ГАНА
В Западной Африке великие государства складывались не на всей ее территории, а только в полосе, лежащей между южной окраиной Сахары и зоной лесов. Именно здесь, на севере географического Западного Судана, в зоне Сахеля, сложились в VII—VIII вв. крупные торговые пункты, ставшие центрами политического объединения западно-суданских народов.
Наиболее могущественными среди этих государств были Гана, Мали и Сонгай. Это объясняется, прежде всего, географическими и экономическими факторами. Зона, в которой процветали Гана, Мали и Сонгай, целиком относится к средней Тропической Африке, включающей земли, наиболее пригодные для возделывания зерновых. Суданская зона с развитым земледелием являлась одновременно, особенно в северной своей части, и районом скотоводства. Наряду с этими существовал еще один важнейший фактор развития Ганы, Мали и Сонгай в Средние века — золото Судана.
На главных транссахарских караванных путях, по которым соль из пустыни и товары из стран Средиземноморья доставлялись в обмен на золото, возникли большие города: Ауда- гост, Гана, Валата, Томбукту, Гао, Кацина, Кано. Это были южные порты того моря, каким, образно говоря, была Сахара, пока каравеллы португальцев не открыли новый торговый путь через Атлантический океан.
Время образования государства Гана в точности неизвестно. Некоторые археологические находки позволяют предполагать, что местонахождение Древней Ганы обрело конкретные черты уже в IV в. Западно-африканская устная традиция также относит образование государства к IV в. и говорит о расположенной там стране Вагаду. Большинство историков, и в первую очередь африканских, отождествляет Вагаду с Ганой. Вагаду занимает главное место в западно-суданской устной традиции.
В двух основных исторических источниках, составленных африканцами в XVI—XVII вв., — хрониках «Тарих ал-Фетташ» и «Тарих ас-Судан» — мы находим сообщения о могущественной царской династии Кайамага. Двадцать ее властителей правили до хиджры (то есть до 622 г.) и двадцать после.
Завоевав страны Северной Африки, арабы через местных жителей, ведших торговлю с народами Юга, вскоре узнали, что там имеются сказочные страны, изобилующие золотом. Впервые «Страну золота» Западной Африки упомянул географ багдадского халифа ал-Фазари в конце VIII в. Сведения об этой стране у многих арабских географов имеют подчас фантастический характер. Так, например, Ибн Факих рассказывает, что «в стране Гана золото растет, как морковь, и его собирают на восходе солнца».
Главными областями Древней Ганы были на севере Аукар, а на юге — Ход. О размерах государства дает кое-какие сведения известный арабский хронист Ал-Бекри. По его данным, река Сенегал служила границей между Ганой и ее западным соседом — царством Текрур. На юг Гана простиралась до окраин золотоносных земель Бамбука (но не включала эту богатую область). На востоке граница Ганы доходила до Нигера, а на севере — до берберского Аудагоста.
Вскоре после своего прихода на юг Марокко, в 734 г. арабы предпринимают поход против Ганы. Из этого похода они привозят, по словам ал-Хакама (IX в.), «значительное количество золота». Уже в середине VIII в. арабы создают караванный путь между Сиджилмасой в Южном Марокко и Аудагостом в Мавритании. На южной окраине Сахары, куда привозили золото, обосновываются средиземноморские купцы. Там грузы, доставлявшиеся с севера верблюжьими караванами арабо-бер- беров, перегружались на караваны ослов, которых с юга вели вангара.
Через Сахару везли золото, медь, соль и рабов. По караванным путям переправляли слоновую кость, орехи кола, страусовые перья, кожи и некоторые предметы роскоши. Самыми важными среди этих товаров и почти равными по стоимости были золото, которое везли из Западного Судана в страны Средиземноморья, и соль, которую везли с севера на юг.
Большая часть золота, проходившего через Гану, добывалась на приисках Бамбука, местности между реками Сенегал и Фалеме. Другие золотоносные земли Западной Африки были расположены южнее.
Золотоискателями были по большей части обыкновенные земледельцы, которые добывали золото в свободное время.
Доходы от этого никогда не были особенно велики. Настоящие сокровища накапливались у царей Ганы.
Общий объем торговли золотом в Западной Африке оценить трудно. Как арабские хроники, так и устная традиция в этом отношении ненадежны. Но, видимо, большая часть золота, имевшего хождение в те времена в Северной Африке и Европе, была африканского происхождения.
Уроженец Кордовы ал-Бекри в своей известной книге «Пути и государства», написанной около 1067 г., так описывает столицу: «Гана — большой город, который состоит из двух частей. Одна из них, расположенная на равнине, — мусульманский город, где живут арабские и берберские купцы, знатоки закона факихи и все остальное цивилизованное общество. В этой части имеется 12 мечетей на казенном содержании».
