§ 9. Понятие и виды процедурных правоотношений по социальному обеспечению. Их субъекты, объекты, содержание, основания возникновения и прекращения

  Процедурное правоотношение по социальному обеспечению — это урегулированное нормами права социального обеспечения отношение гражданина, семьи с органом, устанавливающим право гражданина на определенный вид обеспечения, или юридические факты для этого права, по которому гражданин (семья), обратившийся в данный орган, обязан представить документы, доказывающие юридические факты права на данный вид обеспечения, а орган обязан принять заявление со всеми необходимыми документами, проверить наличие всех юридических фактов (составов) для данного вида обеспечения и вынести решение о его предоставлении или отказать в этом (когда не установит такого права).
  Процедурные правоотношения можно назвать правоустановительными, поскольку в них устанавливаются необходимые юридические факты, их составы и на их основе и само право гражданина на тот или иной вид социального обеспечения.
  В праве социального обеспечения можно выделить и процедурные нормы, предусматривающие порядок соответствующих процедурных действий субъектов этого права (о порядке обращения и назначения пенсий, пособий, социальных услуг). Для возникновения и прекращения процедурного правоотношения необходима соответствующая процедурная норма права социального обеспечения. Эти нормы являются регулятивными в отличие от норм по процессуальным правоотношениям, которые являются правоохранительными. Органы, осуществляющие процедурную деятельность (МСЭК, комиссии по назначению пенсий и т. д.), самостоятельно осуществляют правоустановление. Они так же, как и юрисдикционные органы по рассмотрению споров в процессуальных правоотношениях, применяют материальные нормы права социального обеспечения, но разным порядком.
  Из понятия процедурного правоотношения видно, что всем основным материальным правоотношениям по социальному обеспечению предшествуют процедурные по установлению юридических фактов, их составов для определения права на данный вид социального обеспечения и вынесению решения по его предоставлению.
  Субъекты и содержание процедурного правоотношения были кратко указаны в § 1 данной главы. В понятии этого правоотношения его содержание указано через обязанности его субъектов.
  Гражданин (семья), обращающийся за реализацией своего права на социальное обеспечение, уже, как правило, знает о возникшем у него соответствующем праве, но не всегда и в срок представляет необходимые доказательства его. В этом случае орган помогает, дает срок для представления дополнительных доказательств. Иногда необходимо установить какой-то юридический факт, например безвестное отсутствие или смерть кормильца, что может установить суд. Следовательно, в таких случаях орган, принимающий заявление об обеспечении пенсией, обязан разъяснить гражданину, какие дополнительные документы необходимы для требуемого им права.
  Органы в процедурных правоотношениях могут быть теми же самыми, что и в основных материальных правоотношениях, например, пенсионные отделы Министерства обороны (МВД, ФСБ). Но они могут быть и иными, например, профком устанавливает право трудящегося на путевку в санаторий определенного профиля по медицинскому заключению и выдает путевку, а санаторий предоставляет работнику соответствующее лечение и содержание. Здесь профком — орган процедурного правоотношения, а санаторий — основного материального. По правоотношениям о пенсиях в процедурных правоотношениях субъектом-органом могут быть, как указывалось, комиссии по назначению пенсий, суд или другой орган, устанавливающий определенный юридический факт, а в основном пенсионном по выплате пенсий обязанный субъект другой — орган социальной защиты населения.
  По целевому назначению все процедурные правоотношения можно классифицировать на два вида:
  1) правоотношение по установлению какого-то конкретного юридического факта (в ранее указанном примере — факты безвестного отсутствия кормильца семьи), имеющего значение для определенного вида права на социальное обеспечение;
  2) правоотношение по определению права на данный вид социального обеспечения и вынесению решения о назначении пенсии, пособия или услуги.
