13.2. Девиантное поведение и теории девиации
Понятие девиации
Девиантное поведение (от лат. де - отделение и виа - дорога, девио - отклонение) - это поведение индивида или группы, не соответствующее общепринятым нормам; нарушение норм, правил, образцов поведения.
Девиантное поведение - это поведение, отклоняющееся от нормы. Оно является проявлением недостатков социализации. Отклонения могут быть осуждаемые и одобряемые обществом или группой. В социологии девиантное поведение понимается в основном как поведение осуждаемое, аномально-отрицательное.
Девиантное поведение делится на два типа:
1. Поведение, отклоняющееся от морально-нравственных норм человеческого общежития и проявляющееся в различных формах социальной патологии.
2. Поведение, отклоняющееся от норм психического здоровья (наличие у человека явной или скрытой психопатии).
Но отклоняющееся поведение может иметь и позитивный характер, выступая как стремление личности к достижению превосходных результатов деятельности.
Это может быть героизм, самопожертвование, выдающееся научное открытие, изобретение и т. д. По мнению Т. Л. Кончанина, в нормально развивающемся обществе 10 - 12% населения приходится на отрицательную девиацию и столько же на положительную. Оставшаяся часть - немногим более 70% населения - составляют люди без отклонений в поведении.
В своем становлении личность девианта проходит обычно два этапа:
1. Первичное отклонение.
В данном случае поведение в целом соответствует культурным нормам, ошибки незначительны, поступки терпимы и являются лишь результатом отдельных проявлений отрицательных акцентуаций характера индивида.
2. Вторичное отклонение.
В данном случае индивид совершает уже существенные отклонения от принятых в обществе или социальной группе норм, и его действия носят девиантный характер.
Причины девиации
В отношении причин и истоков девиантного поведения у социологов существуют разногласия. Одни видят причины отклоняющегося поведения в наследственности, другие - в особенностях строения человеческого тела, третьи обвиняют окружающую среду и общество.
В системном виде причины девиантного поведения личности можно представить следующим образом.
1. Нарушения процесса социализации личности.
Когда ребенок воспитывается в благополучной семье, он воспринимает социальные нормы как справедливые. Выросший в неблагополучной семье ребенок более склонен к негативному отношению к другим, ему присущи беспокойство и тревога, отсутствие ориентации на будущее.
2. Противоречия между нормами и ценностями.
Воспитание ребенка в благополучной семье вступает в противоречие с идеологией социальных групп и институтов. В этом случае подростку кажется, что его воспитывают неправильно, то, что говорят в семье - неправда; обостряется конфликт отцов и детей.
3. Отсутствие объединяющей национальной идеи.
Эта причина девиантного поведения особенно характерна для современной России. Система воспитания, сложившаяся в прежние годы, разрушена, идеалы и ценности объявлены неверными, а новая система воспитания не создана. Такой воспитывающей силой, по мнению некоторых социологов и политологов, может стать религия с ее установками на терпимость, толерантность, веру в добро и справедливость, уважение к окружающим. Однако не следует забывать, что лишь часть граждан России считают себя верующими.
4. Противоречия между нормами и ценностями общества и интересами личности.
5. Социальное отчуждение и аутсайдерство личности.
Существование в реальной жизни большого числа противоречащих друг другу норм и ценностей приводит к явлению, названному Э. Дюркгеймом «аномия общества» (состояние отсутствия норм). В этой ситуации личность теряет уверенность в правильности выбранной линии поведения. По его мнению, дезорганизация отражает то состояние общества, когда ценности либо отсутствует, либо противоречат сами себе.
Главную причину девиации Мертон видит в разрыве между целевыми установками общества и социально одобряемыми средствами их осуществления.
Т. Парсонс описывает состояние аномии, при котором подавляющее число индивидов находится в положении дезинтеграции с социальными институтами, что отрицательно влияет на формирование чувства безопасности, психологического здоровья и ведет к девиации.
Э. Фромм считает, что в условиях аномии личность утрачивает чувство преданности и принадлежности обществу, идентичности с группой и с самим собой, утрачивает потребность в установлении связей, испытывает чувство одиночества и отчуждения, обособления от экономики, политических и нравственных норм.
