Миграционная политика государства в Казахстане (исторический аспект)
Игнатьева Л.Н.
(Кафедра философии и социально-политических теорий Восточно-Казахстанского государственного технического университета им. Д. Серикбаева, Усть-Каменогорск, Казахстан)
Политика в области народонаселения в различные исторические периоды всегда зависела от конкретной ситуации и существующей власти. Если брать в историческом аспекте такую проблему как миграция населения, то здесь четко прослеживается тенденция к активному вмешательству государства в миграционную активность населения в царский период и в советский период. Сейчас активность населения зависит от политической и экономической ситуации в государстве. Данную тенденцию можно рассмотреть на примере формирования населения Казахстана в 19 - первой половине 20 века.
До второй половины 19 века на территорию Казахстана шли стихийные переселенческие потоки из России. Это были в основном крестьяне, которые переселялись сюда в поисках лучшей доли. Правительство первоначально пыталось сдерживать переселения. Но в конце 19 века начинает вмешиваться в этот процесс путем законодательного регулирования миграционных потоков. К 20 веку переселенцы составляли значительную группу в составе населения Казахстана. Это были казаки, старообрядцы, крестьяне, мещане. Кроме этого в составе русского населения были и дворяне, хотя и незначительное число.
Более значительный миграционный приток был в период Столыпинской аграрной реформы. В данном случае переселение проводилось организованно. В результате данных миграционных процессов славянское население Казахстана составило более 1 миллиона человек.
В 20-е годы был отток населения из республики. Это было связано с голодом, вызванным последствиями гражданской войны. Но при этом отмечается и встречный миграционный поток из Поволжья. Что значительно усложняет ситуацию в Казахстане.
До 1926 г. миграционные процессы носили спонтанный характер, обусловленный социально-экономическими факторами. Так в этот период отмечается положительное миграционное сальдо. По данным Всесоюзной переписи 1926 г. на территории Казахстана проживало более 30 % славянского населения (русские, украинцы, белорусы).
С конца 20-х годов начинается организованное переселение в республику. Первоначально это был оргнабор на стройки и восстановление разрушенных войной предприятий.
В 30-е годы в связи со значительными изменениями, происходившими в области сельского хозяйства и промышленности, меняется и миграционная политика государства. Продолжается оргнабор в промышленность. Новая тенденция связана с коллективизацией сельского хозяйства. В результате раскулачивания в Казахскую ССР были высланы тысячи человек. Так, на 1 января 1932 г. на учете состояло 180 708 человек, на 1 января 1933 г. - 140 383, на 1 января 1934 г. - 134 579, на 1 июля 1938 г. - 134 - 134 655, на 1 апреля 1941 г. - 180 015.
Со второй половины 30-х гг. начинается депортация. В 1936 г. из пограничных районов Украинской ССР были высланы поляки (35 739 человек). С 1937 г. начинается депортация корейского населения. К концу 1937 г. в республику прибыло 95 421 человек.
В этом же году в республику прибывают переселенцы из Армянской и Азербайджанской ССР. 1121 хозяйство переселенцев было расселено в Алма-Атинской и Южно-Казахстанской областях. В 1938 г. были переселены иранцы - 1642 семейства. В 1940 - начале 1941 г. в Казахстан было переселено 60 667 польских осадников.
В результате процессов происходивших на территории республики по данным переписи 1939 г. изменился этнический состав населения республики. Доля казахов составила 38 %, а доля русских - 40,2 %.
С началом Великой Отечественной войны усиливается миграционный поток в республику. До осени 1941 г. продолжают прибывать рабочие по оргнабору. Следующий миграционный поток - эвакуация. За годы войны в республику прибыло 1,5 млн. человек. В это время продолжается депортация многих народов на территорию республики. В 1941 - 1942 гг. в Казахстан было переселено 444 005 немцев. В ноябре 1942 г. из Саратовской области в республику было вывезено 2014 поляков. В 1943 г. были депортированы карачаевцы (36 479 человек), калмыки (2268 человек), в 1944 г. переселению подверглись балкарцы (21 394 человек), крымские татары. В 1944 г. в Казахстан переселены чеченцы и ингуши. Всего в республику попали свыше 60 тыс. человек.
