13.2. Девиантное поведение и теории девиации

  Понятие девиации
  Девиантное поведение (от лат. де - отделение и виа - дорога, девио - отклонение) - это поведение индивида или группы, не соответствующее общепринятым нормам; нарушение норм, правил, образцов поведения.
  Девиантное поведение - это поведение, отклоняющееся от нормы. Оно является проявлением недостатков социализации. Отклонения могут быть осуждаемые и одобряемые обществом или группой. В социологии девиантное поведение понимается в основном как поведение осуждаемое, аномально-отрицательное.
  Девиантное поведение делится на два типа:
  1. Поведение, отклоняющееся от морально-нравственных норм человеческого общежития и проявляющееся в различных формах социальной патологии.
  2. Поведение, отклоняющееся от норм психического здоровья (наличие у человека явной или скрытой психопатии).
  Но отклоняющееся поведение может иметь и позитивный характер, выступая как стремление личности к достижению превосходных результатов деятельности.
  Это может быть героизм, самопожертвование, выдающееся научное открытие, изобретение и т. д. По мнению Т. Л. Кончанина, в нормально развивающемся обществе 10 - 12% населения приходится на отрицательную девиацию и столько же на положительную. Оставшаяся часть - немногим более 70% населения - составляют люди без отклонений в поведении.
  В своем становлении личность девианта проходит обычно два этапа:
  1. Первичное отклонение.
  В данном случае поведение в целом соответствует культурным нормам, ошибки незначительны, поступки терпимы и являются лишь результатом отдельных проявлений отрицательных акцентуаций характера индивида.
  2. Вторичное отклонение.
  В данном случае индивид совершает уже существенные отклонения от принятых в обществе или социальной группе норм, и его действия носят девиантный характер.
  Причины девиации
  В отношении причин и истоков девиантного поведения у социологов существуют разногласия. Одни видят причины отклоняющегося поведения в наследственности, другие - в особенностях строения человеческого тела, третьи обвиняют окружающую среду и общество.
  В системном виде причины девиантного поведения личности можно представить следующим образом.
  1. Нарушения процесса социализации личности.
  Когда ребенок воспитывается в благополучной семье, он воспринимает социальные нормы как справедливые. Выросший в неблагополучной семье ребенок более склонен к негативному отношению к другим, ему присущи беспокойство и тревога, отсутствие ориентации на будущее.
  2. Противоречия между нормами и ценностями.
  Воспитание ребенка в благополучной семье вступает в противоречие с идеологией социальных групп и институтов. В этом случае подростку кажется, что его воспитывают неправильно, то, что говорят в семье - неправда; обостряется конфликт отцов и детей.
  3. Отсутствие объединяющей национальной идеи.
  Эта причина девиантного поведения особенно характерна для современной России. Система воспитания, сложившаяся в прежние годы, разрушена, идеалы и ценности объявлены неверными, а новая система воспитания не создана. Такой воспитывающей силой, по мнению некоторых социологов и политологов, может стать религия с ее установками на терпимость, толерантность, веру в добро и справедливость, уважение к окружающим. Однако не следует забывать, что лишь часть граждан России считают себя верующими.
  4. Противоречия между нормами и ценностями общества и интересами личности.
  5. Социальное отчуждение и аутсайдерство личности.
  Существование в реальной жизни большого числа противоречащих друг другу норм и ценностей приводит к явлению, названному Э. Дюркгеймом «аномия общества» (состояние отсутствия норм). В этой ситуации личность теряет уверенность в правильности выбранной линии поведения. По его мнению, дезорганизация отражает то состояние общества, когда ценности либо отсутствует, либо противоречат сами себе.
  Главную причину девиации Мертон видит в разрыве между целевыми установками общества и социально одобряемыми средствами их осуществления.
  Т. Парсонс описывает состояние аномии, при котором подавляющее число индивидов находится в положении дезинтеграции с социальными институтами, что отрицательно влияет на формирование чувства безопасности, психологического здоровья и ведет к девиации.
  Э. Фромм считает, что в условиях аномии личность утрачивает чувство преданности и принадлежности обществу, идентичности с группой и с самим собой, утрачивает потребность в установлении связей, испытывает чувство одиночества и отчуждения, обособления от экономики, политических и нравственных норм.
