1. Сундиата и его потомки
Мали, или Мандинг, было поначалу скромной областью в верхнем течении Нигера. В тех краях жили различные кланы малинке: Камара, Траоре, Конде, Кейта. Последних считают кланом, из которого вышли основатели Малийского государства. Его образование относится к VIII в. Помимо устной ман- дингской традиции это подтверждается и арабскими источниками IX в.
О ранней истории Мали известно довольно мало. По устной традиции, у каждого клана была своя небольшая автономная территория. Основным занятием племен была, видимо, охота. Для обсуждения общих проблем, таких, как войны и уплата дани, кланы посылали своих представителей на общий совет.
Первоначальной религией малинке был анимизм. Но с нашествием Альморавидов ислам пришел и в эту область. Однако проникновение его сюда было медленным и довольно поверхностным. Ибн Халдун упоминает, что первым обращенным в ислам царем Мали был Барамендана (1050).
Если верить устному преданию мандингов, в Мали в 1218— 1230 гг. правил царь Фа Магон. Ему должны были наследовать 12 сыновей. Однако правитель сосо Сумангуру убил одного за другим 11 из них. Он оставил в живых лишь младшего, чье слабое здоровье исключало всякие опасения на его счет. Однако молодой царевич выздоровел, вырос, собрал вооруженную силу и выступил против притеснителя своего народа.
Сундиата, или Мари Диата (правил с 1230 по 1255 г.), что значит «повелитель львов», представляет собой самый воспетый, но вместе с тем самый противоречивый образ в средневековой истории Африки.
В 1235 г. состоялась решающая битва войск Сундиаты с Сумангуру. Царевич одержал победу. Он захватил все входившие в состав государства сосо области, включая остатки Ганы. Сундиата создал государство, простиравшееся далеко вглубь излучины Нигера и включавшее на западе золотые россыпи Буре и Бамбука.
Для придания своей власти должной законности Сундиата собрал всех своих союзников. На этом собрании было решено считать Мали империей, а Сундиата был официально провозглашен мансой, то есть верховным властителем. На этом же собрании Сундиата заложил основы центрального и местного управления: каждому вассалу была определена его территория, куда был назначен верный Сундиате руководитель.
Сундиата организовал Центральный совет Мали, который собирался каждый второй день каждого года. На совет созывали представителей со всех концов страны. Они рассматривали дела, касающиеся хозяйства всего государства, а также утверждали «план действий на начинающийся год».
Сундиата перенес столицу в город Ниани, который был построен на левом берегу Санкарани. Со временем столица стала крупнейшим торговым центром, через нее проходили караваны из Магриба и Ливии.
Хотя об экономической политике Сундиаты легенды знают немного, известно все же, что он покровительствовал хлопководству, разведению земляных орехов, а также скотоводству. Несмотря на наличие золотых россыпей, Мали было в первую очередь аграрной страной. Внешняя торговля оживилась только в XIII в.
Социальная структура Мали при Сундиате состояла из трех основных групп (причем учитывались только мужчины):
1) свободные граждане, к которым относилось 16 кланов;
2) марабуты — религиозные учителя, которые происходили из 5 кланов и образовывали группу, называемую «стражи веры Мандинга»;
3) девять каст, к которым принадлежали люди различных профессий, в том числе ремесленники, гриоты (профессиональные сказители) и воины.
Сундиата точно определил права и обязанности людей всех групп общества. Победоносные войны сильно увеличивали касту рабов, а также некоторые касты ремесленников. Побежденные народы оказывались отделенными от «истинных» мандин- гов законами эндогамии. Человек из покоренного народа мог вступить в брак только внутри своего народа. И только властитель мог дать разрешение на брак, нарушающий рамки касты.
Победоносное войско Сундиаты было разделено на отряды, которыми командовали преданные ему начальники. Войска состояли из всадников, вооруженных саблями, и пехоты, оружием которой были луки со стрелами и длинные копья. Знать Мали происходила из тех кланов, которые первыми признали Сундиату вождем. К их числу относились кланы Конде, Корома, Камара, Траоре.
О духовной атмосфере времен Сундиаты надежных сведений мало. Вероятно, Сундиата только внешне был мусульманином, поскольку извлекал из этого политические и торговые выгоды. Его мусульманство было, скорее всего, поверхностным. В легендах он пользуется наряду с мусульманскими учеными услугами предсказателей из среды своего народа.
После Сундиаты царем Мали стал его сын Ули (1255— 1270 гг.). Ибн Халдун рассказывает, что манса Ули совершил хадж в Мекку.
В 1285 г. власть захватил вольноотпущенник царского клана Сакура. При этом правителе территория Мали значительно расширилась. Активизировалась транссахарская торговля. Власть правителя была достаточно прочной, и он мог оставить страну для совершения паломничества в Мекку.
Власть Сакуры прервалась насильственным путем в 1300 г. Его убили разбойники с большой дороги примерно в 20 км от Триполи, когда он возвращался домой из хаджа. Спутники высушили его труп, зашили в бычью шкуру и перенесли прах царя на родину.
Теперь потомкам Сундиаты удалось вернуться к власти. Один из них — Абу Бакр II (1305—1312 гг.) — не хотел верить, что Атлантический океан не имеет границ. Он снарядил 2 тыс. кораблей и отправился в сторону захода солнца.
Перед отплытием Абу Бакр II назначил регентом Канку Мусу, и, поскольку он не вернулся, Канка Муса продолжал править, и благодаря огромным богатствам и золоту со временем он стал известен даже в Европе.
Назад | Содержание | Вперед |