2. Динамика социальных конфликтов

  В социальном конфликте обычно выделяют три стадии - возникновение, развитие, окончание.
  Первая стадия характеризуется накоплением противоречий в системе межличностных и групповых интересов, их осознанием конфликтующими сторонами. Она представляет собой латентную стадию конфликта.
  Вторая, основная стадия конфликта - это собственно конфликтное поведение. Для вступления в эту стадию необходимо не только осознание противоположности интересов, но и наличие установки на борьбу, психологическая готовность к ней.
  Конфликтное поведение представляет собой действия, направленные на то, чтобы прямо или косвенно блокировать достижение целей противоположной стороны и реализовать собственные устремления. Начинается с инцидента или повода, который стимулирует активность участников.
  Исход противоборства зависит прежде всего от такого фактора, как соотношение сил участников конфликта. Сила - это способность реализовать свою волю вопреки противодействию оппонента. Она включает в себя следующие составляющие:
  1) материальные факторы, прежде всего технические средства, применяемые в качестве инструментов насилия;
  2) информационная база, в том числе фактические и статистические данные об оппоненте, экспертные оценки существа конфликта, прогноз относительно хода и исхода противоборства;
  3) социальный статус участников конфликта, выражающийся в общественно-признанных показателях (доходы, уровень власти, престиж);
  4) разнообразные ресурсы (деньги, территория, лимит времени, число и влиятельность сторонников).
  Стадия конфликтного поведения характеризуется максимальным использованием силы участников, применением всех имеющихся в их распоряжении ресурсов. Существенное влияние на развитие конфликта оказывает окружающая социальная среда, которая может быть источником поддержки участников, сдерживающим или нейтральным фактором.
  Третья стадия конфликта - это его окончание в результате разрешения или урегулирования.
  Учет динамики социальных конфликтов необходим для контроля над их протеканием, для управления конкурентными взаимоотношениями. В этом могут быть заинтересованы соперничающие стороны, правящие структуры, международные организации и т. д.
  Управление конфликтом со стороны органов власти подчинено решению следующих задач:
  1) воспрепятствовать возникновению конфликта, либо его переходу в такую фазу, когда резко возрастает цена за его урегулирование;
  2) вывести все теневые, латентные конфликты в открытую фазу с тем, чтобы ограничить неконтролируемые процессы, на которые будет сложно адекватно и оперативно реагировать;
  3) институционализировать конфликты для их цивилизованного разрешения и перевода в такие формы, которые создают предпосылки для затухания.
  В социологии для обозначения различных исходов конфликта употребляются понятия «разрешение конфликта» и «урегулирование конфликта». Каждое из них обозначает различную степень преодоления противоречий, которые лежат в основе конфликта.
  Разрешение конфликта - это устранение причин, породивших его, исчерпание предмета спора. Может произойти и спонтанно, без сознательных усилий субъектов (например, из-за утраты актуальности предмета спора, усталости соперников, истощения ресурсов и прочих причин).
  Урегулирование конфликта - это такой его исход, когда соперники достигают соглашения по предмету спора, но не разрешают противоречие, вызвавшее конфликт. Неисчерпанность предмета спора через определенное время может привести к возобновлению конфликта.
  Урегулирование конфликта представляется благоприятным исходом, поскольку при определенных обстоятельствах оно может обеспечить мирную жизнь нескольким поколениям людей. За это время в обществе могут произойти столь значительные изменения, что сущностные противоречия одного исторического периода утратят актуальность в новых условиях.
  Наконец, возможно исчезновение или качественное изменение субъектов- носителей конфликта, в результате чего возникает новая среда, в которой ранее неразрешимый конфликт превратится в разрешимый.
  Выбираемые субъектом управления средства предотвращения или прекращения конфликтов должны соответствовать культурно - историческим условиям стран и регионов, учитывать временные обстоятельства ведения спора, коррелироваться с психологическими особенностями сторон конфликта.

Назад Содержание Вперед