7.1. Виды и особенности речи
Речь (англ. discourse) - познавательный процесс, связанный с использованием языка для представления, сохранения в устной или письменной форме и последующей переработки разнообразной информации, а также для обмена ею с другими людьми; один из видов коммуникативной деятельности, осуществляемой в форме языкового общения1.
Человек - существо социальное, а речь является основным средством человеческого общения. Через речь психология и опыт одного человека становятся доступными другим людям, обогащают их, способствуют их развитию. Без неё человек не имел бы возможности получать и передавать разнообразную информацию, в частности - такую, которая несёт большую смысловую нагрузку или фиксирует в себе то, что невозможно воспринять с помощью органов чувств (абстрактные понятия, непосредственно не воспринимаемые явления, законы, правила и т.п.). Без письменной речи человек был бы лишён возможности узнать, как жили, что думали и делали люди предыдущих поколений.
По своему жизненному значению речь многофункциональна. Она является не только средством общения, но и средством мышления, носителем сознания, памяти, средством управления поведением других людей и регуляции собственного поведения человека. Выделяют две основные функции речи (рис. 17).
Рис. 17. Основные функции речи
Коммуникативная функция речи состоит в передаче информации от одного человека другому и используется в различных видах общения. Сигнификативная функция связана с тем, что слова всегда нечто обозначают и для человека становятся символами предметов и явлений окружающего мира, «вторыми» сигналами (в отличие от первых - стимулов, поступающих от физических объектов).
Кроме того, выделяют следующие функции: интеллектуальную - речь служит для человека средством мышления; регуляторную - с помощью речи человек управляет собственной психикой и поведением; психодиагностическую - по особенностям речи человека можно судить о его психических процессах, свойствах и состояниях; психотерапевтическую - с помощью речи люди могут оказывать терапевтическое влияние на себя и других (оказывать поддержу и т.д.).
Физиологическая основа речи. Поведение человека регулируется не только первой (как у животных), но и второй (словесной) сигнальной системой. Эта система сигнализации состоит в восприятии слов - слышимых, произносимых (вслух или про себя) и видимых (при чтении и письме). Способность понимать, а затем и произносить слова возникает у ребёнка в результате ассоциации определённых звуков (слов) со зрительными, тактильными и другими впечатлениями о внешних объектах. Выделяют две «стороны» речи: экспрессивную и импрессивную (рис. 18).
Рис. 18. «Стороны» речи
Их развитие происходит асинхронно и обеспечивается различными механизмами: одни отделы и центры мозга задействованы при акустическом и оптическом восприятии речи, другие - при двигательной регуляции голосового аппарата. В целом деятельность второй сигнальной системы обеспечивается функцией двигательного, слухового и зрительного анализаторов, а ведущая роль в регуляции речи принадлежит лобным отделам коры больших полушарий головного мозга.
Важным при изучении речи является рассмотрение её соотношения с языком, ведь речь представляет собой способность и умение им пользоваться.
Речь и язык - не одно и то же, они едины, но не тождественны. Основная функция сознания человека - это осознание, или отражение, бытия (явлений окружающего мира, отношений между ними, себя в этом мире и т.д.). Эту функцию язык и речь выполняют одним специфическим способом - они отражают бытие, обозначая его. В этом и состоит единство речи и языка.
Различия между ними заключаются в следующем. Язык - это система звуковых, словесных и грамматических средств, система символов; это историческое, культурное образование, в котором фиксируются формы общественного мышления, обобщённые значения, отражающие общественный опыт. Языки возникают, существуют и развиваются по своим собственным законам. Современных языков, на которых говорят люди, насчитывается несколько тысяч, но кроме них существует значительное количество так называемых «мёртвых», ныне не используемых, а также специфических «искусственных» языков. Речь - это деятельность общения посредством языка. В речи выражается психология отдельно взятого человека или некоторой группы людей (например, профессиональной, возрастной), для которых характерны данные конкретные особенности речи. Язык же отражает в себе психологию целого народа, для которого он является родным, со всеми его исторически сложившимися национальными особенностями.
Речь и слово. В структуре слова различают три компонента (рис. 19).
Рис. 19. Психологическая структура слова
Слово является знаком, с помощью которого человек обозначает предметы (их качества, действия, которые с ними можно производить и т.п.); так осуществляется предметная соотнесённость слова.
Связь слова с предметом не реальная, природой предусмотренная, а «идеальная», но при этом она исторична: слово имеет свою историю, независимую от нас жизнь. Не каждый предмет сам по себе имеет отдельное, своё собственное название. Человечество объединяет некоторое множество предметов в один класс (т.е. обобщает на основании выделения их существенных свойств) и в своём языке использует для этого класса одно слово - понятие. Слова-понятия позволяют выходить в познании предметов и явлений окружающего мира за пределы непосредственного опыта, за рамки того, что нам дано через органы чувств. При этом понятия с течением времени могут развиваться за счёт обогащения своего объёма и содержания. Другими словами, хотя связь слова с предметом является основной и определяющей для его значения, эта связь опосредованная - через обобщённое содержание слова, т.е. - через понятие.
Обобщённое отражение предметного содержания составляет значение слова. Значение является «единицей» одновременно и языка, и речи, связующим звеном между ними. Когда человек осваивает значение слова, он познаёт предмет с точки зрения его существенных свойств и функций в системе человеческой деятельности. Этот факт является основанием для отнесения речи к группе психических явлений, объединённых общим названием - «познавательные процессы».
