Нелегальная миграция в приграничных территориях Российской Федерации
Красинец Е.С.
(Лаборатория проблем социальной демографии Института социально-экономических проблем народонаселения РАН, Москва)
Тенденции миграционных процессов в Российской Федерации свидетельствуют о том, что наряду с постепенной нормализацией миграционной обстановки проблемы миграции по-прежнему сохраняют свою остроту. Во многом развитие современной миграционной ситуации в стране определяется динамикой неконтролируемой миграции.
Особую значимость на рубеже веков приобрели проблемы, связанные с нелегальной миграцией и незаконной занятостью иностранных граждан. Это - долгосрочные проблемы, с которыми России в эпоху глобализации придется иметь дело в течение ближайших десятилетий. Они тесно связаны с ситуацией на рынке труда, процессами в сфере теневой экономики, криминализацией отдельных сфер бизнеса, эксплуатацией трудовых мигрантов, проблемами обеспечения национальной безопасности, соблюдения и защиты прав мигрантов.
Несмотря на очевидную необходимость, система учета пребывания в Российской Федерации иностранных граждан, не налажена. Оценка масштабов, динамики и направлений нелегальной миграции, а также ее социально-экономических последствий затрудняется недостаточной информацией об этом явлении как в целом по стране, так и в отдельных регионах. Большое значение приобретает понимание процессов в этой сфере в приграничных территориях.
В целях изучения данного явления в рамках проекта, поддержанного РГНФ (проект № 05-02-18006е), было проведено исследование проблем незаконной миграции в Калининградской области, которая имеет стратегическое значение для понимания направлений и основных характеристик латентной миграции на западных рубежах России. Анклав входит в число регионов-реципиентов российского государства, которые увеличивают численность экономически активного населения за счет высокой миграционной привлекательности. На его территории, прежде всего в областном центре, концентрируется большое число иностранцев с неопределенным правовым статусом, многие из которых транзитом стремятся попасть в страны Западной Европы.
Половина опрошенных нами в Калининграде экспертов считает, что проблемы нелегальной миграции в регионе - это острые проблемы, требующие быстрого принятия обоснованных решений. Каждый третий полагает, что эти проблемы обещают стать острыми в ближайшем будущем. Две трети экспертов считают, что масштабы нелегальной миграции в анклаве за последние пять лет увеличились. В соответствии с информацией, полученной на основе экспертного опроса, количество мигрантов с неурегулированным статусом составляет в регионе в пределах от 1,0 до 5,0 % от общей численности населения области.
В настоящее время через территорию Калининградской области пролегает множество маршрутов незаконной миграции. При этом подавляющая часть нелегальных мигрантов въезжает в регион на законных основаниях с целью учебы, работы, по приглашениям частных лиц и организаций, по линии туризма и другим официальным каналам. Наиболее многочисленные потоки нелегальных мигрантов идут в Калининградскую область с территории стран СНГ и Балтии - из Литвы, Украины, Казахстана, Азербайджана и Армении. Из стран дальнего зарубежья незаконные мигранты представлены в основном выходцами из Китая и Вьетнама. Значительная их доля прибывает из Афганистана, Турции, Пакистана и Индии. Большинство незаконных мигрантов попадает в анклав через Москву.
Мигранты на территории области оказываются вне закона в силу различных причин. По данным экспертного опроса, в общей численности мигрантов с неопределенным статусом явно выделяются две основные категории - нарушающие правила регистрации (в значительной мере в силу сложности самого процесса регистрации) и вынужденные мигранты, не получившие статус беженца.
Обследование нелегальных мигрантов подтвердило наличие целого ряда типичных для легально зарегистрированной иностранной рабочей силы признаков. Большинство из них находится в активном трудоспособном возрасте. Средний возраст нелегального мигранта составляет около 33 лет. В целом они отличаются более низким уровнем образования и подготовки. Среди нелегалов наибольший удельный вес составляют лица, имеющие неполное среднее и среднее образование.
В отраслевой структуре занятости нелегальных мигрантов основной удельный вес занимают иностранные граждане, занятые в строительстве, ремонтом объектов недвижимости, челночным бизнесом и торговле. Большая их часть торгует на рынках, занимается ремонтом квартир, выполняют самую черную работу на стройках. В распределении по секторам экономики обращает на себя внимание высокий удельный вес нелегальных мигрантов, занятых в частном секторе, теневой экономике и на совместных предприятиях.
Можно констатировать, что потоки нелегальных мигрантов являются четким индикатором того, что спрос на легальную иностранную рабочую силу не удовлетворяется ее предложением. При этом незаконная трудовая миграция объективно способствует развитию теневой и криминальной экономики, оборачивается существенными экономическими потерями, представляет собой серьезную угрозу в сферах экономической и общественной безопасности. Нелегалы негативно влияют на развитие санитарно-эпидемиологической обстановки, содействуют распространению инфекционных и паразитарных заболеваний.
Противодействие нелегальной миграции требуют от государства активных действий как на федеральном, так и на региональном уровнях. В их числе - совершенствование законодательной базы регулирования миграционных процессов и использования иностранной рабочей силы, организация эффективного пограничного и иммиграционного контроля, разработка механизмов депортации нелегальных мигрантов, борьба с контрабандой людей, развитие международного сотрудничества в данной сфере.
К важнейшим задачам иммиграционной политики относится расширение легитимного пространства экономической (в первую очередь, трудовой) миграции, которое в настоящее время крайне узко и способствует росту нелегальных людских потоков. Сокращение нелегального сектора в значительной мере связано с созданием более благоприятной правовой и административной среды, упрощением процедуры регистрации мигрантов и найма иностранной рабочей силы. Немаловажное значение имеет введение в практику системы разных типов разрешений на привлечение и использование трудовых мигрантов.
Поскольку незаконная миграция тесно связана с функционированием теневого сектора экономики, иммиграционная политика должна быть также более тесно увязана с политикой противодействия распространению теневой активности.
Назад | Содержание | Вперед |