8.1. Правовой статус несовершеннолетнего в общеобразовательных учреждениях
Образование ребенка неразрывно связано с его обучением и воспитанием, являясь основным средством социализации и развития личности. Сфера образования до недавнего времени являлась приоритетной в социальной политике России и признавалась одной из лучших в мире.
Право каждого на образование закреплено в ст. 43 Конституции РФ, гарантирующей общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. Право на получение бесплатного высшего образования возможно только на конкурсной основе. Основное общее образование является обязательным и его получение должно обеспечиваться родителями или лицами, их заменяющими.
Конвенция ООН о правах ребенка 1989 г. в ст. ст. 28 и 29 устанавливает право ребенка на образование и определяет основные направления образования:
- развитие личности во всех проявлениях;
- воспитание уважения к правам человека, основным свободам и уважения к родителям, окружающей природе, культуре своей страны и других государств;
- подготовка ребенка к жизни в свободном обществе в духе понимания, мира, терпимости, равноправия и дружбы между всеми людьми и народами.
Присоединившись к данной Конвенции 15 сентября 1990 г. наше государство взяло на себя обязательства по ее выполнению, в том числе и в сфере образования.
Право ребенка на воспитание своими родителями и всестороннее развитие предусмотрено ст. 54 СК РФ. В ст. 63 СК РФ сказано, что родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей, отвечая за их воспитание и развитие, а также обязаны обеспечить получение детьми основного общего образования.
Ребенок попадает в систему воспитательных отношений с самого рождения, в семье закладываются его индивидуальные качества и развиваются способности, определяющие всю дальнейшую жизнь.
В ст. 18 Закона РФ от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании» сказано, что родители являются первыми педагогами, они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем детском возрасте.
В системе дошкольных образовательных учреждений обеспечивается воспитание, обучение детей в возрасте от 2 месяцев до 7 лет, их интеллектуальное и физическое развитие, коррекция отклонений в развитии и т.д.
Закон РФ от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании» устанавливает права, обязанности, полномочия и ответственность субъектов отношений в области образования.
Под образованием в данном законе понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения обучающимися установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов).
В соответствии со ст. 3 Закона «Об образовании» законодательство РФ в области образования включает в себя Конституцию РФ, Закон «Об образовании», принимаемые в соответствии с ним другие законы и иные нормативные правовые акты РФ, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ в области образования.
Определенным упущением в содержании ст. 3 является отсутствие указания на международные договоры РФ, относящиеся к области образования.
Ст. 5 Закона «Об образовании» гарантирует гражданам РФ возможность получения образования независимо от:
- пола;
- расы;
- национальности;
- языка;
- происхождения;
- места жительства;
- отношения к религии;
- убеждений;
- принадлежности к общественным организациям (объединениям);
- возраста;
- состояния здоровья;
- социального, имущественного и должностного положения;
- наличия судимости.
Государство возлагает на себя обязанности по обеспечению права граждан на образование путем создания системы образования и соответствующих социально-экономических условий для получения образования, гарантируя общедоступность и бесплатность дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и начального профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, в пределах государственных образовательных стандартов, если образование данного уровня гражданин получает впервые.
В данной статье ограничивается конкурсной основой право граждан на бесплатность среднего профессионального образования, гарантированного ст. 43 Конституции РФ, что нарушает принцип верховенства Конституции РФ над другими законами.
Возможность получения несовершеннолетними образования реализуется в образовательных учреждениях различных типов:
1) дошкольных;
2) общеобразовательных (начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования;
3) начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования;
4) специальных (коррекционных) для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии;
5) для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей);
6) дополнительного образования детей;
7) других учреждениях, осуществляющих образовательный процесс.
В соответствии со ст. 10 Закона «Об образовании» несовершеннолетний имеет право осваивать образовательные программы в следующих формах:
- в образовательном учреждении в форме очной, очно-заочной (вечерней), заочной;
- в форме семейного образования;
- самообразования;
- экстерната.
Форма получения образования отражает способ организации образовательного процесса. При очной форме получения образования на аудиторные занятия приходится не менее 50% общего объема часов, отведенных для освоения образовательной программы, при очно-заочной (вечерней) форме - не менее 20%, а при заочной - не менее 10%.
Приказ Минобрнауки РФ от 6 мая 2005 г. № 137 «Об использовании дистанционных образовательных технологий» устанавливает правила использования дистанционных образовательных технологий образовательными учреждениями при получении начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и профессионального образования (от начального образования до высшего).
Семейное образование по общеобразовательным программам осуществляется в семье силами родителей, родственников и приглашенных педагогов.
Самообразование предусматривает самостоятельное освоение образовательной программы и может быть аттестовано только в сочетании с экстернатом, который также предполагает самостоятельное освоение образовательных программ с последующей аттестацией.