В послевоенный период намечается незначительный отток населения из республики. Связано это с реэвакуацией и отъездом в 50-е годы депортированного населения.
В то же время продолжается приток населения по оргнабору. И с 1954 г. идет мощный миграционный приток в связи с освоением целинных и залежных земель. В результате этого резко возрастает численность сельского населения. Помимо этого меняется качественный состав сельского населения, т.к. прибывают в основном молодые трудоспособные и имеющие знания люди.
С другой стороны результатом мощных миграционных процессов доля коренного населения снизилась до 30 %, а доля русских возрастает до 42,7 %. Ещё один показатель того, что формирование населения идет в основном за счет миграции, увеличение численности населения более чем на 2 миллиона в период с 1939 по 1959 год.
На этом примере очень четко просматривается роль государства в регулировании миграционных процессов. В дореволюционный период это сочетание стихийных и организованных государством переселений. После революции и до конца 20-х годов происходили стихийные переселения, вызванные революцией, гражданской войной последовавшим за ней голодом. С конца 20-х годов Советское государство берет на себя роль регулятора миграционных потоков. В этот период можно выделить несколько направлений. Во-первых, это оргнабор - с конца 20-х годов, с перерывом на период Великой Отечественной войны. Во-вторых, раскулачивание - конец 20-х - начало 30-х годов. В-третьих, депортация - с конца 20-х - 40-е годы. В-четвертых, эвакуация - период Великой Отечественной войны. В-пятых, освоение целинных и залежных земель.
В 60-е годы продолжалось переселение в совхозы республики. И в то же время, активное миграционное движение в Казахстан снизилось, а в дальнейшем это примет обратный характер.
До 60-х годов в республику активно шло в основном организованное государством вселение. Государство таким образом решало и кадровые проблемы. Республика в этот период получает высококвалифицированное и трудоспособное население. Другим последствием данной миграционной политики стало увеличение численности населения в послевоенный период, несмотря на военные потери. Ещё одним итогом переселенческой политики государства стало изменение национального состава населения Казахстана. Как уже отмечалось, уменьшается доля коренного населения и увеличивается доля европейского населения.
С конца 60-х - начала 70-х годов начинается обратный процесс. Из республики начинают уезжать. Причем первый поток отъезжающих был ещё в 50-е годы, когда после 20 съезда стали уезжать депортированные народы. Потом стали уезжать люди, приехавшие по оргнабору и на освоение целинных и залежных земель. В дальнейшем причинами отъезда стали социально-экономические причины. Первоначально данный процесс не сказывался ни на численности населения, ни на его этническом составе. Со второй половины 70-х годов идет уменьшение доли русского населения и других этносов, в то же время идет увеличение доли казахского населения.
Пик отъезда был достигнут в 1994 г., когда республику покинуло почти полмиллиона человек. С 90-х годов в республике сохраняется отрицательное миграционное сальдо. Причинами отъезда становятся социальноэкономические, политические и очень часто эмоциональные причины.
С 60-х годов государство перестает активно вмешиваться в миграционные процессы.
Таким образом, исходя из вышесказанного, миграционная политика Советского государства в Казахстане имела как положительные, так и отрицательные моменты. Сейчас государство пытается влиять на миграционные процессы в республике, но это не организованные переселения советского масштаба и не насильственные перемещения кулаков и целых народов, а значительно меньшие мероприятия, ориентированные на сознательный выбор людей. Сегодня миграционная активность населения зависит от социально-экономических, политических причин и личного эмоционального выбора населения.
Назад | Содержание | Вперед |