9.2. Информационное законодательство
Информационное законодательство представляет собой совокупность законов, иных нормативно-правовых актов, с помощью и посредством которых государство устанавливает, изменяет либо прекращает действие соответствующих информационно-правовых норм.
Несмотря на то, что информационное законодательство находится на этапе своего становления, уже сегодня можно говорить о наличии некой его упорядоченности. В основу этой упорядоченности положен принцип иерархии, выражающийся в соподчиненности актов различного уровня, который присущ всем отраслевым структурам законодательства. Информационное законодательство в данном отношении не является исключением. Существует несколько уровней нормативных правовых актов, регулирующих информационные отношения.
Первый уровень, который можно условно назвать конституционным, отражает ведущую роль Конституции РФ в информационно-правовом нормотворчестве.
Второй уровень нормативных правовых актов составляют акты информационного законодательства. Специфика данного уровня состоит в том, что федеральные законы, регулирующие отношения в информационной сфере, а равно иные принятые в соответствии с ними нормативные акты подчинены Конституции РФ и не могут ей противоречить.
Среди законов выделяется базовый для информационной сферы Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». Данным Федеральным законом регулируются три группы взаимосвязанных между собой отношений, складывающихся при:
• осуществлении права на поиск, получение, передачу, производство и распространение информации;
• применении информационных технологий;
• обеспечении защиты информации.
К актам информационного законодательства федерального уровня относится и Федеральный закон «Об обязательном экземпляре документов». Данный нормативный акт определяет, политику государства в области формирования обязательного экземпляра документов как ресурсной базы комплектования библиотечноинформационного фонда России и развития системы государственной библиографии, предусматривает обеспечение сохранности обязательного экземпляра документов, его общественное использование.
Особое место среди законов, регулирующих отношения в информационной сфере, занимает Закон РФ «О средствах массовой информации», регламентирующий отношения, возникающие в процессе организации и функционирования средств массовой информации.
Важное значение в области регулирования информационных отношений имеет Закон РФ «О государственной тайне». Данным нормативным правовым актом регламентируются отношения, возникающие в связи с отнесением сведений к государственной тайне, их засекречиванием или рассекречиванием и защитой в интересах обеспечения безопасности Российской Федерации.
Федеральный закон «О связи» устанавливает правовую основу деятельности в области связи, определяет полномочия органов государственной власти, а также права и обязанности физических и юридических лиц, осуществляющих деятельность в области связи.
К законам, регулирующим информационные отношения, относится Федеральный закон «Об электронной цифровой подписи». Его целью является обеспечение правовых условий использования электронной цифровой подписи в электронных документах.
Отношения, связанные с отнесением информации к коммерческой тайне, передачей такой информации, охраной ее конфиденциальности в целях обеспечения баланса интересов обладателей информации, составляющей коммерческую тайну, и других участников отношений, в том числе государства, на рынке товаров, работ и услуг регулируются Федеральным законом «О коммерческой тайне».
Помимо названных выше нормативных актов, существует множество законов, непосредственно не направленных на регулирование информационных отношений, но содержащих нормы, регулирующие отношения в области информации или связанные с ней. К их числу следует отнести Федеральные законы «О рекламе», «О библиотечном деле», «Об архивном деле в Российской Федерации», Гражданский кодекс РФ и др.
Среди федеральных актов информационного законодательства выделяются подзаконные нормативные правовые акты, в числе которых ведущая роль принадлежит указам Президента РФ и постановлениям Правительства РФ.
В числе указов Президента РФ выделим следующие:
— «О перечне сведений, отнесенных к государственной тайне» от 11 февраля 2006 г;
— «Вопросы Межведомственной комиссии по защите государственной тайны» от 6 октября 2004 г.;
— «Об утверждении Положения о персональных данных государственного гражданского служащего Российской Федерации и ведении его личного дела» от 30 мая 2005 г.;
— «О мерах по обеспечению безопасности Российской Федерации в сфере международного информационного обмена» от 17 мая 2004 г.;
— «Об утверждении Перечня сведений конфиденциального характера» от 6 марта 1997 г.
В числе постановлений Правительства РФ следует выделить:
— «Об обеспечении доступа к информации о деятельности Правительства РФ и федеральных органов исполнительной власти» от 12 февраля 2003 г.;
— «Об утверждении Инструкции о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне» от 28 октября 1995 г.;
— «Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по разработке и (или) производству средств защиты конфиденциальной информации» от 27 мая 2002 г.;
— «Об утверждении перечня наименований услуг связи, вносимых в лицензии, и перечней лицензионных условий» от 18 февраля 2005 г.
Важным элементом системы законодательства РФ в информационной сфере являются международные соглашения. Особое место среди многочисленных многосторонних соглашений, содержащих информационные нормы-принципы, занимают Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948 г., Международный пакт о гражданских и политических правах от 19 декабря 1966 г., Заключительный акт совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе от 1 августа 1975 г. В этих документах нашли свое воплощение международные принципы и стандарты, провозглашающие свободу информации.
Важнейшим документом, призванным к организации и активизации деятельности международного сообщества в области формирования глобального информационного общества, является Окинавская Хартия глобального информационного общества, принятия в июле 2000 г. Этот документ устанавливает основные принципы вхождения государств в глобальное информационное общество.
Назад | Содержание | Вперед |