура личности.
  Другой необходимый компонент политической культуры - это информированность ее носителей. Богатство информации и ее доступность формируют важное качество политического реализма, освобождающего человека от подчинения мифологизированным представлением, ложной статистике и т.д.
  Необходимым элементом политической культуры являются нормы. Именно благодаря нормам возможен переход от ценностей и идеалов политической деятельности к практически факторам ее регулирования. Различают нормы-обычаи и нормы-предписания. Нормы- обычаи - это, например, неписаные правила отношений между чиновниками, нормы дипломатического этикета. Нормы-предписания - это уставы политических организаций, программы партий, регламенты деятельности органов власти, международные договоры и т. д. Нормы-предписания играют доминирующую роль в политике, так как они специально установлены для регулирования политических отношений.
  Специфическим видом норм являются политические символы - условные образы важнейших политических идеалов, средства их пропаганды и утверждения, выражение приверженности их носителя к определенной позиции в политике. К политической символике относятся гербы, эмблемы партий, флаги, ордена и т.д.
  На основе норм возникают и функционируют политические институты: партии, государственные службы и органы, правосудие, СМИ и др.
  К политической культуре относятся, кроме всего выше перечисленного, еще и средства, которые используются для достижения, реализации политических идеалов. Выбор средств определяется политической ориентацией.
  По отношению к различным видам политической деятельности выделяют следующие политические ориентации: политическое отчуждение, политически пассивное поведение, политически активное поведение. Политическое отчуждение - это неприятие всего, что связано с политикой, Отстранение от проблем общего политического характера. При политически пассивном поведении осуществляется чисто принудительный контакт с политической властью, социальные перемены рассматриваются как происходящее как бы сами по себе, без активных усилий субъекта. Преобладание такой политической ориентации в обществе приводит к утрате возможности влияния на социально-политические процессы и события. Политически активное поведение осуществляется как в рамках традиционных политических организаций и структур, так и вызывает формирование новых политических объединений.
  Политические ориентации, можно также различать по отношению к средствам политической деятельности. Здесь выделяют политический радикализм и реформистскую ориентацию. Радикализм - склонность к решительным действиям, стремление к быстрому и простому пути решения любых проблем, уверенность в своей правоте Стремление к быстрому решению всех проблем приводит к выбору жестких средств политического действия, а это может привести к разрыву целей и средств. Реформистская ориентация характеризуется приверженностью постепенным, поэтапным изменениям. Ну, и, наконец, политические ориентации различают по отношению к типам политических изменений: консервативная и революцинаристская ориентации. Сторонники консервативной ориентации стараются сохранить то, что уже есть, максимально используя политический опыт и уровень развития. Революционеры, наоборот, считают, что в политике наиболее приемлемы решительные и постоянные изменения.

Назад Содержание Вперед