10.1. Административно-правовой статус несовершеннолетнего
Административные правоотношения затрагивают различные стороны жизни граждан, в том числе и несовершеннолетних.
Задачами законодательства об административных правонарушениях являются:
- защита личности;
- охрана прав и свобод человека и гражданина;
- охрана здоровья граждан, санитарно-эпидемиологического благополучия населения;
- защита общественной нравственности;
- охрана окружающей среды, установленного порядка осуществления государственной власти, общественного порядка и общественной безопасности, собственности;
- защита законных экономических интересов физических и юридических лиц, общества и государства от административных правонарушений;
- предупреждение административных правонарушений (ст. 1.2 КоАП РФ).
Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В соответствии со ст. 2.3 КоАП РФ административной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста 16 лет, административные дела в отношении несовершеннолетних рассматриваются, как правило, комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав.
С учетом конкретных обстоятельств дела и данных о лице, совершившем административное правонарушение в возрасте от 16 до 18 лет, комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав указанное лицо может быть освобождено от административной ответственности с применением к нему меры воздействия, предусмотренной федеральным законодательством о защите прав несовершеннолетних. Положение о комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав, утвержденное Указом ПВС РСФСР от 3 июня 1967 г., регламентирует принятие мер к несовершеннолетним без привлечения их к административной ответственности: выговор, обязанность своим трудом устранить причиненный материальный ущерб и др.
Целями административного наказания является предупреждение совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами. Административное наказание не может иметь своей целью унижение человеческого достоинства физического лица, совершившего административное правонарушение или причинение ему физических страданий, а также нанесение вреда деловой репутации юридического лица.
Административная ответственность несовершеннолетних - это предусмотренное в санкциях норм административного законодательства наступление неблагоприятных последствий для несовершеннолетних в связи с совершенными правонарушениями.
Признаками административного правонарушения, влекущими за собой административную ответственность, являются: общественная опасность, противоправность, виновность и наказуемость.
Особенностью административной ответственности несовершеннолетних является одновременное наступление административной ответственности их родителей, согласно ст. 5.35 КоАП РФ, предусматривающей административную ответственность родителей или иных законных представителей несовершеннолетних за неисполнение обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетних.
Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав в соответствии с ч. 1 ст. 23.2 КоАП РФ рассматривают дела об административных правонарушениях, совершенных несовершеннолетними, а также дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. ст. 5.35, 5.36 (нарушение порядка или сроков предоставления сведений о несовершеннолетних, нуждающихся в передаче на воспитание в семью либо в учреждение для детей-сирот или для детей, оставшихся без попечения родителей); ст. 6.10 (вовлечение несовершеннолетнего в употребление пива и напитков, изготавливаемых на его основе, спиртных напитков или одурманивающих веществ); ст. 20.22 (появление в состоянии опьянения несовершеннолетних в возрасте до шестнадцати лет, а равно распитие ими пива и напитков, изготавливаемых на его основе алкогольной и спиртосодержащей продукции, потребление ими наркотических средств или психотропных веществ в общественных местах). В данной статье предусмотрена административная ответственность родителей или иных законных представителей несовершеннолетних.
Ч. 2 ст. 23.2 КоАП РФ предусматривает, что дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 11.18 (безбилетный проезд), а также дела об административных правонарушениях в области дорожного движения рассматриваются комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав в случаях, если орган или должностное лицо, к которым поступило дело о таком административном правонарушении, передает его на рассмотрение указанной комиссии.
В качестве примеров целенаправленной охраны прав и законных интересов несовершеннолетних в административных правоотношениях кроме уже перечисленных статей следует привести следующие статьи КоАП РФ:
- ст. 37 (незаконные действия по усыновлению ребенка, передаче его под опеку или попечительство в приемную семью);
- ст.6.7 (нарушение санитарно-эпидемиологических требований к условиям воспитания и обучения);
- ст. 6.13 (пропаганда наркотических средств, психотропных веществ или их прекурсов).
Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав рассматривают дела об административных правонарушениях по месту жительства лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении (ч. 3 ст. 29.5 КоАП РФ).
Кодекс об административных правонарушениях РФ не содержит специальной главы, регулирующей ответственность несовершеннолетних и защиту их прав, а также не выделяет административных наказаний, применяемых только к несовершеннолетним. В ч. 2 ст. 3.9 КоАП РФ предусмотрено, что административный арест устанавливается и назначается лишь в исключительных случаях за отдельные виды административных правонарушений и не может применяться к беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до четырнадцати лет, лицам, не достигшим возраста восемнадцати лет, инвалидам I и II групп.
В ч. 2 ст. 32.2 предусматривается, что при отсутствии самостоятельного заработка у несовершеннолетнего административный штраф взыскивается с его родителей или иных законных представителей.
При применении к несовершеннолетним административных наказаний необходимо преследовать воспитательную цель формирования у подростков навыков правопослушного поведения.
Постановлением Правительства РФ от 6 мая 2006 г. № 272 создана Правительственная комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав, которая является координационным органом, образованным для обеспечения единого государственного подхода к решению проблем защиты прав и законных интересов несовершеннолетних. Основным направлением деятельности Правительственной комиссии является профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
Правительственная комиссия не подменяет собою комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, создаваемые при местных органах власти на основании федерального и регионального законодательства.
Административное законодательство играет важную роль в правовом регулировании общественных отношений. В последние годы наметилась тенденция к декриминализации некоторых уголовно наказуемых деяний и расширение административной ответственности физических и юридических лиц.
Представляется целесообразным ввести административную ответственность родителей за отсутствие контроля посещения детьми общеобразовательной школы, а также за факты насилия в семье в отношении несовершеннолетних.
Назад | Содержание | Вперед |