Смыслы одних и тех же слов для разных людей могут быть различны, хотя их значения одинаковы. Смысл как компонент, выделяемый в слове, не универсален и может выступать в нескольких аспектах. Во-первых, смысл и значение «пересекаются» (смысл слова - в тех свойствах и предназначении предмета, который оно обозначает). Но, во-вторых, слова имеют определённые «смысловые поля» - так, что в разных контекстах (ситуациях, группах и т.п.) приобретают смыслы, отличные от прямого значения. В-третьих, при частом употреблении слова в определённом, «непрямом» понятийном контексте изначально дополнительное смысловое содержание присоединяется к прежнему значению и закрепляется за словом. В-четвёртых, любое слово приобретает для каждого конкретного человека личностный смысл, неразрывно связанный с его жизнедеятельностью, мотивами и целями (слово вызывает сугубо личные мысли, чувства и т.п.).
Виды речи. Выделяют несколько оснований для классификации речи (рис. 20).
Рис. 20. Классификация видов речи
Каждая из структур, типов и видов речи имеет свои специфические особенности и может быть представлена как образование той или иной степени сложности.
Так, кроме слов звуковая речь включает ряд звуковых явлений и выразительных качеств голоса, таких как темп речи, модуляция высоты голоса, ритм, тембр, интонация, дикция, специфические звуки (смех, хмыканье и пр.). Жестовая речь, во-первых, может быть представлена общепринятыми жестами (с закреплёнными за ними в той или иной культуре значениями), экспрессивными (сопровождающими высказывание и служащими для большей выразительности речи) или специальными (например, язык глухонемых, принятые в некоторых профессиональных группах жесты). Во-вторых, выразительные средства могут быть классифицированы на мимику (сокращения мышц лица) и пантомимику (движения конечностей, туловища и головы). В- третьих, собственно жесты могут быть классифицированы на «иллюстраторы», «регуляторы», «эмблемы», «адапторы», «аффекторы» и т.д.
Фонетико-фонематическая (от греч. phone - голос, звук) структура речи связана с овладением звуковым составом языка, лексическая (от греч. lexis - слово) - его словарным составом, а грамматическая (от лат. gramma - запись, буква) - его строением (способами словообразования, сочетания слов в предложения и т.п.).
Устной называют речь, при помощи которой люди непосредственно общаются друг с другом, произнося определённые наборы звуков; письменной - речь, предполагающую передачу её содержания с помощью изображения на материальных носителях символов (знаков, букв, иероглифов и т.п.).
Диалогическая речь предполагает участие, как минимум, двух человек, причём речевые высказывания одного являются реакциями на реплики другого. Монологическая речь принадлежит одному человеку; она может произноситься и в присутствии других людей (например, при выступлении с докладом перед публикой), но не предполагает речевых реакций воспринимающих.
Внешней называют звучащую, осознаваемую речь, которой мы пользуемся в повседневном общении для обмена информацией с другими людьми. Внутренняя речь участвует в управлении психическими процессами и поведением человека: на её уровне мысли отливаются в словесные формулировки, возникают команды, которые человек даёт себе и которые сам выполняет, реализуя их в поведении. Она является производной формой от внешней речи, но значительно от неё отличается: не имеет очевидных для окружающих внешних проявлений; нередко не осознаётся самим человеком; допускает «короткие замыкания» (в ней пропускается то, что для пользующегося ею представляется само собой разумеющимся).
Речь играет первостепенную роль в формировании сознания, т.е. того, что принципиально отличает человека от животных. В системе других психических процессов основным и определяющим является отношение речи к мышлению. Поскольку речь является формой существования мысли, они находятся в единстве, но при этом неправильно отождествлять их друг с другом и полагать, что мышление - это «речь минус звук». Мышление и речь отличаются друг от друга в своём строении, функционировании и развитии.
Единство речи и мышления заключается в значении слова. С одной стороны, значение - это компонент слова, с другой стороны, значение - это обобщение, т.е. акт и результат мышления. При овладении ребёнком родной речью постепенно возрастает «уровень» значения слова, т.е. уровень обобщения свойств и качеств предметов, обозначаемых данным словом. В психологии речи уровень значения характеризует степень сформированности лексической структуры речи. В психологии мышления уровень обобщения характеризует развитость мышления ребёнка.
Речь и мышление связаны сложными и часто противоречивыми соотношениями. Значительные различия между ними связаны с тем, что речь подчиняется законам грамматического строя языка, а мышление - логике. Но процесс речи определяется и регулируется смысловыми отношениями между значениями слов, т.е. словесное выражение регулируется идейным содержанием нашей мысли. А мышление, создавая речевую форму, само формируется: мысль зарождается обычно в виде тенденций, сначала имеющих лишь несколько намечающихся, не вполне оформившихся опорных точек; как правило, в этот момент в сознании доминирует переживание её смысла для данного человека. От этой мысли (тенденции, процесса) переход к мысли, оформленной в слове, совершается в результате часто очень сложной и иногда трудной работы.
Речь оказывает значительное влияние и на все другие психические процессы. С помощью речи, контролируемой и произвольно регулируемой человеком, становится возможным управление восприятием, вниманием, памятью, воображением. «Словесная» ориентировка человека в мире регулирует его восприятие и внимание, смысловое обобщение информации и её представление в виде понятий даёт возможность в значительно больших объёмах и в течение более длительного времени хранить запоминаемую информацию и т.д.
Назад | Содержание | Вперед |