§ 1. Отношения, регулируемые лесным правом

  Лес в широком понимании представляет собой природный комплекс, состоящий из древесных растений одного или многих видов, растущих близко друг от друга (образующих более или менее сомкнутый древостой), и множества других организмов разных царств вместе с почвами, подпочвами, поверхностными водами и прилежащим слоем атмосферы. Сходным образом определяет лес и законодатель.
  Лесной фонд составляет около 70 процентов земель России. При этом 78,5 процентов сомкнутых лесов располагается в Азиатской части, а 21,5 процентов - в Европейской части и на Урале. Сохранение и рациональное использование лесного фонда страны обеспечивает сохранение ландшафтного и биологического разнообразия и устойчивости большей части территории страны. Средняя лесистость России составляет 45 процентов. По итогам государственного учета лесного фонда площадь его земель составляет 11,9 млн. км2, из них 22 11,1 млн.км - в государственном управлении. 0,16 млн.км - в ведении Министерства природных ресурсов России, 0,45 млн.км - во владении сельскохозяйственных предприятий, 0,1 млн. га -в ведении других министерств и ведомств. К настоящему времени детально изучено и устроено только 60% лесов России. Остальная часть ( в основном малоценных лесов Азиатской части) исследуется только с помощью дистанционных (аэровизуальных и космических методов) и не обустроена.
  В 1996 г. заготовка древесины составила 100.8 млн.м3. В основных лесодобывающих регионах ( Северный, Уральский, Западносибирский, Восточносибирский и Дальневосточный) объемы легальных рубок с 1991 по 1996 гг. упали более, чем на 50%. В лесных регионах Севера наблюдается заброс дальних лесосек, вырубка леса концентрируется вдоль транспортных путей. Объем неучтенных рубок западными экспертами оценивается в 40% от общего объема заготовок.
  Использование расчетной лесосеки ( отношение объема фактически вырубленной древесины к объему расчетной лесосеки) по главному пользованию составило около 20 процентов. Объем заготовок леса постоянно снижается с 1988 г. Одновременно отмечается снижение нарушений лесопользования. Например, в 1994 г. объем брошенной на местах рубок древесины составлял 2,9 м3, в 1995 г. - 1,4 млн.м3, а в 1996 г. - около 1,0 млн. м3.
  В Преамбуле Лесного кодекса Российской Федерации ( ЛК РФ) говорится о необходимости регулирования лесных отношений с учетом представлений о лесе как о совокупности лесной растительности, земли, животного мира и других компонентов окружающей природной среды, имеющей важное экологическое, экономическое и социальное значение.
  Предметом правового регулирования лесного права, как правового института Особенной части природоресурсного права, являются общественные отношения, складывающие между субъектами лесного права по поводу леса и земель, на которых он произрастает. Предмет лесного права - лесные отношения, которые Лесной кодекс РФ определяет как отношения в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, входящих, и не входящих в лесной фонд, а также земель лесного фонда, не покрытых лесной растительностью (ст.5 ЛК РФ).
  Лесные отношения, в первую очередь, регулируются Лесным кодексом РФ - основным нормативным правовым актом лесного законодательства Российской Федерации. Кроме этого, лесные отношения регулируются другими федеральными законами и иными правовыми акты РФ, а также законами и подзаконными нормативными актами субъектов Российской Федерации. Соотношение федерального и регионального лесного законодательства установлено Конституцией РФ в ст.72, закрепившей совместное ведение Российской Федерации и ее субъектов в сфере лесного законодательства. Лесной кодекс РФ провозглашает приоритет лесного законодательства над иным российским и, в том числе, гражданским законодательством и закрепляет правило, в соответствии с которым коллизия норм лесного законодательства и норм иных правовых актов разрешается в пользу первого. Следствием этого является предъявляемое к законодателю требование о безусловном соответствии норм иных нормативных актов лесному законодательству РФ.
  Естественная связь различных природных ресурсов, включаемых в понятие “ лес”, обусловливает многоплановость лесных отношений и, как следствие, необходимость привлечения иных институтов и отраслей российского права для их правового регулирования. Лесной кодекс РФ устанавливает приоритеты в применении норм лесного и иного законодательства для регулировании отдельных видов лесных отношений.
  Отношения, возникающие в связи с использованием земель лесного фонда, регулируются, в первую очередь, лесным и затем земельным законодательством РФ. Пользование древесно­кустарниковой растительностью, не включенной в лесной фонд и в леса, не входящие в лесной фонд, регулируется гражданским законодательством, законодательством РФ о растительном мире, земельным, водным законодательством РФ, а также соответствующими нормами лесного законодательства. Оборот лесных ресурсов, извлеченных из среды своего естественного пребывания, регулируется гражданским и иными отраслями законодательства (финансовое, экологическое и др.), поскольку разрыв естественных связей между ресурсом и окружающей средой меняет его правовой режим. Природный ресурс перестает быть таковым и становится имуществом ( вещью) к которому в полном объеме применяется гражданское законодательство. Лесное (и иное поресурсное) законодательство неприменимо к природным ресурсам, извлеченным из мест их природного бытия. Недропользование, водопользование, использование объектов животного мира зачастую связаны с необходимостью использования ресурсов лесного фонда или его земель. В таких случаях нормы лесного законодательства используются в той мере, в какой это необходимо для обеспечения требований рационального и безопасного лесопользования, установленных лесным законодательством РФ. В ходе лесопользования зачастую возникают различные управленческие отношения, связанные с лицензированием пользования лесными ресурсами, осуществлением государственного контроля за лесопользованием и т.п., а также финансовые отношения, обусловленные платностью лесопользования. Такие “ пограничные” отношения, входящие в сферы действия смежных отраслей права, регулируются нормами лесного, финансового, административного права.

Назад Содержание Вперед