Вторая половина Ганы, в которой жили африканцы-анимисты и располагался царский дворец, находилась в 9,5 км от мусульманской части города. Эту половину арабы называли «аль- Габа» (роща, лес), поскольку ее окружал священный лес анимистов. В отличие от мусульманской части города, здесь не было каменных домов.
Согласно хроникам, анимизм и ислам существовали в Гане в полном согласии. Черные цари позволяли мусульманам вести среди негров проповедь ислама и оплачивали их услуги придворным кругам. Но были здесь и определенные ограничения: мусульманам запрещалось ходить в священный лес, где жили священные змеи. Нарушителя ждала смерть.
Картина Ганы, сохраненная в устной традиции, почти совпадает с описанием ал-Бекри. Исследователи этой традиции сообщают: город раскинулся так широко, что из конца в конец надо было ехать верхом целый день, а идти пешком — неделю.
Несмотря на свое арабское происхождение, ал-Бекри признавал блеск царского двора африканцев и отдавал должное той власти, которую имел царь Ганы, а также военным силам страны. По свидетельству ал-Бекри, царь Ганы может собрать войско более чем в 200 тыс. воинов, из них 40 тыс. лучников.
По устной традиции, у царя было 4 барабана. У каждого из них свое назначение: золотым барабаном он собирал потомков Динга (легендарного царя из страны Вагаду), серебряным — знать своей земли, медным — свободных граждан, а железным — рабов.
Согласно ал-Бекри, в ганском дворе был строгий и четкий этикет: мусульмане в знак своего подданства хлопали в ладоши, а анимисты посыпали головы пеплом. Несомненно, подданные царя имели достаточное основание выражать господину почтение и покорность: западно-африканский царь, как и вообще африканские сакральные цари, был в полном смысле слова самодержцем. В его руках находилась сама жизнь подданных.
Общественный строй Ганы достаточно точно обрисован в устной традиции. В стране господствовал царь — тунка. Он считался полубожественным существом. Народ верил, что через посредство царя он может общаться со своими предками. Полагали также, что царь может в какой-то мере влиять на силы природы, например, вызывать дождь.
Следом за царем стоял высший класс. К нему в первую очередь принадлежали три группы, которые составляли армию царя. Это суба — воины, имевшие репутацию непобедимых; кагоро, что значит «уничтожающие деревни» — элитарные части войска царя; магаси — царская конная гвардия, которая сопровождала его во всех передвижениях.
Простой народ делился на малые группы в зависимости от рода занятий. Кроме негров, в стране жило некоторое число мусульман — арабов и берберов. Они обычно служили царскими чиновниками, которые надзирали за экономикой государства, сбором налогов и пошлин.
Пошлины, которые платили царю Ганы, известны: с каждого осла с вьюком соли, ввозимой в страну, платили золотой динар; с каждого вьюка соли, который вывозили из страны — два золотых динара; с каждого ввозимого груза меди взималась пошлина в пять мискалей.
Кроме установленного размера пошлин, в стране действовали различные законы и распоряжения в области государственной экономики. Хотя золотоносные земли были расположены за территорией Ганы, царь постановил, что все найденные в стране или привезенные в нее золотые самородки принадлежат ему. А золотой песок народ может хранить у себя.
Процветание Ганы длилось почти два добрых столетия: приблизительно с середины IX по середину XI в. Подъем начался, когда племя сонинке оттеснило от власти берберов, и закончился, когда одна группа берберов — Альморавиды — завоевала столицу Ганы в 1076 г. Берберы удерживали власть до 1087 г. После них Гана имела возможность для нового возвышения, но время государства золота уже прошло: из-за походов Альморавидов торговые караваны изменили свои пути. Сокращение торговли умалило и власть Ганы.
В 1203 г. страна подверглась нападению племен сосо, после чего часть населения бежала в другие районы. Значение Ганы падает, и постепенно начинает возвышаться южная область страны — Мали, населенная народами малинке. В 1240 г. Сундиата, вождь малинке, захватил Гану и окончательно разрушил город. На смену Гане пришло новое государственное объединение — царство Мали.
Но между гибелью Ганы и возвышением Мали стоит — во времени и пространстве — царство народа сосо. Когда в 1076 г. Гану завоевали Альморавиды, сосо, бывшие вассалы Ганы, отделились от обессилившего сюзерена и принялись расширять сферу своего господства. Почти сто лет государством сосо руководил клан Диарисо, пока в 1180 г. энергичный воин по имени Диарра Канте не положил начало новой династии. Самым прославленным государем этой династии стал Сумангуру Канте, который правил приблизительно в 1200— 1235 гг. Это он в 1203 г. захватил и разграбил Гану, что привело к окончательному распаду первого, богатого золотом западно-африканского государства. Царствование Сумангуру Канте оборвалось битвой при Кирине в 1235 г. Все историки сходятся на том, что это сражение относится к важнейшим событиям в истории Западной Африки и что именно оно положило начало возвышению царства Мали.
Назад | Содержание | Вперед |