1. Проблемы сотрудничества в борьбе с преступностью в современных международных отношениях
В настоящее время государства, осуществляя совместные действия, направленные на борьбу с международной преступностью, сталкиваются с рядом проблем:
1. Проблема юрисдикции. Уголовная юрисдикция государства определяется его национальным законодательством и нормами международного права. В основу ее определения положен территориальный принцип. В некоторых государствах она определяется на основе принципа гражданства, но это касается некоторых категорий дел (США). Редко, но встречается и принцип пассивного гражданства. В последнее время в МД закладывается принцип универсальной юрисдикции.
Различный подход национальных законодательств к определению юрисдикции ведет к коллизии юрисдикций двух и более государств, которая, как правило, разрешается на договорной основе.
2. Юрисдикция государства жестко привязана к его территории, тогда как преступления такой четкой связи не имеют.
В зависимости от воздействия на мировое сообщество все преступления можно подразделить:
- международные преступления государств - это такие международно-противоправные деяния, возникшие в результате нарушения государством своих обязательств, которые имеют основополагающее значение для жизненно важных интересов мирового сообщества;
- преступления международного характера, посягающие на национальный правопорядок и затрагивающие интересы мирового сообщества;
- общеуголовные преступления, не затрагивающие международный правопорядок, не оказывающие влияния на международные отношения, но отправление правосудия по ним не возможно при помощи других стран.
3. Уголовно-процессуальные действия властей государства ограничены его территорией, тогда как для нормального отправления правосудия в некоторых случаях требуется проведение процессуальных действий в другой стране. Эта проблема решается на двух- и многосторонней основе.
4. Проблема экстрадиции - т.е. передачи лица государством, на территории которого оно находится, другому государству для привлечения его к уголовной ответственности или приведения приговора в исполнение. Она осложняется тем, что затрагивает суверенитет заинтересованных государств, и требует соблюдения громоздкой и длительной процедуры.
5. Передача осужденных лиц регулируется Конвенцией о передаче лиц, осужденных к лишению свободы, для отбытия наказания в государстве, гражданами которого они являются (Берлин, 1978 г.), и Конвенцией о передаче осужденных (Страсбург, 1983 г.).
6. Проблема поведения должностных лиц, обращения с заключенными, защиты жертв преступлений и др.
Назад | Содержание | Вперед |