1. Политика как социальное явление
Социология политики - это отрасль социологии, изучающая политику как социальный институт, социально-политические отношения, функционирование и распределение власти в обществе, взаимосвязь политической с другими сферами общественной жизни. В качестве специальной социологической теории утвердилась в 20 - 30-х годах ХХ века в трудах представителей Чикагской школы Ч.Кули, Ф.Гиддингса, Ф.Знанецкого, П.Лазарсфельда, Г.Лассуэлла, которые разработали методику и инструментарий социологического анализа политических процессов.
Политическая социология широко оперирует такими категориями, как политика, политическая власть, политическая система, политические институты, политическая культура, политическая социализация, политическое сознание, политическое поведение и др.
Базовая категория политической социологии - политика обычно трактуется как деятельность социальных групп и индивидов, направленная на обретение, организацию и использование власти как инструмента саморегулирования общества.
Для выражения основных значений политики используются англоязычные термины «policy» (полиси) и «politics» (политикс). Первый из них характеризует деятельность людей в сферах властных. классовых, национальных отношений. Второй означает наличие механизма власти, обеспечивающего стабильность общества, предотвращение и прекращение конфликтов.
Политика может быть классифицирована по направленности и сферам общественной жизни.
По направленности политику разделяют на внутреннюю и внешнюю. Содержание внутренней политики государств составляет деятельность по регулированию жизни общества. Внешняя политика любого государства направлена прежде всего на обеспечение интересов наций в отношениях с другими нациями и окружающим миром в целом.
Оба направления политики взаимодействуют между собой. Внутренняя политика в целом определяет содержание, средства и методы осуществления политики внешней. Вместе с тем внешняя политика влияет на содержание внутренней, внося в нее существенные коррективы, особенно в периоды международных кризисов и войн. В конечном счете и внутренняя и внешняя политика решают одну и ту же задачу - сохранение и упрочение существующей системы общественных отношений.
В условиях глобализации современного мира, сопровождающейся усилением взаимозависимости народов и государств во всех сферах общественной жизни, грань между внутренней и внешней политикой становится все более условной. Поэтому политика нередко рассматривается как целостное явление, без разделения ее на внутреннюю и внешнюю.
По сферам общественной жизни различают политику экономическую, социальную, правовую, национальную, оборонную, экологическую, религиозную и т.д. В свою очередь, в экономической политике по отраслевому критерию выделяют политику в области промышленности, транспорта, финансов, аграрную и т.д. Социальная политика подразделяется на жилищную, пенсионную, демографическую, в области здравоохранения и т.д. Политика в сфере духовной жизни может подразделяться по отраслевому принципу на политику в области культуры, театра, кино, печати, средств массовой информации и т.д.
Политика имеет сложную структуру, включающую в себя множество разнообразных компонентов - людей, организаций, отношений, действий. Все многообразие этих компонентов может быть сведено к трем группам - субъекты, объекты и ресурсы.
Субъекты политики - это носители целенаправленного политического действия (государства, партии, профсоюзы, политические движения, индивиды, социальные общности, СМИ). К числу субъектов политики иногда относят и социальные институты преимущественно неполитического назначения, оказывающие заметное влияние на политику (церковь, университеты, различные ассоциации и т.д.).
Статус субъекта политической деятельности не присущ индивидам и социальным общностям изначально. Индивидами он обретается в процессе политической социализации. Социальные общности становятся субъектами политики в ходе формирования их самосознания, самоорганизации и социально-политического самоопределения. Индивиды и группы в субъекты политики превращает способность к политическому целеполаганию.
Самый общий объект политики - это общество в совокупности протекающих в нем процессов. В этом случае активность субъекта политики направлена на придание таким процессам направленности, соответствующей его интересам.
Конкретными объектами политики являются основные сферы жизни общества, те институты, социальные группы, общности и индивиды, на которые в определенных целях оказывается политическое воздействие.
Различие между субъектами и объектами политики условно и ситуативно. Все участники политического процесса обладают сознанием и волей и в зависимости от конкретных обстоятельств могут выступать в качестве субъекта и объекта политики.
Так, например, народ, составляющий избирательный корпус страны, приобретает качество субъекта политики в ходе выборов и референдумов; он же становится объектом политики под воздействием избирательных технологий и после завершения выборов.
Государство является субъектом политики, когда оно активно регулирует социальные отношения, и объектом политики, когда на него воздействуют те или иные социальные силы в целях вмешательства в решение каких-то проблем. Политическая партия выступает в качестве субъекта политики в борьбе за власть, но может служить и объектом политики, когда по отношению к ней со стороны государства принимаются меры по ограничению ее деятельности, когда на нее оказывают влияние другие партии, профсоюзы, группы интересов и т.д. В демократических государствах действует тенденция сближения и частичного совпадения субъекта и объекта политики.
Стремление власти максимально сузить круг субъектов политики и в конечном счете ограничить их количество одним, признаваемым ею, может привести к возникновению авторитарного или тоталитарного режима. В рамках тоталитарного режима все субъекты политики кроме единственной правящей партии, сращивающейся с госаппаратом, преследуются и ликвидируются.
Признание естественности множества интересов и способов их выражения в политике является отличительным признаком плюралистической организации общества. Система власти, основанная на разнообразии взглядов, подходов, позиций и концепций в общественно-политической сфере, на взаимодействии и «противовесах» основных партий и организаций, характерна для современных демократических государств.
Наконец, ресурсы политики - это элементы материальной и духовной среды, используемые субъектами политики для воздействия на объекты с целью их изменения. Выделяют четыре группы ресурсов:
1) материально-технические, включающие в себя технические и информационные средства, энергетические, продовольственные и иные материалы;
2) человеческие - люди, принимающие участие в политических действиях или оказывающие им поддержку, степень их вовлеченности в политические процессы;
3) духовные - эмоциональный настрой участников политического действия, степень понимания ими и поддержки целей и установок субъекта политики;
4) временные - мера интенсивности действий политических субъектов в единицу физического времени.
Кроме основных компонентов в политике выделяют три уровня ее функционирования. Первый, собственно политический, макроуровень, характеризует публичную власть, ее устройство и функционирование в центре и на местах, государство как целое. Второй, микроуровень политики, охватывает отдельные организации - партии, профсоюзы, группы интересов и т.п. Третий, мегауровень политики, относится к деятельности международных организаций - ООН, ОБСЕ, НАТО, ЕС и др. Первый из этих уровней характеризует суть политики, а второй и третий имеют подчиненное значение.
С общегосударственным, макроуровнем политики связаны ее основные функции в обществе. Согласно подходу, преобладающему в отечественной науке, таковыми являются следующие: 1) обеспечение целостности и стабильности общества; 2) мобилизация социальных ресурсов для удовлетворения общественных потребностей; 3) предотвращение и цивилизованное разрешение социальных конфликтов; 4) использование принуждения и насилия для реализации общей воли.
Многообразие функций политики свидетельствует об охвате ею всех сфер жизни общества. В современном обществе с его сложной социальной дифференциацией, при наличии публичной власти отсутствуют явления и процессы, не подверженные воздействию политики.
Вместе с тем мера и качество их «политичности» бывают разными. В наибольшей степени политические отношения представлены в области законодательной и исполнительной власти, в деятельности партий и движений, борющихся за власть.
Назад | Содержание | Вперед |