7.2. Развитие речи
Речь возникает и развивается в онтогенезе, т.е. прижизненно. Родители, разумеется, обучают ребёнка речи. Но это не значит, что с рождения овладение родным языком, речью является для ребёнка специфической, имеющей свою определённую цель, сознательной деятельностью. Такая деятельность появляется гораздо позже - в школе - при овладении письменной речью, изучении грамматики, т.е. системы норм языка, которым на практике к тому времени ребёнок уже владеет. Первичное овладение «живой» речью совершается в процессе общения с людьми, обусловленном потребностями ребёнка.
В течение первого периода развития речи (с рождения и до конца - начала 2 года) ребёнок прежде всего приобретает пассивный фонетический (звуковой) материал, овладевает своим голосовым аппаратом и научается понимать речь окружающих. Первые звуки ребенка - это крики (инстинктивные врождённые реакции на голод, холод, боль и т.д.). В начале 3 месяца появляется лепет - игра звуком, который более свободен от инстинктивных реакций, не имеет своей целью удовлетворение потребности ребёнка в пище и т.п. В течение этого периода появляется большее разнообразие звуков, благодаря чему подготавливается возможность дальнейшего овладения звуковым составом слов речи окружающих ребёнка людей. Примерно с 5 месяцев появляется первое примитивное понимание речи. Слово для ребёнка на данном этапе ассоциативно либо условно-рефлекторно связано с ситуацией. К концу 1 - началу 2 года появляются первые осмысленные слова, произносимые ребёнком, которые по своему значению выражают преимущественно потребности, эмоциональные состояния, желания ребёнка.
Приблизительно к 1,5 годам выделяется обозначающая функция речи. Ребёнок на этом этапе практически овладевает - при содействии взрослых - новым способом обращаться с вещами посредством слова. Он узнаёт, что посредством слова можно указать на вещь, обратить на неё внимание взрослых, получить её. Основным и решающим в речевом развитии ребёнка является то, что он получает возможность посредством речи вступать в сознательное общение с окружающими. Ребёнок начинает интересоваться названиями предметов, спрашивая «что это?», в связи с чем быстро растёт объём его словаря. Уже к 2,5 годам дети обучаются комбинировать слова, объединять их в небольшие (двух-трёхсловные) фразы; причём прогресс от таких фраз до составления развёрнутых предложений совершается очень быстро. Понимание отношения слова к предмету долгое время остается примитивным - слово представляется качеством вещи, её неотъемлемой частью.
На первых этапах ребёнок овладевает внешней речью. Поскольку изначально он общается со своим ближайшим окружением, причём в домашних условиях, предметом его речи является непосредственно воспринимаемое, речь обращена к людям, объединённым с ним общностью переживаемого, т.е. к близким. Речь на этом этапе ситуативна, в ней преобладают жестикуляция и другие выразительные средства (мимика, интонация и т.п.) над звуковой речью - ребёнок больше показывает, чем рассказывает. Понять сказанное можно, лишь находясь непосредственно в одной ситуации с ребёнком.
Затем, в возрасте около 3 лет, появляется другая социальная ситуация: дети в детском саду либо в песочнице во дворе. Новая ситуация общения требует новых форм речи - возникает необходимость в содержании речи отобразить все связи её предмета (того, о чём говорится) так, чтобы всё было понятно из самого контекста речи для любого человека, независимо от частной ситуации. Так начинается развитие связной, контекстной, логически выстроенной речи.
Возраст 3 лет называется сензитивным (от англ. sense - чувство) для развития речи. В течение дошкольного возраста (3-6 лет) формируется грамматический строй речи - сначала рядоположение («и», «и вот», «и еще» - в 2-2,5 года), затем формы, выражающие причинноследственные и другие логические отношения («итак», «поэтому», «следовательно», «хотя», «но», «несмотря на то, что», «потому что», «когда», «где» и т.д. - начиная с 3 лет), который только в школе становится предметом специального изучения. Развитие речи на этом этапе опережает развитие мышления.
По мере овладения связной речью увеличивается удельный вес звуковой «регламентированной» речи и соответственно уменьшается сопровождающая её жестикуляция и другие выразительные средства, изначально непроизвольные. Сохраняются они в разной степени в зависимости от темперамента, эмоциональности и других свойств конкретной личности. Позже умение пользоваться выразительными средствами становится сознательно овладеваемым мастерством или искусством (например, оратора, актёра).
Внутренняя речь начинает формироваться гораздо позже внешней. Её формирование, совершенствование происходит в тесной взаимосвязи с развитием мышления. Процесс перехода от внешней речи к внутренней называется интериоризацией (от лат. interior - внутренний). Поскольку, овладевая языком, мы овладеваем формами мышления, зафиксированными в нём (логические взаимоотношения между явлениями и т.п.), постольку, когда ребёнок научается «говорить» про себя, внутренняя речь становится формой мышления. Содержание мышления (мысль) оформляется в словесную формулировку, но теперь уже во внутреннем плане, без проговаривания вслух.
Следующий этап развития речи - овладение письменной речью и чтением. Особенность этого этапа не только в овладении специфической техникой письма или чтения: речь развивается в сторону большей осознанности, логичности, поскольку понимание письменной речи является более сложной интеллектуальной операцией, чем понимание речи устной. В дальнейшем изучаемые в школе история, география и другие предметы расширяют словарный запас, горизонт понимания привычных слов; познание естественно-научных дисциплин формирует техническую мысль; литература развивает понимание подтекстов, переносных значений слов, метафор и т.д. Соответственно развивается мышление, повышается уровень обобщения, значения слов становятся наиболее полными. Можно сказать, что к концу школы (16-17 лет) завершается формирование основных структур речи.
Но на этом развитие речи как таковой не заканчивается. Дальнейшее её развитие идёт самыми различными путями: это может быть овладение научным мышлением и соответствующей ему речью, творческое овладение речью (насыщение её более богатым, метафорическим содержанием), овладение различными стилистическими особенностями речи (в письменном творчестве, в ораторском мастерстве), овладение искусством спора, аргументированного доказательства и т.д.
Психология располагает множеством различных методов исследования речи, соответствующих тому или иному её виду, структуре или функции. Приведём пример методики, направленной на исследование импрессивной стороны речи (понимания) . Перед ребёнком кладут 10 цветных сюжетных картинок с изображением животных. Затем просят показать ту из них, на которой «ёжик даёт белочке яблоко» (исследователь произносит фразу вслух). Правильность выбора картинок, отсутствие ошибок свидетельствует о правильности понимания ребёнком речи, грамматических и логических конструкций услышанных им фраз.
Практическое задание
Проведите наблюдение за устной речью окружающих вас людей: какие выразительные средства они используют, какие грамматические конструкции чаще всего употребляют, какие логические отношения чаще всего звучат в их речи? Запишите результаты своих наблюдений. Чем, на ваш взгляд, обусловлен выбор этих средств у каждого конкретного человека? Как используемые им выразительные средства соотносятся с его темпераментом?
Понаблюдайте за речью людей, принадлежащих разным профессиональным или возрастным группам. Запишите, какие особенности речи вы заметили, как отличается речь людей, принадлежащих разным группам. С чем, как вы думаете, это связано?
Проанализируйте свои тетради (письменную речь): что можно сказать о ваших личностных особенностях, глядя на стиль вашего письма; какие выразительные средства вы используете в своей письменной речи? Запишите результаты проведённого анализа.
Назад | Содержание | Вперед |