8.2. Владение, пользование и распоряжение муниципальным имуществом

  В соответствии со ст. 51 Закона 2003 года органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с федеральным законодательством и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Исключительной компетенцией представительных органов местного самоуправления является принятие планов и программ развития муниципального образования, утверждение отчетов об их исполнении; определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности; определение порядка принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий и учреждений, а также об установлении тарифов на услуги муниципальных предприятий и учреждений. Это нормотворческие полномочия, которые могут влиять на управление муниципальной собственностью через планирование, прогнозирование. А правомочия собственника, как правило, осуществляет местная администрация (или ее органы). Возможность членения правомочий позволяет создавать специальные органы: они образуются главой муниципального образования и входят в структуру местной администрации: фонд имущества, комитет по управлению имуществом и др. Эти органы не являются субъектами права муниципальной собственности, они реализуют его правомочия в производном виде.
  Органы местного самоуправления вправе передавать муниципальное имущество во временное или в постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти и органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами.
  Порядок и условия приватизации муниципального имущества определяются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления в соответствии с федеральными законами (ранее порядок приватизации муниципального имущества мог определяться населением непосредственно).
  Муниципальные образования могут создавать муниципальные предприятия и учреждения, участвовать в создании хозяйственных обществ, в том числе межмуниципальных, необходимых для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения.
  Функции и полномочия учредителя в отношении муниципальных предприятий и учреждений осуществляют уполномоченные органы местного самоуправления.
  Федеральный закон от 14 ноября 2002 года № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» определяет правовое положение муниципального унитарного предприятия, права и обязанности собственников их имущества, порядок создания, реорганизации и ликвидации унитарного предприятия. Могут быть созданы муниципальные унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения и муниципальные унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управления (муниципальное казенное предприятие).
  Муниципальное предприятие может быть создано в случае:
  - необходимости использования имущества, приватизация которого запрещена;
  - необходимости осуществления деятельности в целях решения социальных задач (в том числе реализации определенных товаров и услуг по минимальным ценам).
  Муниципальное казенное предприятие может быть создано в случае:
  - если преобладающая или значительная часть производимой продукции, выполняемых работ, оказываемых услуг предназначена для нужд муниципального образования;
  - необходимости использования имущества, приватизация которого запрещена;
  - необходимости осуществления деятельности по производству товаров, выполнению работ, оказанию услуг, реализуемых по установленным государством ценам в целях решения социальных задач;
  - необходимости осуществления отдельных дотируемых видов деятельности и ведения убыточных производств;
  - необходимости осуществления деятельности, предусмотренной федеральными законами исключительно для казенных предприятий.
  Размер уставного фонда муниципального предприятия должен составлять не менее чем одну тысячу минимальных размеров оплаты труда.
  Уполномоченные органы муниципального образования в отношении унитарного предприятия:
  1) принимают решение о создании унитарного предприятия;
  2) определяют цели, предмет, виды деятельности унитарного предприятия, а также дают согласие на участие унитарного предприятия в ассоциациях и других объединениях коммерческих организаций;
  3) определяют порядок составления, утверждения и установления показателей планов (программы) финансово-хозяйственной деятельности унитарного предприятия;
  4) утверждают устав унитарного предприятия, вносят в него изменения, в том числе утверждают устав унитарного предприятия в новой редакции;
  5) принимают решение о реорганизации или ликвидации унитарного предприятия в порядке, установленном законодательством, назначают ликвидационную комиссию и утверждают ликвидационные балансы унитарного предприятия;
  6) формируют уставный фонд муниципального предприятия;
  7) назначают на должность руководителя унитарного предприятия, заключают с ним, изменяют и прекращают трудовой договор в соответствии с трудовым законодательством и иными содержащими нормы трудового права нормативными правовыми актами;
  8) согласовывают прием на работу главного бухгалтера унитарного предприятия, заключение с ним, изменение и прекращение трудового договора;
  9) утверждают бухгалтерскую отчетность и отчеты унитарного предприятия;
  10) дают согласие на распоряжение недвижимым имуществом, а в случаях, установленных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами или уставом унитарного предприятия, на совершение иных сделок;
  11) осуществляют контроль за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего унитарному предприятию имущества;
  12) утверждают показатели экономической эффективности деятельности унитарного предприятия и контролируют их выполнение;
  13) дают согласие на создание филиалов и открытие представительств унитарного предприятия;
  14) дают согласие на участие унитарного предприятия в иных юридических лицах;
  15) дают согласие в определенных законом случаях на совершение крупных сделок (крупной сделкой является сделка или несколько взаимосвязанных сделок, связанных с приобретением, отчуждением или возможностью отчуждения унитарным предприятием прямо либо косвенно имущества, стоимость которого составляет более десяти процентов уставного фонда унитарного предприятия или более чем в 50 тысяч раз превышает установленный федеральным законом минимальный размер оплаты труда), сделок, в совершении которых имеется заинтересованность, и иных сделок (например, сделки, в совершении которой имеется заинтересованность руководителя унитарного предприятия);
  16) принимают решения о проведении аудиторских проверок, утверждают аудитора и определяют размер оплаты его услуг;
  17) принимают решение об осуществлении муниципальным унитарным предприятием отдельных полномочий концедента.
  В отношении муниципального казенного предприятия помимо перечисленных правомочий уполномоченные органы местного самоуправления вправе: изымать у казенного предприятия излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество; доводить до казенного предприятия обязательные для исполнения заказы на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд; утверждать смету доходов и расходов казенного предприятия.
  Правомочия собственника имущества унитарного предприятия, имущество которого находится в собственности муниципального образования, не могут быть переданы муниципальным образованием Российской Федерации, субъекту РФ или иному муниципальному образованию.
  Муниципальное образование имеет право на получение части прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении муниципального унитарного предприятия.
  Муниципальное предприятие ежегодно перечисляет в местный бюджет часть прибыли, остающейся в его распоряжении после уплаты налогов и иных обязательных платежей, в порядке, в размерах и в сроки, которые определяются уполномоченными органами местного самоуправления. Эти же органы определяют порядок распределения доходов казенного предприятия.
  Органы местного самоуправления, осуществляющие функции и полномочия учредителя, определяют цели, условия и порядок деятельности муниципальных учреждений, утверждают их уставы, назначают на должность и освобождают от должности руководителей данных учреждений, заслушивают отчеты об их деятельности в порядке, предусмотренном уставом муниципального образования.
  Органы местного самоуправления от имени муниципального образования субсидиарно отвечают по обязательствам муниципальных казенных учреждений и обеспечивают их исполнение.
  Ст. 68 Закона 2003 года предоставляет право представительным органам муниципальных образований для совместного решения вопросов местного значения принимать решения об учреждении меж- муниципальных хозяйственных обществ в форме закрытых акционерных обществ и обществ с ограниченной ответственностью, которые осуществляют свою деятельность в соответствии с ГК РФ и другими федеральными законами. Государственная регистрация межму- ниципальных хозяйственных обществ осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц».
  Органы местного самоуправления ведут реестры муниципального имущества.

Назад Содержание Вперед