Многочисленные формы отклоняющегося поведения в обществе свидетельствует о состоянии конфликта между личностными и общественными интересами. Отклоняющееся поведение - это чаще всего попытка убежать от повседневных жизненных невзгод и проблем данного конкретного общества, преодолеть состояние неуверенности и напряжения через определенные компенсаторные нормы. Наиболее характерно это явление для переходного общества, когда размываются или меняются ценности и идеалы, правовые и моральные нормы, а девиации стремятся превратить в социальные нормы. Именно в подобном состоянии находится в настоящее время российское общество.
Типы девиации
Типологизировать отклоняющееся поведение можно по следующим основаниям:
1. По масштабам отклонения:
• первичное - незначительное и терпимое отклонение, когда действия индивида укладываются в рамки социальной роли;
• вторичное - отклонение от существующих в группе норм, которое социально определяется девиантным.
По субъектам поведения:
• индивидуальные - когда отдельный индивид отвергает нормы своей группы;
• групповые - отклонения группы от норм доминирующей в обществе культуры в соответствии с нормами собственной субкультуры.
По сущности отклонений:
• психические - отклонения в личностной организации, связанные с психикой (психозы, неврозы, аффекты и т. п.);
• культурно-нравственные - отклонения в поведении от норм культуры и морали.
По соответствию нормам культуры:
• культурно одобряемые - отклонения, которые связаны с понятием возвеличивания, то есть возвышения над другими. Культурно одобряемые отклонения основаны на сверхинтеллектуальности, особых склонностях, сверхмотивации, личностных качествах и счастливых случайностях;
• культурно осуждаемые - отклонения, которые связаны с нарушением нравственных норм и законов, строго осуждаемые и наказываемые.
Российские социологи Я. И. Гименский и В. С. Афанасьев к основным формам девиантного поведения, характерного для современной России относят следующие:
1. Пьянство и алкоголизм.
2. Наркомания.
3. Преступления.
4. Самоубийства.
5. Проституция.
6. Гомосексуализм.
Девиантное поведение находит свое яркое выражение в агрессии, которая может проявляться в следующих видах:
1. импульсивная агрессия - разрушительные действия;
2. инструментальная агрессия - как средство достижения определенной цели;
3. индуцированная агрессия - этот вид агрессии присущ толпе, которой нужен образ врага;
4. экспрессивная агрессия - угрожающие позы и жесты;
5. аффективная агрессия - гнев, злоба;
6. вербальная агрессия - словесные угрозы.
Признаки социальных отклонений:
• одинаковая направленность всех отклонений, встречающихся у сходных групп населения в сложившихся условиях:
• близость или единство причин девиации;
• определенная повторяемость (сменяемость) девиации.
Показатели массовых социальных отклонений:
• в количественном плане - состояние и уровень;
• с качественной стороны - структура и динамика.
Состояние - это абсолютное число актов девиантного поведения, совершенных на данной территории за данное время. Уровень - это относительный показатель, характеризующий число актов отклоняющегося поведения на единицу населения (как правило, на 100 тысяч).
Структура - это соотношение внутри данного массива отклонений разного вида (в долях процента или в абсолютных цифрах). Динамика - это совокупный качественный показатель, характеризующий изменение состояния, уровня и структуры всего массива социальных отклонений во времени на определенной теории. Она дает возможность раскрыть тенденции в движении социальных отклонений.
Суицид
Среди видов девиантного поведения наиболее опасным является суицид (от лат. суи - себя и цаедеро - убить) - самоубийство.
Исследуя это явление, Э. Дюркгейм выпустил в 1897 г. монографию «Самоубийство», в которой сделал вывод, что самоубийство зависит главным образом не от внутренних свойств индивида, а от внешних причин, управляющих людьми.
Он выделил следующие типы самоубийств:
1. Эгоистическое - когда личность считает, что жизнь потеряла смысл.
2. Альтруистическое - когда личность считает, что произошло полное ее поглощение обществом и индивид отдает ему свою жизнь, смысл которой ему видится вне физического существования.
3. Аномическое - самоубийство, обусловленное состоянием аномии в обществе.
4. Фаталистическое - это самоубийство - антипод аномического.
