6.1. Методические приемы диагностики и воспитания личности
Психологическим объектом воспитания является смысловая сфера личности - личностные смыслы и выражающие их в поведении личности смысловые установки.
От личности оратора - индивидуального коммуникатора зависит интенсивность информационного воздействия. Влиянию “информационного” воздействия поддались 29% испытуемых. А “интерпретационного”-82%. Но, тем не менее, с помощью чисто вербальных методов трудно построить процесс воспитания личности, так как смысловая установка представляет собой образ мира, приобретший личностный смысл и составляющий ядро индивидуальности личности.
Существенное продвижение в разработке проблемы воспитания личности происходит в том случае, если в качестве методических приемов диагностики и воспитания используются методический принцип прерывания деятельности, принцип деятельностного опосредствования, динамических смысловых систем.
Принцип прерывания деятельности фактически лежит в основе методов, в которых субъект при решении творческих задач ставится в проблемно-конфликтную ситуацию. Методические процедуры, разрабатываемые в этом направлении исследований, открывают перспективы для диагностики и изменения личности в процессе ее творчества.
Традиционным, но далеко не исчерпанным методическим путем изучения смысловой сферы личности является путь диагностики личности с помощью методов, направленных на анализ познавательных процессов (например, метод классификации и предметов и т.п.).
Для изменения мотивационно-смысловых отношений могут быть использованы различные методические приемы, основанные на принципе деятельностного опосредствования. Суть этого принципа состоит в следующем: для того, чтобы перестроить смысловые образования, необходимо выйти за пределы этих образований и изменить порождающие их деятельности: игровые методы, методы социально-психологического тренинга, деловых игр, групповые методы психотерапии и т.п. Ключ к формированию, перестройке и коррекции личности лежит в организации и изменении личностно-значимой деятельности субъекта. Эта идея, по сути, положена в основу практики таких педагогов, как А.С. Макаренко и В.А. Сухомлинский.
Психодрама, социодрама, деловые игры, социально-психологический тренинг - вот далеко не полный перечень методических средств, которые могут быть применены (с опорой на принцип деятельностногоопосредствования динамических смысловых систем) и внедрены в практику духовного производства личности [1; 3; 8; 9, с.342-350; 12; 13; 18; 37; 43].
Одним из самых перспективных направлений изучения продуктивных проявлений самоосуществления личности является разработка проблемы о том, каким образом личностью осуществляется выбор тех или иных социальных ролей, какое значение приобретает опробование личностью себя в различных ролях для процесса самоосуществления индивидуальности. Кардинальное отличие процесса социализации ролей в ходе онтогенеза от сознательного выбора личностью социальной роли состоит в том, что в первом случае роль овладевает личностью, а во втором личность овладевает ролью, используя роль как инструмент, как средство для перестройки своего поведения в различных ситуациях.
Психологическую характеристику механизмов развития индивидуальности личности составляют:
1) функция роли как средства овладения поведением в определенной жизненной ситуации;
2) функция смены ролей в познании различных факторов действительности и ломке устойчивых культурных стереотипов;
3) смена ролей для преодоления личностного эгоцентризма, возможность встать в рефлексивную позицию к самому себе и тем самым переосмыслить свое отношение к себе и к окружающей тебя действительности.
Контрольные вопросы и задания
1. В чем заключается принцип прерывания деятельности?
2. В чем заключается принцип деятельностного опосредствования?
3. Раскройте перечень методических инструментов деятельностного опосредствования.
4. Дайте характеристику механизмов индивидуальности развития личности.
5. Что такое «феномен игры стилями»?
Назад | Содержание | Вперед |