13.1. Социальные нормы и социальный контроль
Социальная роль включает в себя два тезиса полностью не совпадающих аспекта: ролевое ожидание и ролевое исполнение. Характер человека выступает в качестве связующего звена между ними.
Ролевые ожидания базируются на ролевых требованиях общества и социальных групп в виде предписаний, пожеланий и ожидания соответствующего поведения. Эти ролевые требования воплощаются в конкретных социальных нормах, сгруппированных вокруг конкретного социального статуса.
В зависимости от характера требований можно выделить три категории норм:
• нормы должностного или обязательного поведения;
• нормы желательного поведения;
• нормы возможного поведения.
Социальная норма (от лат. норма - правило, образец) - это средство социальной регуляции поведения индивидов в социальных группах.
Характеристики социальных норм:
• полезность (всегда относительна, так как то, что полезно для одного субъекта, для другого - нет);
• обязательность (также относительная, так как она изменчива в социальном пространстве);
• фактическая реализация в поведении людей.
Виды норм: правовые, моральные, культурные, политические, эстетические, организационные, религиозные.
Соблюдение обязательных нормативных требований контролируется и обеспечивается со стороны общества определенными санкциями (юридическими, политическими, моральными).
Социальный контроль - это механизм, совокупность средств, с помощью которых общество, социальная группа или организация обеспечивает следование сложившимся образцам поведения.
Термин «социальный контроль» введен в научный оборот французским социологом Г. Тардтом. Вначале он трактовался как способ возвращения преступника к нормальному, то есть соответствующему нормам поведению, впоследствии этот термин приобрел более широкое содержание. Так, американские социологи Э. Росс и Р. Парк интерпретировали социальный контроль как целенаправленное влияние общества на поведение индивида, которое обеспечивает адекватное соотношение между социальными силами, ожиданиями, требованиями и природой человека, а вследствие этого, «здоровый, социальный порядок». Р. Парк выделял три формы социального контроля:
• элементарные (в основном принудительные) санкции;
• общественное мнение;
• социальные институты.
Основными объектами социального контроля являются:
• обычаи;
• моральные нормы;
• правовые нормы;
• административные решения.
Выступая в качестве регулятора социального взаимодействия, социальный контроль может реализовываться следующими способами:
1. Самоконтроль.
Личность знает основные моральные и правовые нормы общества или социальной общности и не поступает вопреки им.
2. Социализация.
В процессе социализации у личности формируются качества, привычки и правила поведения в соответствии с установлениями общества или социальной общности.
3. Групповое требование.
Каждая личность является членом какой-либо первичной социальной группы, которая имеет устоявшуюся систему обычаев, нравов и норм. Необходимым условием принадлежности индивида к социальной группе является принятие и соблюдение им своеобразного кодекса поведения данной группы. Нарушение сложившихся норм влечет, как правило, применение неформальных санкций (бойкот, ограничение общения, отторжение из группы и т. п.).
4. Принуждение.
Это способ контроля, когда индивид осознанно не желает следовать общепринятым нормам и правилам, а общество или группа прибегает к принуждению, чтобы заставить его поступать так же, как все. В современном обществе существуют строго разработанные правила - набор санкций (групповых норм), применяемых в соответствии с различными типами отклонений от норм.
На основе знания сущности социального контроля и способов его реализации можно построить систему или динамику социального контроля:
1. Индивидуальное действие, поступок личности в виде его взаимодействия с социальной средой (производственная, политическая, культурная, бытовая деятельность).
2. Реакция социальной среды на действия индивида. Эта реакция соответствует имеющейся в данном обществе шкале оценок.
3. Существующая в обществе или социальной группе система идеалов, ценностей, норм и образцов поведения. Вышеназванная шкала оценок - производная этой системы.
4. Категоризация (то есть отнесение к определенному виду) поступка индивида и соответствующая оценка - одобрение, осуждение, неприятие и т. п.
5. Применяемые обществом или группой санкции.
Социальные санкции
Социальные санкции (от лат. санкцио - строжайшее постановление) - это меры воздействия, вознаграждение и/или наказание за социальные действия.
Санкции вознаграждения следуют за конформизм - выполнение социальных норм, санкции наказания - за отклонение от них, девиантность.
Выделяют следующие типы санкций:
1. Формальные позитивные санкции - публичное одобрение со стороны официальных организаций (правительства, учреждений): награды, премии, ученые степени и звания и т. д.
2. Неформальные позитивные санкции - публичное одобрение, исходящее не от официальных организаций: похвала, признание, почет, слава.
3. Формальные негативные санкции - наказания, предусмотренные законами, указами, инструкциями и иными актами органов власти: арест, штраф, увольнение, отлучение от церкви и т. д.
4. Неформальные негативные санкции - наказания, не предусмотренные официальными институтами: замечание, порицание, насмешка, злая шутка и т. д.
Социальные санкции - это реакция на социальное поведение, которое бывает нормальным - соответствующим требованиям, и анормальным, или девиантным.
Назад | Содержание | Вперед |