4.2.2. Психологическое консультирование и психотерапия - важнейшие методы работы с клиентами
Среди многочисленных методов и средств коррекции и реабилитации клиентов важнейшее значение в психологической работе с клиентами имеют психологическое консультирование и психотерапия, представляющая собой многообразный набор конкретной техники, методик, и приемов, используемых в практической работе. Следует отметить то, что и психологическое консультирование и психотерапия в решении проблем клиентов опираются на базовые принципы и поэтому включают целый ряд соответствующих основных подходов: диагностический (диагностическая шкала), функциональный (функциональная школа), метод решения проблем, психоаналитический, когнитивный, бихевиоральный (поведенческий), мультимодальный (включает наряду с бихевиоральным также анализ сенсорных процессов личности, межличностных отношений, воображения), экзистенционально-гуманистический (гуманистическая и экзистенциальная психология), трансактный подход (на основе трансактного анализа гештальт психологии), системный, интегративный (на основе принципа: для каждого клиента своя психотерапия), онтопсихологический, подход с позиций трансперсональной психологии, деятельностный и другие.
Как отмечается в литературе, в настоящее время существует около 450 конкретных подходов, четкая систематизация и классификация которых не представляется возможной. Вместе с тем, большинство из них так или иначе опираются на отмеченные основные подходы.
Психологическое консультирование - это оказание психологической помощи психически нормальным людям для достижения ими каких-либо целей, для более эффективной организации их поведения и жизнедеятельности. используя данный метод, психосоциальный работник может помочь личности посмотреть на себя «как бы со стороны», осознать ее проблемы, с которыми сам клиент не справляется, изменить его установки к другим и соответственно скорректировать свое поведение. Консультирование - это работа с клиентами (а не с пациентами), т.е. в целом со здоровыми людьми, но у которых есть психологические проблемы вне патологии (например, стресс, беспокойство, повышенная тревожность и пр.). Основные цели психологического консультирования - помочь человеку жить полноценной жизнью без всяких психологических дискомфортов, позитивно относиться к миру и окружающим: «чтобы любить и работать» (З. Фрейд), чтобы «самоактуализироваться» (А. Маслоу), чтобы быть «о’кэй» (Э. Берн, Х. Харрис), чтобы ценить себя (К. Роджерс).
Психологическое консультирование возможно и нужно, если природа психологического дискомфорта не в соматике, а в особенностях личности клиента, его взаимодействия с окружающими. Клиент объективно не является и субъективно не признает себя больным, но находится в состоянии предболезни в группе риска. На основе методов и приемов психологического консультирования идет психологическая реабилитация клиента, т.е. восстановление его психического настроя, освобождение от груза эмоционально-чувственных негативных переживаний.
Психологическое консультирование занимает пограничное место между психотерапией и обычным процессом обучения, основанном на информации, советах и рекомендациях. Акцент, в психоконсультировании, по мнению современного российского исследователя В.Е. Кагана, в отличие от психотерапии делается не на болезни, а на проблемной ситуации клиента и его личностных ресурсах. В отличие от обучения важнейшая задача психоконсультирования в побуждении клиента к самостоятельному принятия решения. Отсюда определенные различия в определении психоконсультирования и психотерапии. По В. Е. Кагану, психологическое консультирование - это специфическая деятельность по оказанию психологической помощи клиентам в проблемных ситуациях, сущность которой заключается «в специальной организации процесса общения, помогающей человеку актуализировать его резервные и ресурсные возможности, обеспечивающие успешный поиск возможностей выхода из проблемной ситуации». Психотерапия определяется данным автором в самом общем виде как психологическое вмешательство, направленное на помощь в разрешении эмоциональных, поведенческих и межличностных проблем и повышения качества жизни.
Крупнейший британский психолог Р. Нельсон-Джоунс подчеркивал, что «невозможно провести четкую границу между консультированием и психотерапией», что в них используются «одни и те же теоретические модели». Он отмечает вместе с тем и ряд отличий между ними. По его мнению, «отличие между ними только количественное и состоит в том, что терапевты больше по сравнению с консультантами, слушают своих клиентов и меньше времени тратят на информирование, предложение советов и объяснения». Другое отличие в том, что психотерапевты имеют дело с более тяжелыми расстройствами и «психотерапия в большей степени является медицинским термином, чем консультирование». Психологическое консультирование, таким образом, включает элементы и психотерапии и методов обучения. Консультирование может проводиться очно, по телефону, иногда по переписке.
