5.5. Деятельность Иркутского кризисного центра для женщин

  В течение 2002 года Иркутский Кризисный центр для женщин - при поддержке Фонда Форда продолжал отрабатывать модель взаимодействия с профессиональным сообществом медицинских работников. Кроме этого, активная работа проводилась с профессиональными сообществами педагогов, психологов и социальных работников. Результатом работы стало методическое пособие «Программа профилактики домашнего насилия для профессиональных сообществ», в котором предложены программы обучения профессионалов помогающих профессий, позволяющие эффективно участвовать в первичной, вторичной и третичной профилактике домашнего насилия в рамках своей непосредственной профессиональной деятельности.
  Применительно к профилактике насилия в семье: первичная профилактика направлена на снижение риска возникновения домашнего насилия, уменьшение числа случаев насилия в обществе; вторичная способствует раннему выявлению и прекращению развития неблагополучия в семье, связанного с насилием одного из членов семьи по отношению к другим/другому; третичная дает возможность реабилитации пострадавших от насилия в семье и восстановления их качества жизни.
  В рамках первичной профилактики домашнего насилия проведены следующие мероприятия для профессиональных сообществ:
  1. Конференция для врачей и медработников «Медицинским работникам о насилии в семье». Прошла презентация методического пособия «Медицинским работникам о насилии в семье», подготовленного и изданного в 2001 г. Иркутским Кризисным центром.
  2. Выступления на профессиональных планерках перед врачами по проблемам домашнего насилия.
  3. Распространение информации о домашнем насилии через буклеты Иркутского Кризисного центра в поликлиниках. Результат - направление пациентов, находящихся в ситуации домашнего насилия, из поликлиник на консультации в Иркутский Кризисный центр.
  4. Лекции для социальных работников области «Проблема домашнего насилия и пути решения».
  5. Прочитан спецкурс (6 час.) для студентов Иркутского государственного педагогического университета «Социальная конструкция тендера в образовании».
  6. Прочитан спецкурс «Тендерная психология» (22 часа) для студентов Института экономики, права и развития.
  Участие в выставках-ярмарках общественных организаций. Форма работы: распространение информационных материалов по домашнему насилию среди посетителей и участников выставки. В этих выставках традиционно принимают участие общественные объединения, работающие с детьми, престарелыми, инвалидами, представители женских организаций.
  Итоговая встреча с представителями профессиональных сообществ по результатам работы за 2002 г., на которой были рассмотрены результаты совместной деятельности по профилактике домашнего насилия и намечены планы дальнейшей работы (декабрь 2002 г.).
  Методическое обеспечение профессиональных сообществ состояло в следующем: - предоставление медицинским работникам методического пособия «Медицинским работникам о насилии в семье», изданного Иркутским Кризисным центром в 2001 году при поддержке Фонда Форда;
  • формирование и предоставление методических библиотечек по проблеме домашнего насилия для работников социальных служб городов Иркутской области;
  • предоставление методического издания Иркутского кризисного центра «Программы профилактики домашнего насилия для профессиональных сообществ» для слушателей Иркутского института повышения квалификации работников образования;
  • написание и предоставление главы о программах профилактики домашнего насилия для профессиональных сообществ в сборник материалов, издаваемых Министерством труда и социального развития РФ.
  Предоставление профессионалам памяток, буклетов, календариков, рассказывающих о проблеме домашнего насилия и о деятельности Иркутского Кризисного центра и Регионального Центра Профилактики Насилия.
  Сеть Кризисных центров Сибири и Дальнего Востока при поддержке Фонда Форда также включила в свои проекты работу с профессиональными сообществами региона. Учитывая, что каждый из центров имеет свою «специализацию» по профессиональному составу сотрудников и программам деятельности, они отрабатывали модель на примере различных сообществ. Так Кризисный центр «Надежда» при ОДЖ «Селенга» (г. Улан- Удэ) работает с преподавателями ВУЗов и студентами, Кризисный центр «Верба» (г. Красноярск) - с социальными работниками и психологами телефонов доверия, КЦ при Ассоциации женщин НПР (г. Норильск) - с сотрудниками правоохранительных органов, КЦ при ЦСПН «Гармония» (г. Шелехов) - с педагогами, сотрудниками ОППН, КДН и отдела по делам молодежи, Кризисный центр помощи женщинам (г. Саянск) - с педагогами, Центр социально-психологической помощи семье (г. Усть-Кут) - с социальными педагогами, школьными психологами и медработниками.
  Кризисные центры разработали свои программы профилактической работы, предназначенные для тех профессиональных сообществ, с которыми они сотрудничали. Так, например, Саянский КЦ разработал программы тренингов и методические указания для тренеров из числа педагогов, Усть-Кутский КЦ разработал учебную программу для подготовки социальных педагогов, Шелеховский КЦ разработал программу тренингов для педагогов, акцентируя внимание на педагогическое сообщество сельской местности и т.д. Задача на 2003 год - распространить полученный опыт и разработанные методические материалы по сети Кризисных центров и в среде профессиональных сообществ различных регионов Сибири, провести их дальнейшую апробацию, анализ и обобщить полученные результаты в единый методический программный блок.

Вопросы и задания для самоконтроля

  1. Как Вы считаете, что является причинами обращения женщин в кризисные центры?
  2. Опишите формы работы кризисного центра «Ярославна».
  3. Работает ли кризисный центр «Ярославна» с детьми?
  4. Как осуществляется профилактическая работа в центре?
  5. В каких направлениях осуществляется деятельность кризисного центра для женщин- жертв насилия «Приют» в г. Мурманске?
  6. Чей опыт применялся при организации центра?
  7. Докажите, что работа телефона доверия центра эффективна.
  8. С какими учреждениями необходимо поддерживать контакт для осуществления деятельности центра?
  9. Как Вы думаете, успешно ли прошла апробация норвежского опыта в Мурманске? Обоснуйте.
  10. Назовите цель кризисного центра «Сестры» в городе Москва.
  11. Как реализуются образовательные программы в центре?
  12. Как осуществляется просветительская работа?
  13. Опишите работу службы помощи несовершеннолетним матерям «Голуба».
  14. Основные направления деятельности женского кризисного психологического центра г. Санкт-Петербурга.
  15. Перечислите мероприятия (акции), проводимые центром.
  16. Раскройте виды профилактики насилия в семье, осуществляемые Иркутским кризисным центром.
  17. В чем заключается методическая работа центра?
  18. Какой, в основном, статус имеют кризисные центры?
  19. Оказываются ли услуги женщинам, пережившим насилие, там, где Вы проживаете? Какими учреждениями, специалистами?
  20. Как Вы думаете, какие структуры должны взаимодействовать при решении проблем женщин-жертв насилия?
  21. Кто должен заниматься профилактикой насилия в семье?

Назад Содержание Вперед