Правовую основу экстерната, как формы образования, составляют:
1. Приказ Минобразования России от 23 июня 2000 г. № 1884 «Об утверждении Положения о получении общего образования в форме экстерната»;
2. Приказ Минобразования России от 1 ноября 1995 г. № 563 «Об утверждении Положения об итоговой аттестации выпускников учреждений начального профессионального образования и Положения о получении начального профессионального образования в форме экстерната»;
3. Постановление Госкомвуза России от 31 мая 1995 г. № 2 «Об утверждении Положения об экстернате в государственных образовательных учреждениях среднего профессионального образования РФ»;
4. Приказ Минобразования РФ от 14 октября 1997 г. № 2033 «Об утверждении Положения об экстернате в государственных, муниципальных высших учебных заведениях РФ».
Юридическое значение для установления правового статуса несовершеннолетнего в системе образования имеет устав образовательного учреждения, регламентирующий в том числе:
- порядок приема обучающихся, воспитанников;
- порядок и основания их отчисления;
- режим занятий;
- права и обязанности участников образовательного процесса и др.
При разработке уставов государственных и муниципальных образовательных учреждений учитываются типовые положения об образовательных учреждениях, разработанные и утвержденные Правительством РФ.
Для первоклассников в общеобразовательной школе устанавливаются следующие гарантии:
- учеба только в первую смену;
- пятидневная учебная неделя;
- облегченный день в середине недели;
- не более четырех уроков в день;
- уроки не более 35 минут;
- организация дневного сна, трехразового питания и прогулок для детей в группах «продленного дня»;
- обучение без домашних заданий и оценок в баллах;
- дополнительные недельные каникулы в середине третьей четверти.
В начальных классах должны проводиться физкультурные минутки и гимнастика. Число уроков в день должно быть не более пяти в начальных классах и не более шести в 5 - 11 классах.
Время подготовки домашнего задания не может быть больше:
- в первом классе (со второго полугодия) - 1 часа;
- во втором - 1,5 часа;
- в третьем и четвертом классах - 2 часов;
- в пятом-шестом классах - 2,5 часа;
- в седьмом-восьмом классах - 3 часов;
- в девятом-одиннадцатом классах - 4 часов.
Школьники государственных и муниципальных общеобразовательных учреждений имеют право на:
- получение бесплатного общего образования;
- обучение по индивидуальному учебному плану и ускоренному курсу обучения;
- бесплатное пользование библиотеками, интернет-классами и т.д.;
- получение дополнительных (в том числе платных) образовательных услуг;
- участие в управлении общеобразовательным учреждением в форме, определяемой его уставом (совет школы, школьный парламент и т. п.).
Школьники, у которых нет двоек по итогам учебного года, переводятся в следующий класс. Условно переводятся те, у кого есть двойка по одному из предметов по итогам учебного года с условием ее исправления в следующем учебном году.
Ученики первых - девятых классов, имеющие неудовлетворительные оценки по двум и более предметам, по усмотрению их родителей (опекунов, попечителей) оставляются на второй год, переводятся в классы компенсирующего обучения или продолжают обучение в форме семейного образования.
По согласию родителей (законных представителей), комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, местного органа управления образованием обучающийся, достигший возраста 15 лет, может оставить образовательное учреждение до получения основного общего образования.
В этом случае комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав совместно с родителями (законными представителями) несовершеннолетнего, оставившего общеобразовательное учреждение до получения основного общего образования, и органом местного самоуправления в месячный срок принимают меры, обеспечивающие трудоустройство этого несовершеннолетнего и (или) продолжение освоения им образовательной программы основного общего образования по иной форме обучения.
П.3 ст.19 Закона «Об образовании» в редакции Федерального закона от 21.07.2007 г. № 194-ФЗ изложен следующим образом: «Общее образование является обязательным». Ранее данный пункт предусматривал обязательность основного общего образования и государственной (итоговой) аттестации.
По решению органа управления образовательного учреждения согласно п. 7 ст. 19 Закона «Об образовании» допускается исключение из образовательного учреждения обучающегося, достигшего возраста 15 лет, при следующих условиях:
1) совершение неоднократных грубых нарушений устава образовательного учреждения;
2) когда меры воспитательного характера не дали результата;
3) когда дальнейшее пребывание обучающегося в образовательном учреждении оказывает отрицательное влияние на других обучающихся, нарушает их права и права работников образовательного учреждения, а также нормальное функционирование образовательного учреждения.
Решение об исключении обучающегося, не получившего основного общего образования, принимается с учетом мнения его родителей (законных представителей) и согласия комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. Решение об исключении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, принимается с согласия комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав и органа опеки и попечительства.
Образовательное учреждение незамедлительно обязано проинформировать об исключении обучающегося из образовательного учреждения его родителей (законных представителей) и орган местного самоуправления.
Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав совместно с органом местного самоуправления и родителями (законными представителями) несовершеннолетнего, исключенного из образовательного учреждения, в месячный срок принимают меры, обеспечивающие трудоустройство этого несовершеннолетнего и (или) продолжения его обучения в другом образовательном учреждении.
В школе запрещается:
- создание и деятельность политических партий, общественно-политических и религиозных движений;
- принуждение школьников к вступлению в общественные, общественнополитические организации, движения и партии;
- привлекать их к работе в этих общественных объединениях и к участию в агитационных кампаниях;
- привлекать детей к труду, который не предусмотрен программой без их согласия и согласия родителей (опекунов, попечителей).
Назад | Содержание | Вперед |