При всех различиях в подходах к консультированию в целом для него как процесса общения консультанта и клиента характерны общие этапы:
1) Контакт, установление общения, доверительных отношений психоконсультанта и клиента (клиентов).
2) Исповедь клиента, высказывающего и выражающего свои переживания, связанные с его проблемами. Отсюда консультанту важно уметь принять клиента таким, каким он есть, умение его слушать, понять и ему сопереживать. Часто в процессе психоконсультирования эта стадия занимает 75% всего консультативного времени.
3) Толкование, то есть диалог, беседа консультанта с клиентом. Консультант задает наводящие вопросы, дает подсказки, помогает клиенту разобраться в себе и подойти к его проблеме.
4) Трансформация. В итоге консультирования происходит коррекция дезадаптивных процессов клиента. Он подводится к пониманию своей проблемы и к самостоятельному принятию решений.
Структура процесса психотерапии аналогична процессу психоконсультирования, хотя некоторые авторы, отмечающие различие этих основных видов помощи клиентам, выделяют также этап заключения, контракта между психотерапевтом и клиентом (пациентом). Так, В.Е. Каган подразделяет процесс психотерапии на следующие четыре этапа:
1) Контакт;
2) Контракт, предполагающий выработку терапевтом и клиентом взаимоприемлемых целей и задач, обеспечение конфиденциальности и определение границ ответственности. В частной практике определяются размеры и способы оплаты психотерапевтических услуг;
3) Собственно психотерапевтические процедуры;
4) Завершение и окончание, которое определяется достижением поставленных целей, фиксацией результатов. В ряде случаев психотерапевтическая помощь клиенту может быть продолжена на основе методов поддерживающей терапии.
Специфичность, сложность и тонкость процесса консультирования и психотерапии предъявляет к консультантам ряд общих требований, предполагает наличие у него как личности и специалиста определенных качеств: толерантность, терпимость к клиентам, внимательность и чуткость; проявления сопереживания и эмпатии к людям, обратившимся за помощью; эмоциональная стабильность и объективность; уважение и отсутствие предубеждений к клиентам; профессионализм в оказании консультативной помощи; наличие у консультанта необходимых консультационных навыков, отсутствие у консультантов своих проблем.
В психосоциальной практике следует различать психологическое и психосоциальное консультирование. При собственно психологическом консультировании объектом воздействия консультанта выступает непосредственно сам клиент или группа (например, члены семьи при семейном консультировании). Психосоциальное консультирование направлено на клиента и его ближайшую социальную среду и предполагает использование как личностных, так и социальных ресурсов.
Важнейшими конкретными целями и задачами психоконсультирования являются: улучшение понимания клиентом (клиентами) своей проблемы, себя, окружающих и т.д.; изменения эмоционального состояния (разрядка эмоционального напряжения, исследование своих чувств и т.п.); способность принять и осуществить принятое решение; подтверждение своих мыслей, чувств, решений; получение психологической поддержки; приспособление к ситуации, которую невозможно изменить; поиск и изучение альтернативных путей и решений; развитие имеющихся умений и навыков и приобретение новых; получение новой информации; адекватное реагирование на действия других людей и ситуацию.
Разнообразные виды и формы психоконсультирования (и психотерапии) можно классифицировать по разным основаниям: 1) по охвату воздействия и взаимодействия с клиентом (клиентами) - индивидуальное, групповое, семейное и т.д.; 2) по целям и задачам - интимноличностное, психолого-педагогическое, развивающее (с целью развития и роста клиента), кризисное (для кризисных проблем клиента), фасилитирующее (облегчающее), в частности, катарсическое с целью помочь клиенту разрядиться, дать выход подавляемым болезненным эмоциональным состояниям (страх, горе, гнев) и т.п.; 3) по возрасту и полу - консультирование детей и взрослых, мужчин и женщин; 4) по времени - экстренное, краткосрочное, долгосрочное.
Назад | Содержание | Вперед |