  Многочисленные формы отклоняющегося поведения в обществе свидетельствует о состоянии конфликта между личностными и общественными интересами. Отклоняющееся поведение - это чаще всего попытка убежать от повседневных жизненных невзгод и проблем данного конкретного общества, преодолеть состояние неуверенности и напряжения через определенные компенсаторные нормы. Наиболее характерно это явление для переходного общества, когда размываются или меняются ценности и идеалы, правовые и моральные нормы, а девиации стремятся превратить в социальные нормы. Именно в подобном состоянии находится в настоящее время российское общество.
  Типы девиации
  Типологизировать отклоняющееся поведение можно по следующим основаниям:
  1. По масштабам отклонения:
  • первичное - незначительное и терпимое отклонение, когда действия индивида укладываются в рамки социальной роли;
  • вторичное - отклонение от существующих в группе норм, которое социально определяется девиантным.
  По субъектам поведения:
  • индивидуальные - когда отдельный индивид отвергает нормы своей группы;
  • групповые - отклонения группы от норм доминирующей в обществе культуры в соответствии с нормами собственной субкультуры.
  По сущности отклонений:
  • психические - отклонения в личностной организации, связанные с психикой (психозы, неврозы, аффекты и т. п.);
  • культурно-нравственные - отклонения в поведении от норм культуры и морали.
  По соответствию нормам культуры:
  • культурно одобряемые - отклонения, которые связаны с понятием возвеличивания, то есть возвышения над другими. Культурно одобряемые отклонения основаны на сверхинтеллектуальности, особых склонностях, сверхмотивации, личностных качествах и счастливых случайностях;
  • культурно осуждаемые - отклонения, которые связаны с нарушением нравственных норм и законов, строго осуждаемые и наказываемые.
  Российские социологи Я. И. Гименский и В. С. Афанасьев к основным формам девиантного поведения, характерного для современной России относят следующие:
  1. Пьянство и алкоголизм.
  2. Наркомания.
  3. Преступления.
  4. Самоубийства.
  5. Проституция.
  6. Гомосексуализм.
  Девиантное поведение находит свое яркое выражение в агрессии, которая может проявляться в следующих видах:
  1. импульсивная агрессия - разрушительные действия;
  2. инструментальная агрессия - как средство достижения определенной цели;
  3. индуцированная агрессия - этот вид агрессии присущ толпе, которой нужен образ врага;
  4. экспрессивная агрессия - угрожающие позы и жесты;
  5. аффективная агрессия - гнев, злоба;
  6. вербальная агрессия - словесные угрозы.
  Признаки социальных отклонений:
  • одинаковая направленность всех отклонений, встречающихся у сходных групп населения в сложившихся условиях:
  • близость или единство причин девиации;
  • определенная повторяемость (сменяемость) девиации.
  Показатели массовых социальных отклонений:
  • в количественном плане - состояние и уровень;
  • с качественной стороны - структура и динамика.
  Состояние - это абсолютное число актов девиантного поведения, совершенных на данной территории за данное время. Уровень - это относительный показатель, характеризующий число актов отклоняющегося поведения на единицу населения (как правило, на 100 тысяч).
  Структура - это соотношение внутри данного массива отклонений разного вида (в долях процента или в абсолютных цифрах). Динамика - это совокупный качественный показатель, характеризующий изменение состояния, уровня и структуры всего массива социальных отклонений во времени на определенной теории. Она дает возможность раскрыть тенденции в движении социальных отклонений.
  Суицид
  Среди видов девиантного поведения наиболее опасным является суицид (от лат. суи - себя и цаедеро - убить) - самоубийство.
  Исследуя это явление, Э. Дюркгейм выпустил в 1897 г. монографию «Самоубийство», в которой сделал вывод, что самоубийство зависит главным образом не от внутренних свойств индивида, а от внешних причин, управляющих людьми.
  Он выделил следующие типы самоубийств:
  1. Эгоистическое - когда личность считает, что жизнь потеряла смысл.
  2. Альтруистическое - когда личность считает, что произошло полное ее поглощение обществом и индивид отдает ему свою жизнь, смысл которой ему видится вне физического существования.
  3. Аномическое - самоубийство, обусловленное состоянием аномии в обществе.
  4. Фаталистическое - это самоубийство - антипод аномического.