  При этом возможно возникновение и процессуального правоотношения по разрешению спора о социальном обеспечении, если, например, отказано гражданину в назначении пенсии или он не согласен с ее размером. В первом виде правоотношений вторыми обязанными субъектами являются МСЭК, комиссии по назначению пенсий (например, по установлению общего недостающего стажа для пенсии по свидетельским показаниям), органы правосудия и др.
  Во втором виде процедурных правоотношений гражданин (семья) вступает в юридическую связь:
  - с органами, назначающими пенсии, хотя до этого возможна и юридическая связь с органом, представляющим к пенсии (работодателем);
  - с органами, назначающими пособия, социальные компенсации, льготы (они были уже указаны ранее);
  - с органами, назначающими социальные услуги (медицинские органы, органы протезирования, профсоюзные комитеты и работодатели — по выдаче санаторно­курортных путевок, направлению на диетическое питание; органы социальной защиты населения — по прикреплению для социального обслуживания социального работника и др.).
  Объектом первого вида процедурных правоотношений является установление конкретного юридического факта.
  Объектом второго вида процедурных правоотношений является назначение определенного вида социального обеспечения: пенсии, пособия, льготы, компенсации, услуги. Субъективные права и обязанности субъектов процедурных правоотношений имеют процедурный характер по определенным их процедурным действиям для достижения объекта правоотношения.
  Процедурные правоотношения возникают и в случае необходимости изменения основного материального правоотношения по выплате пенсий, пособия, предоставлению услуги у гражданина с тем же органом, который назначал данный вид социального обеспечения. Например, трудящийся пенсионер просит повысить размер его пенсии в соответствии с его новым большим трудовым стажем.
  Основанием возникновения процедурных правоотношений по социальному обеспечению является подача-прием заявления гражданина (семьи) в соответствующий орган о назначении ему пенсии, пособия, услуги или об установлении определенного юридического факта (инвалидности, безвестного отсутствия и т. д.). Следовательно, основанием возникновения процедурного правоотношения является заявление гражданина о назначении определенного вида социального обеспечения, т.е. выражение письменно его волеизъявления на осуществление права на данный вид социального обеспечения.
  Основанием прекращения данного процедурного правоотношения является положительное или отрицательное решение органа об удовлетворении требования гражданина. В этом и проявляется претензионно-предоставительный характер правоотношений по социальному обеспечению.
  Основанием изменения процедурного правоотношения может быть изменение в ходе рассмотрения его заявления требований гражданина. Например, он претендовал на пенсию по старости, но выяснилось в ходе рассмотрения его заявления, что по возрасту он еще не имеет права на нее, но имеет право на пенсию за выслугу лет. Тогда соответствующим образом он изменяет своим заявлением требование.
  В процедурных правоотношениях по социальному обеспечению его субъекты осуществляют определенные действия по процедуре установления юридических фактов и их составов для подтверждения наличия у гражданина права на конкретный вид и размер социального обеспечения. Содержанием процедурного правоотношения являются определенные права и обязанности его субъектов процедурного характера, предусмотренные законодательством.
  С окончанием указанных процедурных действий выносится решение органа о назначении с определенного числа пенсии, пособия, предоставления социальной услуги, льгот и их размере (объеме). Данным решением прекращается процедурное правоотношение, и с этого момента возникает соответствующее основное материальное правоотношение уже по выплате пенсии, пособия, предоставлению услуги, льгот.
  Таким образом, процедурное правоотношение по предоставлению определенного вида социального обеспечения положительным решением органа трансформируется в основное материальное правоотношение по выплате пенсии, пособия, предоставлению услуги. Но процедурное правоотношение может окончиться и отрицательным решением органа, отказывающим в назначении данного вида обеспечения.
  Основанием прекращения процедурного правоотношения по социальному обеспечению является вынесение решения органом по окончании процедурных действий о назначении гражданину (семье) пенсии, пособия, компенсации, предоставлению льготы, услуги или об установлении определенного юридического факта или об отказе в них.

Назад Содержание Вперед