Современные социологи, в частности Ю. И. Рысь и В. Е. Степанов, выделяют следующие виды самоубийств:
• самоотречение - фанатичная жертва собою ради достижения отвлеченных целей;
• институционное - совершаемое по мотивам, отражающим репрессивные, этнические предписания общества или космогонические предписания (самосожжение буддистов);
• невротическое - самоубийство, вызванное истерией, психическими заболеваниями;
• бредовое - обусловлено бредом преследования, манией величия, манией всемогущества, бессмертия;
• депрессивное - связано с идеями греховности, самообвинения, переживанием смыслоутраты;
• демонстративное - совершаемое как демонстрация своего мужества, бесстрашия перед смертью;
• как образ жизни - присуще как данность определенным формам деструктивного поведения;
• платоническое - совершается по идейным соображениям;
• альтруистическое - добровольная смерть ради спасения других (камикадзе);
• индуцированное - совершаемое под влиянием внушения или других скрытых форм манипулирования сознанием (зомбирование);
• итоговое - совершаемое из-за боязни мучительной или позорной смерти или как отражающее факт обесценивания или непонимание ценности своей жизни.
Суицидогенные факторы:
1. Биологические:
• раса - у негров и индейцев суицид почти не встречается, а немцы, саксонцы склонны к самоубийству;
• пол - мужчины в 4 - 5 раз больше прибегали к суициду, чем женщины;
• возраст - наиболее часты самоубийства у мужчин 16 - 18 лет и у женщин 40 - 45 лет.
2. Социально-экономические:
• социально-экономическая ситуация в стране;
• проживание в определенной местности;
• разводы;
• лишение свободы или угроза ее лишения;
• уровень образования, профессия, условия жизни;
• безработица;
• изнасилования.
3. Естественно-природные - влияние погоды, температуры, солнечной энергии.
Теории девиации
Проблемы девиантного поведения всегда изучались учеными-социологами, и в результате сложились следующие теории.
1. Теории физических типов.
Основоположником этих теорий считают Ч. Ломброзо (1835 - 1909), итальянского судебного психиатра и криминалиста. Ломброзианство, или физиогномика, считает, что предрасположенность к девиантному поведению, преступлениям заложена в человеке в силу определенных биологических признаков (антропологических стигматов). Э. Креймер и В. Шелдон дополнили учение Ломброзо положениями о типах человеческой конституции и темперамента как источниках девиации.
2. Психоаналитические теории.
Основоположник психоанализа австрийский врач-психиатр и психолог З. Фрейд (1856 - 1939) считал, что либидо (сексуальная энергия) является причиной и основанием поведения людей. Личностные конфликты, происходящие внутри сознания на основе нереализованного либидо, приводят к отклонению в поведении. З. Фрейд ввел понятие сублимация - психический процесс преобразования и переключения энергии аффективных влечений на цели социальной деятельности и культурного творчества.
3. Социологические теории.
Основоположники этих теорий Э. Дюркгейм и Т. Парсонс объясняют девиантное поведение личности издержками процесса социализации. Р. Мертон, разработавший теорию аномии как поведения, отклоняющегося от социальных норм, считает причиной девиации наличие в обществе большого числа норм. Личностные интересы индивида, входящие в противоречие с этими нормами, вызывают девиации.
Основное содержание теории социальной дезорганизации Э. Дюркгейма сводится к тому, что дезорганизация отражает то состояние общества, когда ценности либо отсутствуют, либо противоречат сами себе. Социальные явления, представляющие собой наличие множества систем норм, в которых индивиду трудно ориентироваться, он назвал аномией. По его мнению, аномия (отрицание закона) - это нормальная форма поведения индивидов.
Современный американский социолог Н. Смелзер выделяет три основных компонента девиации:
• индивид, совершающий определенные деяния;
• норма, предполагающая нормативные ожидания общества;
• социальная группа, которая конкретно воспринимает субъекта девиации.
4. Культурные теории.
Эти теории объясняют социальные отклонения противоречиями между культурными нормами, между общественной культурой и субкультурами, а также общением с дурной компанией. Сторонники теории конфликта считают, что общество, создавая социальные нормы, само предполагает девиации. Та же мысль проходит и в концепции наклеивания ярлыков: социальные группы сами создают девиации, устанавливая нормы.
Эти теории описывают и объясняют девиантное поведение в обществе.
Таким образом, личность является первичным субъектом социальной жизни и первичным элементом социальной системы. Знать основные положения социологии личности необходимо для того, чтобы влиять на процесс социализации и, используя социальные санкции, не допускать девиантного поведения.
Назад | Содержание | Вперед |