  Современные социологи, в частности Ю. И. Рысь и В. Е. Степанов, выделяют следующие виды самоубийств:
  • самоотречение - фанатичная жертва собою ради достижения отвлеченных целей;
  • институционное - совершаемое по мотивам, отражающим репрессивные, этнические предписания общества или космогонические предписания (самосожжение буддистов);
  • невротическое - самоубийство, вызванное истерией, психическими заболеваниями;
  • бредовое - обусловлено бредом преследования, манией величия, манией всемогущества, бессмертия;
  • депрессивное - связано с идеями греховности, самообвинения, переживанием смыслоутраты;
  • демонстративное - совершаемое как демонстрация своего мужества, бесстрашия перед смертью;
  • как образ жизни - присуще как данность определенным формам деструктивного поведения;
  • платоническое - совершается по идейным соображениям;
  • альтруистическое - добровольная смерть ради спасения других (камикадзе);
  • индуцированное - совершаемое под влиянием внушения или других скрытых форм манипулирования сознанием (зомбирование);
  • итоговое - совершаемое из-за боязни мучительной или позорной смерти или как отражающее факт обесценивания или непонимание ценности своей жизни.
  Суицидогенные факторы:
  1. Биологические:
  • раса - у негров и индейцев суицид почти не встречается, а немцы, саксонцы склонны к самоубийству;
  • пол - мужчины в 4 - 5 раз больше прибегали к суициду, чем женщины;
  • возраст - наиболее часты самоубийства у мужчин 16 - 18 лет и у женщин 40 - 45 лет.
  2. Социально-экономические:
  • социально-экономическая ситуация в стране;
  • проживание в определенной местности;
  • разводы;
  • лишение свободы или угроза ее лишения;
  • уровень образования, профессия, условия жизни;
  • безработица;
  • изнасилования.
  3. Естественно-природные - влияние погоды, температуры, солнечной энергии.
  Теории девиации
  Проблемы девиантного поведения всегда изучались учеными-социологами, и в результате сложились следующие теории.
  1. Теории физических типов.
  Основоположником этих теорий считают Ч. Ломброзо (1835 - 1909), итальянского судебного психиатра и криминалиста. Ломброзианство, или физиогномика, считает, что предрасположенность к девиантному поведению, преступлениям заложена в человеке в силу определенных биологических признаков (антропологических стигматов). Э. Креймер и В. Шелдон дополнили учение Ломброзо положениями о типах человеческой конституции и темперамента как источниках девиации.
  2. Психоаналитические теории.
  Основоположник психоанализа австрийский врач-психиатр и психолог З. Фрейд (1856 - 1939) считал, что либидо (сексуальная энергия) является причиной и основанием поведения людей. Личностные конфликты, происходящие внутри сознания на основе нереализованного либидо, приводят к отклонению в поведении. З. Фрейд ввел понятие сублимация - психический процесс преобразования и переключения энергии аффективных влечений на цели социальной деятельности и культурного творчества.
  3. Социологические теории.
  Основоположники этих теорий Э. Дюркгейм и Т. Парсонс объясняют девиантное поведение личности издержками процесса социализации. Р. Мертон, разработавший теорию аномии как поведения, отклоняющегося от социальных норм, считает причиной девиации наличие в обществе большого числа норм. Личностные интересы индивида, входящие в противоречие с этими нормами, вызывают девиации.
  Основное содержание теории социальной дезорганизации Э. Дюркгейма сводится к тому, что дезорганизация отражает то состояние общества, когда ценности либо отсутствуют, либо противоречат сами себе. Социальные явления, представляющие собой наличие множества систем норм, в которых индивиду трудно ориентироваться, он назвал аномией. По его мнению, аномия (отрицание закона) - это нормальная форма поведения индивидов.
  Современный американский социолог Н. Смелзер выделяет три основных компонента девиации:
  • индивид, совершающий определенные деяния;
  • норма, предполагающая нормативные ожидания общества;
  • социальная группа, которая конкретно воспринимает субъекта девиации.
  4. Культурные теории.
  Эти теории объясняют социальные отклонения противоречиями между культурными нормами, между общественной культурой и субкультурами, а также общением с дурной компанией. Сторонники теории конфликта считают, что общество, создавая социальные нормы, само предполагает девиации. Та же мысль проходит и в концепции наклеивания ярлыков: социальные группы сами создают девиации, устанавливая нормы.
  Эти теории описывают и объясняют девиантное поведение в обществе.
  Таким образом, личность является первичным субъектом социальной жизни и первичным элементом социальной системы. Знать основные положения социологии личности необходимо для того, чтобы влиять на процесс социализации и, используя социальные санкции, не допускать девиантного поведения.

Назад Содержание Вперед