2. Основные направления взаимодействия государств в противодействии международной преступности

  К ним относятся:
  1) Пиратство. Правовая основа борьбы с ним заложена в Конвенции об открытом море, 1958 г., и Конвенции ООН по морскому праву, 1982 г. (ст. 100-107).
  Суды государства, корабль которого осуществил захват пиратского судна, могут определять наказание пиратам.
  2) Рабство и работорговля. В отношении противоборства с ними действуют Конвенция относительно рабства, 1926 г., Протокол 1953 о внесении изменений в Конвенцию 1926 г. и Дополнительная конвенция об упразднении рабства, работорговли и институтов и обычаев, сходных с рабством, 1956 г.
  В них дано определение рабства, работорговли, названы институты, сходные с рабством.
  Государства обязуются сотрудничать друг с другом в этом вопросе и ввести в национальное законодательство нормы, запрещающие подобные деяния.
  3) Торговля людьми. В этой области действует Конвенция о борьбе с торговлей людьми и эксплуатацией проституции третьими лицами, 1950 г., которая создала международно-правовую базу для наказания организаторов, содержателей и финансистов домов терпимости.
  Государства обязаны отметить все акты, предусматривающие регистрацию лиц, занимающихся проституцией или требующих выдачу специального документа, и установить контроль за разного рода конторами по найму на работу, дабы избежать их использования в целях проституции.
  Предусмотрено создание специального международного механизма для координации и обобщения результатов деятельности государств в этой области.
  4) Терроризм. Борьба с ним ведется на основе:
  - Межамериканская конвенция о предупреждении и наказании за совершение актов терроризма, 1971 г.;
  - Конвенция о предотвращении и наказании преступлений против лиц, пользующихся международной защитой, в том числе, дипломатических агентов, 1973 г.;
  - Европейская конвенция о борьбе с терроризмом, 1976 г. выделила две категории правонарушений:
  а) преступные деяния в силу участия государств в Конвенции;
  б) деяния признание преступными которых отдано на усмотрение государств.
  В системе ООН создан специальный комитет по международному терроризму, занимающийся подготовкой международный договор о борьбе с терроризмом, предоставляющий рекомендации ГА ООН по данной проблеме.
  На региональном уровне проблема терроризма находится в зоне внимания ОБСЕ, ОАГ, СНГ и др.
  Нормы международного права обязывают государства выдавать террористов тем государствам, на территории которого совершены террористические акты или судить их по своим законам.
  5) Захват заложников. В 1979 г. принята Конвенция по борьбе с захватом заложников, которая создала правовую основу для сотрудничества государств по пресечению действий, направленных на захват заложников.
  6) Безопасность гражданской авиации и морского судоходства. Борьба с преступлениями в этой области ведется на основе:
  - Конвенция о преступлениях и некоторых других актах, совершаемых на борту воздушных судов (Токио, 1963 г.);
  - Конвенция о борьбе с незаконным захватом воздушных судов (Гаага, 1970 г.);
  - Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации (Монреаль, 1971 г.) и Протокол, касающийся незаконных актов в международных аэропортах, 1988 г.
  - Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности морского судоходства (Рим, 1988 г.) и Протокол о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности стационарных платформ, расположенных на континентальном шельфе, 1988 г.
  Эти Конвенции предусматривают:
  а) универсальную юрисдикцию - если предполагаемый преступник находится на территории одного из государств-участников,
  б) юрисдикцию государства регистрации воздушного судна или государства флага морского судна,
  в) территориальную юрисдикцию,
  г) юрисдикцию государства гражданства,
  д) юрисдикцию государства, на территории которого совершило посадку воздушное судно и предполагаемый преступник находится на его борту.
  Выдача регулируется на основе принципа - выдавай или наказывай.
  В двусторонних договорах о воздушном сообщении также содержатся нормы по вопросам борьбы с актами незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации.
  7) Незаконный оборот наркотиков. В настоящее время действуют:
  - Единая конвенция о наркотических средствах, 1961 г. Ст. 36 Конвенции называет 18 уголовно наказуемых деяний, связанных с незаконным оборотом наркотиков. Государствами-участниками был утвержден Международный комитет по контролю над наркотиками;
  - Конвенция о психотропных веществах, 1971 г.;
  - Конвенция ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ, 1988 г., которая установила меры контроля и санкции за все формы их незаконного оборота, а также конфискацию доходов и имущества виновных.
  В системе ООН функционируют:
  - Комиссия ООН по наркотическим средствам;
  - Международный совет по контролю за наркотическими средствами;
  - Программа ООН по контролю за наркотическими средствами;
  - Фонд ООН по борьбе со злоупотреблениями наркотиками.
  Борьба с незаконным оборотом наркотиков ведется также на двустороннем и региональном уровне.
  8) Фальшивомонетничество. Действующая в этой области Конвенция о борьбе с подделкой денежных знаков была принята в Женеве в 1929 г. Ее участники взяли на себя обязательства в борьбе с фальшивомонетничеством не делать различия между подделкой собственных и иностранных денег и ценных бумаг и с одинаковой строгостью наказывать преступников.
  В настоящее время ряд статей конвенции устарел и требует дополнений. Эти пробелы восполняются двусторонними договорами и национальным законодательством.
  9) Вербовка наемников. Борьба с наемничеством получила свое правовое закрепление в Конвенции о борьбе с вербовкой, использованием, финансированием и обучением наемников, 1989 г., где содержится формула определения юрисдикции: территориальный принцип, принцип гражданства, универсальный принцип.
  Международная борьба с преступностью координируется Генеральной Ассамблеей, Советом Безопасности, Экономическим и Социальным Советом, Секретариатом ООН, специализированными учреждениями ООН.
  Непосредственно противостоят преступным проявлениям:
  - Конгрессы ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями. Они собираются один раз в пять лет, и координируют усилия мирового сообщества в борьбе с преступностью и унификацией международного уголовного права.
  - Комиссия по предупреждению преступности и уголовному правосудию в составе 40 человек, избираемых ЭКОСОС на 3 года.
  - Интерпол (Международная организация уголовной полиции), задачей которой является предупреждение уголовных преступлений международного характера и борьба с преступностью путем широкого сотрудничества уголовной полиции разных стран. Она была создана в 1923 г., действующий Устав Интерпола вступил в силу в 1956 г.
  Основными направлениями деятельности Интерпола являются:
  - уголовная регистрация;
  - международный розыск преступников и лиц, пропавших без вести;
  - поиск похищенных ценностей;
  - оказание технической помощи странам-участникам;
  - статистика и научно-исследовательская деятельность.
  На региональном уровне борьба с преступностью осуществляется ОАГ, ЛАГ, Советом Европы, Европейским Союзом и др.
  С 1993 г. в СНГ действует на постоянной основе Бюро по координации борьбы с организованной преступностью и иными опасными видами преступлений на территории СНГ.

Вопросы:

  1. Назовите существующие основания экстрадиции.
  2. Перечислите международные организации, действующие в сфере международного уголовного права.
  3. Раскройте роль ООН в борьбе с международной преступностью.

Литература:

  № 1, 3, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 25, 26, 30, 31, 55, 60

Назад Содержание Вперед